Сход граждан как один из механизмов реализации общественных инициатив | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (503) январь 2024 г.

Дата публикации: 26.01.2024

Статья просмотрена: 56 раз

Библиографическое описание:

Миронов, К. О. Сход граждан как один из механизмов реализации общественных инициатив / К. О. Миронов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 4 (503). — С. 95-96. — URL: https://moluch.ru/archive/503/110727/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье рассматривается такая форма осуществления населением местного самоуправления как сход граждан, его правовая основа и особенности реализации.

Ключевые слова: сход граждан, местное самоуправление, общественные инициативы, форма участия населения, государственное и муниципальное управление.

В современном обществе, демократия и представительство являются основными принципами нашей политической системы. Процесс принятия решений важен для общества, и это отражается в формировании и деятельности представительных органов. Одним из ключевых элементов в этом процессе является сход граждан, осуществляющих полномочия представительного органа муниципального образования.

Сход граждан представляет собой мероприятие, на котором граждане собираются для обсуждения и принятия важных решений относительно своих интересов и потребностей. Одна из главных функций сходов граждан — предоставить платформу для обсуждения инициатив, которые могут привести к полезным изменениям в обществе. На собрании граждане могут высказать свои идеи и предложения, обсудить их с другими участниками и принять общее решение. Это позволяет учесть различные точки зрения и прийти к компромиссу.

Сходы граждан являются формой прямого осуществления муниципальной власти. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепил два вида сходов граждан. Это сход граждан, осуществляющий в малочисленных поселениях полномочия представительного органа муниципального образования (ст. 25), и сход граждан, на котором непосредственно населением поселения или населенного пункта решаются отдельные вопросы местного значения. [1]

Одной из главных задач схода граждан является выбор делегатов, которые будут представлять интересы граждан в законодательном органе муниципального образования. Этот процесс не только стимулирует граждан быть активными участниками в политической жизни своего муниципалитета, но и способствует формированию сильной и ответственной представительской власти.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ не конкретизирует вид поселения, в котором может формироваться сход, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования [2]. Правом участия в работе схода обладают граждане Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, социального, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, политических и иных взглядов, рода и характера занятий, времени проживания в данной местности. По общему правилу участвовать в работе схода граждан могут дееспособные граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет. Граждане участвуют в сходе непосредственно, их участие является свободным. Никто не вправе принуждать их к участию в сходе или ограничивать свободу их волеизъявления.

Однако, сход граждан — не просто выборы. Это также возможность для взаимодействия граждан и представителей власти, обсуждения проблем и поиска решений. Важно, чтобы все граждане могли свободно выразить свои мнения и предложения, а представители власти внимательно слушали их.

Сход граждан имеет множество преимуществ. Прежде всего, он позволяет гражданам быть активными участниками в принятии решений, связанных с их муниципальным образованием. Сход граждан открывается руководителем муниципального образования или другим лицом, председательствующим на собрании.

Председатель схода граждан организует сход граждан, ведет порядок, координирует работу счетной комиссии, дает слово для обсуждения по обсуждаемым вопросам и обеспечивает установленную процедуру голосования. [3] Решения, принятые на собрании граждан, оформляются в форме правовых актов и представляют собой акты, которые обладают высшей юридической силой в иерархии муниципальных правовых актов городского округа, обладают прямым влиянием и применяются на всей территории города.

Необходимо отметить, что успешная организация и проведение схода граждан требует определенных способностей и навыков у органов власти. Важно, чтобы процесс был прозрачным и доступным для всех граждан, чтобы никто не чувствовал себя исключенным или неравноправным. Также, важно обеспечить эффективное взаимодействие между гражданами и представителями власти, чтобы никакие проблемы не останавливались на бумаге, а всегда находили свое практическое применение.

Нередко на сходах граждан заслушиваются мнения экспертов и специалистов, имеющих прямое отношение к рассматриваемой проблеме. Это позволяет получить дополнительную информацию, обоснованные аргументы и научную экспертизу.

Однако, несмотря на все положительные стороны, сходы граждан также имеют свои ограничения. Например, не всегда участники схода представляют всю разнообразие общества, их мнения могут быть не репрезентативными. Кроме того, не всегда удается достичь консенсуса и принять решение, которое устроит всех участников. В таких случаях возникает необходимость в использовании других механизмов реализации общественных инициатив.

Также многие вопросы местного значения, требуют от жителей специальной подготовки или более углубленного изучения некоторых значимых для местного населения вопросов. Например, вопросы, касающиеся бюджета, местных налогов и сборов, имущества, находящегося в муниципальной собственности поселения и т. д. [4]

В заключение, сход граждан — это важный механизм реализации общественных инициатив, способствующий широкому обсуждению, принятию и реализации важных решений. Он не только обеспечивает участие граждан в принятии решений, но и способствует развитию гражданского общества и укреплению демократии. Важно помнить, что активное участие граждан в общественных делах является залогом справедливости и прогресса нашего общества.

Литература:

1. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 21.01.2024)

2. Власов В. А. Сход граждан как важнейший правовой институт непосредственной демократии на муниципальном уровне / В. А. Власов // Право и государство: теория и практика. 2019. — № 7. — С. 61–65.

3. Иванов К. П. Сход граждан: понятие, подготовка, проведение / К. П. Иванов // Перо науки. 2020. — № 19. — С. 7–10.

4. Рябов С. А. Некоторые проблемы реализации института схода граждан по российскому законодательству / С. А. Рябов // Наука и инновации в современном мире. 2018. — № 2. — С. 262–264.

Основные термины (генерируются автоматически): сход граждан, муниципальное образование, гражданин, местное самоуправление, представитель власти, представительный орган, Российская Федерация, местное значение, механизм реализации, принятие решений.


Похожие статьи

Задать вопрос