Проблемы законодательного регулирования договора транспортной экспедиции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №4 (503) январь 2024 г.

Дата публикации: 26.01.2024

Статья просмотрена: 46 раз

Библиографическое описание:

Агаджанян, К. А. Проблемы законодательного регулирования договора транспортной экспедиции / К. А. Агаджанян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 4 (503). — С. 237-241. — URL: https://moluch.ru/archive/503/110712/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье рассмотрены положения отечественного гражданского законодательства, закрепляющего особенности правового регулирования отношений, вытекающих из заключения договора транспортной экспедиции. В статье рассмотрена характеристика договора транспортной экспедиции, а также выделен и рассмотрен ряд проблем теории и практики договора транспортной экспедиции. Автором сделаны выводы о выявленных проблемах и сформированы некоторые рекомендательные меры, направленные на решение проблем законодательного регулирования договора транспортной экспедиции.

Ключевые слова : транспортные договоры, транспортная экспедиция, клиент, экспедитор, договорная ответственность, транспортно-экспедиционная деятельность, договор транспортной экспедиции.

The article considers the provisions of the domestic civil legislation, which enshrines the features of the legal regulation of relations arising from the conclusion of a freight forwarding contract. The article examines the characteristics of the freight forwarding contract, as well as identifies and examines a number of problems in the theory and practice of the freight forwarding contract. The author draws conclusions about the identified problems and forms some recommendatory measures aimed at solving the problems of legislative regulation of the freight forwarding contract.

Keywords: transport contracts, freight forwarding, client, forwarder, contractual liability, freight forwarding activities, freight forwarding contract.

Транспортно-экспедиторская деятельность становится все более широко распространенной в России, что вызвано увеличением товарооборота (как внутреннего, так и международного, в частности, возрастает уровень внутреннего товарооборота, а также восстанавливаются показатели внешней торговли, которые значительно снизились после экономически сложных периодов коронавирусной инфекции и санкционного давления на Российскую Федерацию с февраля 2022 года [12]), развитием и изменением политических и экономических процессов (появляются новые иностранные контрагенты — в настоящий момент наращивается товарооборот между странами ЕАЭС и Китаем), удлинением самих логистических цепочек. Ввиду высокой значимости транспортно-экспедиторской деятельности, которая направлена на «удовлетворение потребностей граждан, коллективных образований и экономических интересов государства в целом в перемещении пассажиров и материальных благ в пространстве» [10; С. 234], все более востребованным становится договор транспортной экспедиции, относящийся к группе транспортных договоров, которые регламентируют отношения по перевозке и транспортировке граждан и груза (товаров, иных материальных объектов).

Транспортные договоры значительно распространены как на практике, так и в качестве предмета научных исследований. На сегодняшний день в юридической доктрине встречаются различные позиции относительно классификации, систематизации и дефиниции транспортных договоров. Представляется наиболее верным согласиться с позицией Б. М. Гонгало, который говорит о том, что транспортные договоры представляют собой соглашения, которые совершаются с целью организации, обеспечения и осуществления перевозок как пассажиров, так и багажа [8]. Дефиниция позволяет выделить транспортные договоры среди иных гражданско-правовых сделок, в частности, об оказании услуг, поставке, комиссии, агентировании, которые, в некотором роде, схожи с характеристиками и сущностью транспортных договоров. При этом Б. М. Гонгало указывает на отличительные признаки транспортных договоров, к числу которых относятся [8]:

  1. Исключительно возмездный характер договора (транспортные договоры всегда предполагают оплату оказанных транспортных и экспедиционных услуг);
  2. Сущность договора связана с перемещением товаров в транспорте, а также граждан посредством использования транспортных средств (при этом лицо, осуществляющее такую транспортировку, несет ответственность за выбор маршрута, способов перемещения и транспортировки);
  3. В рамках транспортных договоров на стороне экспедитора, перевозчика участвуют профессиональные субъекты — юридические лица и индивидуальные предприниматели, основная деятельность которых связана с оказанием транспортных и экспедиторских услуг;
  4. Предмет транспортных договоров — это оказание нематериальных услуг (перевозка, перемещение).

Действующие нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту — ГК РФ) закрепляют систему гражданско-правовых договоров, в том числе транспортных, к числу которых относятся договор фрахтования, договор перевозки грузов, договор перевозки пассажиров и багажа, а также договор транспортной экспедиции [1], который выступает предметом настоящего исследования. Востребованность именно этого транспортного договора объясняется тем, что перевозка грузов, которая одновременно сопровождается экспедиторскими услугами, является необходимым элементом для развития экономики и торговли, в том числе на международном уровне.

