Цифровизация избирательного процесса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №4 (503) январь 2024 г.

Дата публикации: 26.01.2024

Статья просмотрена: 81 раз

Библиографическое описание:

Гасанов, Н. К. Цифровизация избирательного процесса / Н. К. Гасанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 4 (503). — С. 274-276. — URL: https://moluch.ru/archive/503/110713/ (дата обращения: 02.05.2024).



В данной статье анализируются основные аспекты новых технологий в избирательном процессе. В статье обращено внимание на потребности адекватного правового регулирования современных информационных технологий в избирательном процессе.

Ключевые слова: избирательный процесс, цифровизация, модернизация, новые технологии, совершенствование, правовое регулирование, электронное голосование, избирательная система, избирательное законодательство, государственная автоматизированная система.

На сегодняшний день нельзя представить какую-либо сферу жизни без внедрения в неё современных технологий. Не стал исключением и избирательный процесс. Основной путь развития цифровых технологий в избирательном процессе направлен на усовершенствования и упрощения самой процедуры голосования. Модернизация правового регулирования избирательного процесса, а также разработка обеспечения эффективной реализации избирательных прав граждан является основным направлением совершенствования избирательной системы и избирательного законодательства Российской Федерации.

Особую заинтересованность к изучению новых цифровых технологий в избирательном процессе и их воздействия на реализацию гражданами избирательных прав отобразилось в трудах как зарубежных, так и российских исследователей [6, с. 38].

Президент неоднократно в своих Посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации говорил о приоритетной задачи модернизации организационно-правовой основы проведения выборов, введение необходимых инновационных технологий электронного содействия для проведения выборов различного уровня. На протяжении последних нескольких десятилетий в России осуществляется цифровизация избирательной системы и избирательного законодательства, происходит разработка мер по обеспечению эффективной реализации гражданами своих избирательных прав.

Особенно важно отметить тот факт, что включение в целом в избирательную практику России средств и механизмов электронного голосования происходит в тенденции общемировых движений в направлении развития цифровой демократии.

Первым движением в направлении использования цифровых технологий в избирательной системе можно считать Указ Президента РФ от 23 августа 1994 г. № 1723 «О разработке и создании государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»» [5].

Впоследствии развития процесса модернизации процедуры выборов выразилось в виде электронного стационарного голосования. Одним из следующих шагов в направлении цифровизации избирательного процесса можно считать принятия Федерального закона от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ [2]. Данным законом предусматривалась возможность в определенных случаях и порядке, согласно федеральным конституционным законам, федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации, участковым избирательным комиссиям задействовать при голосовании на выборах технические избирательные средства подсчета голосов, в том числе, сканеры избирательных бюллетеней. Стоить отдельно отметить, что итоги данных голосования, которые были получены с помощью таких технических средств считались предварительно не имеющих юридической силы информацией.

В дальнейшем избирательное законодательство и избирательный процесс претерпели еще ряд существенных изменений.

В частности, Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [3] и впоследствии позднее принятые законы, посвященные выборам депутатов Государственной Думы России и выборам Президента РФ, в том числе Федеральный конституционный закон «О референдуме РФ» [1] устанавливали более развернутое правовое регулирование проблемы использования технических средств в избирательном процессе. Позднее в 2003 г. был принят Федеральный закон № 20-ФЗ «О государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы», который устанавливал основные положения действия данной системы в ходе проведения и подготовки и выборов [4].

Только в 2005 г. в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ были установлены принципиально важные новеллы, в том числе, понятие «электронное голосование» (ст.2), под которым понималось «голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием комплекса средств автоматизации ГАС «Выборы»» и «электронный бюллетень» — бюллетень, подготовленный программно-техническими средствами в электронном виде, применяемый при проведении электронного голосования.

На выборах 2019 г. депутатов Московской городской Думы седьмого созыва (в 4 округах города) в единый избирательный день голосования был проведен эксперимент по реализации дистанционного электронного голосования, в ходе которого использовались технологии блокчейна.

По итогам данных выборов были выявлены наиболее потенциально слабые места системы электронного голосования, в частности проблемы соблюдения одного из основных принципов избирательного права — тайного голосования, также вызывал вопрос доверия к электронному голосованию и обеспечения безопасности системы от взлома. Но были выявлены и положительные моменты, такие как: повышение явки избирателей, значительное уменьшение расходов на организацию избирательного процесса, снижение расходов на организацию выборов в труднодоступных территориях, повышение уровня голосовавших находящихся за пределами территории страны.

Большинство экспертов оценили данный эксперимент как положительный, что в свою очередь отразилось на мнении большинства граждан РФ. Это четко отражается на основе данных проведенного социологического опроса 29 сентября 2019 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) по вопросу дистанционного электронного голосования, 48 % граждан выразили готовность в принятие участия в электронном голосовании, 66 % поддержали введения Интернет-голосования на выборах по всей территории страны [8].

Следует отметить и весьма ощутимые риски электронного голосования. В первую очередь они связаны с трудностью соблюдения основ избирательного процесса. Самыми важными из них являются: надежность идентификации личности, информационная безопасность и тайна голосования [7, с. 41].

Таким образом, процесс цифровизации голосования при всех своих положительных моментах обладает и рядом минусов, которые в свою очередь вынуждают модернизировать базовые основы всего избирательного процесса и заняться поиском новых средств обеспечения гарантий избирательных прав граждан.

В связи с данными обстоятельствами, в настоящее время электронное голосование может быть рассмотрено не более чем как дополнительная возможность волеизъявление граждан, что в свою очередь позволяет гражданину выбрать удобный для него способ голосования — лично на избирательном участке или дистанционно посредствам электронного голосования.

Литература:

  1. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 г. № 5-ФКЗ (ред. от 30.12.2021 г.) «О референдуме Российской Федерации» // Российская газета. 2004. № 137-д.
  2. Федеральный закон от 19.09.1997 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 38. Ст. 4339.
  3. Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
  4. Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» // СЗ РФ. 2003. № 12. Ст. 172.
  5. Указ Президента РФ от 23.08.1994 г. № 1723 «О разработке и создании государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы»» // СЗ РФ. 1994. № 18. Ст. 2067
  6. Антонов, Я. В. Электронное голосование в системе электронной демократии: конституционно-правовое исследование / Я. В. Антонов. — Текст: непосредственный // Российская юстиция. — 2017. — № 12. — С. 38–41.
  7. Гриценко, Е. В. Обеспечение основных гарантий избирательных прав в условиях информатизации избирательного процесса / Е. В. Гриценко. — Текст: непосредственный // Конституционное и муниципальное право. — 2020. — № 5. — С. 41–49.
  8. ВЦИОМ больше половины опрошенных россиян выступили за онлайн-голосование на выборах / ВЦИОМ. — Текст: электронный // ТАСС: [сайт]. — URL: https://tass.ru/obschestvo/7099353 (дата обращения: 22.01.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): избирательный процесс, электронное голосование, Российская Федерация, избирательная система, избирательное законодательство, государственная автоматизированная система, голосование, дистанционное электронное голосование, правовое регулирование, эффективная реализация.


Похожие статьи

Задать вопрос