Нормы ГК РФ закрепляют понятие договора транспортной экспедиции и, одновременно с этим, не содержат в себе каких-либо специальных положений к данному виду гражданско-правовых сделок (Глава 41 ГК РФ). Для комплексного правового регулирования возникающих правоотношений в сфере транспортно-экспедиционной деятельности был принят отдельный законодательный акт — Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» [2] (далее по тексту — Закон о транспортно-экспедиционной деятельности). Именно в этом акте раскрываются механизмы экспедиционных услуг. Важную роль играют и подзаконные акты, в частности, Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности» [3] и др.

Так или иначе основополагающим актом правового регулирования выступает ГК РФ. Согласно гл. 41 ГК РФ, в качестве субъектов договора транспортной экспедиции выделяются — клиент (грузополучатель или отправитель) и экспедитор (непосредственно лицо, которое осуществляет экспедиционную деятельность) [1]. Само содержание договора определяет особенности взаимодействия между сторонами договора транспортной экспедиции. Экспедитор может реализовывать свои договорные обязательства как лично, так и через представителя (в последнем случае необходимо, чтобы подобное условие было отражено в содержании договора). К числу лиц, которые могут выступать экспедиторами в качестве стороны договора транспортной экспедиции, чаще всего относятся предприниматели или юридические лица, для которых транспортно-экспедиторские услуги выступают одним из видов предпринимательской деятельности (ранее указывалось, что это является отличительным признаком транспортных договоров). В случае, когда экспедитор привлекает третье лицо для исполнения договорных обязательств, ответственность распространяется не только на посредника (третье лицо), но и на самого экспедитора, так как именно экспедитор в рамках заключенного договора принял на себя обязательство по осуществления экспедиционной деятельности. Что касается клиента, как стороны договора транспортной экспедиции, необходимо отметить, что данное понятие одновременно является достаточно распространенным в договорных отношениях, а в договоре транспортной экспедиции имеет разнообразную сущность, с другой стороны, понятие клиента является размытым. Так, в качестве клиента могут выступать не только физические лица, но и юридические (более того, для договора транспортной экспедиции может быть характерно наличие множественности лиц на стороны клиента).

Итак, экспедитор, как уже говорилось, может осуществлять свою деятельность лично или через посредника. После того, как экспедитор получает разрешение на привлечение посредника у клиента, последний должен предоставить всю необходимую информацию о товаре (подтвержденную документально). Точная информация, во-первых, обеспечивает безопасность транспортировки товара, во-вторых, позволяет сократить логистические издержки и ошибки. Если клиент не предоставляет такой информации, то экспедитор наделяется правом по истребованию ее — в случае отказа в предоставлении, экспедитор может прекратить исполнение договора транспортной экспедиции. В ст. 802 ГК РФ устанавливается также и то, что экспедитор может потребовать иные документы на груз, например, доверенность. В свою очередь, клиент обладает правом выбора способа доставки, а также маршрута несмотря на то, что положениями о договоре транспортной экспедиции установлено, что по общему правилу способ и маршрут выбирает экспедитор. Какие-либо изменения могут быть внесены путем подписания дополнительного соглашения. Согласно нормам о договоре транспортной экспедиции, оплата возлагается на клиента. Помимо общего требования об оплате услуг, также предполагается, что клиент должен оплатить дополнительные услуги, которые были вызваны форс-мажорными обстоятельствами [6; С. 855].

Несмотря на то, что фактически в России сложился целый комплекс нормативных правовых актов, которые регламентируют порядок заключения, содержание, ответственность по договору транспортной экспедиции, применение этих актов сопровождается определенными проблемами как на уровне научных источников, так и на практике. Так, в научной литературе неоднократно высказывались позиции о наличии определенных проблем правового регулирования договора транспортной экспедиции [9; С. 111]. Во-первых, в науке часто встречается в качестве предмета исследования проблемы, связанные с определением существенных условий договора транспортной экспедиции. Действительно, видится обоснованным предложение некоторых авторов о возможном закреплении исчерпывающего перечня существенных условий (на данный момент законодательно так и не сформированы существенные условия договора транспортной экспедиции). По этой причине также позиция ч. 1 ст. 432 ГК РФ вступает в противоречие с консенсуальностью договора транспортной экспедиции, так как в обратном случае стороны могут столкнуться с негативными последствиями. Во-вторых, существенными являются и проблемы об ответственности сторон по договору транспортной экспедиции. Однако указанное проблемное поле некоторых исследований не является исчерпывающим. Для дальнейшего совершенствования правового регулирования договора транспортной экспедиции видится необходимым выделить эти проблемы и, проанализировав их, предложить возможные пути решения таких проблем.

1. Предмет договора транспортной экспедиции.

В научных источниках достаточно распространена позиция о том, что действующие нормы ГК РФ не позволяют однозначно и точно определить предмет договора транспортной экспедиции [7; С. 62]. С этой позицией нельзя не согласиться. Действительно, отечественный законодатель использует такой способ конструирования норм о договоре транспортной экспедиции, согласно которому услуги, которые оказывает экспедитор, делятся на основные и дополнительные. При этом, видится обоснованным, что такое деление предполагает, что именно основные услуги определяют сущность, цель и предмет такого соглашения. Представляется, что такое подход законодателя не является совсем удачным — возможно, нормы о договоре транспортной экспедиции можно сконструировать по аналогии с положениями ст. 779 ГК РФ (договор возмездного оказания услуг), то есть указать примерный перечень транспортных и экспедиционных услуг, а также исключить «диапазон» услуг, которые могут быть оказаны в рамках этого договора.

2. Квалификация договорных отношений.

Как ранее указывалось, договор транспортной экспедиции по некоторым признакам схож с иными договорами — перевозкой, комиссией, агентированием и др. Проблемность квалификации договора транспортной экспедиции отмечается как в научных источниках, так и на уровне практики. Так, А. С. Суржик отмечает, что действующие нормы и результаты правоприменения подрывают доверие к судебной власти, так как зачастую в судебной практике встречаются необоснованные выводы судов о переквалификации договоров транспортной экспедиции в договоры перевозки, что сказывается на защите прав потребителей [11; С. 125]. Действительно, часто организации, которые осуществляют транспортные и экспедиционные услуги злоупотребляют своими правами и настаивают на переквалификации возникших отношений, так как это напрямую связано с возможностью применения положений законодательства. Например, в споре между «Деловыми линиями» и гражданами, компания, которая изначально заключала договор о транспортной экспедиции, настояла на том, чтобы данные отношения рассматривали в качестве договоров о перевозке (для аргументации «Деловые линии» использовали факт того, что истец обладал статусом индивидуального предпринимателя) [4]. Видится возможным устранить подобные ошибки в правовой квалификации отношений путем закрепления соответствующих признаков договора транспортной экспедиции, чтобы впоследствии, вне зависимости от наименования договора, возникшие отношения можно было правильно квалифицировать, что необходимо, во-первых, для защиты гражданских прав, во-вторых, для реализации основных целей и задач судебной власти.

3.Предоставление информации о грузе — обязанность экспедитора или клиента.

В судебной практике часто рассматриваются дела, которые связаны с применением мер ответственности к одной из сторон договора, связанные с тем, что товар был утрачен, поврежден из-за предоставления неполной, недостаточной информации. Аналогичные позиции рассматриваются и в науке. В сущности, договор транспортной экспедиции рассматривается как комплексный и сложный договор, а предоставление информации о грузе относится и к клиенту, и к экспедитору, хотя некоторые представители науки настаивают на том, что ввиду отсутствия у клиента специальных знаний, специфики перевозки, именно экспедитор должен нести ответственность за получение необходимых документов и сведений о грузе. Однако такая активная роль экспедитора не закреплена ни в нормах ГК РФ, ни в нормах Закона о транспортно-экспедиционной деятельности. Так, в одном из дел суд пришел к выводу о том, что клиент ненадлежащим образом исполнил условия договора, так как не предоставил нужную информацию и документы (суд отказал в удовлетворении требований клиента о взыскании убытков с экспедитора за ненадлежащее исполнение договора), а встречные требования экспедитора о взыскании убытков с клиента также не могут быть удовлетворены ввиду того, что сам договор предполагает взаимную обязанность клиента и экспедитора получать и предоставлять необходимые сведения для исполнения договора транспортной экспедиции [5].

4. Консенсуальность или реальность договора транспортной экспедиции.

Вопрос консенсуальных и реальных договоров имеет высокое теоретическое и практическое значение — так определяется момент возникновения взаимных прав и обязанностей сторон по договору. В научных исследованиях справедливо выделяется проблема консенсуальности или реальности договора транспортной экспедиции. Так, в уже упомянутом исследовании Б. М. Гонгало автор приходит к выводу о том, что договор транспортной экспедиции должен относиться к категории консенсуальных договоров, так как действия, которые реализует экспедитор, осуществляются после возникших прав и обязанностей между сторонами договора [8]. Однако иные авторы указывают на то, что транспортная экспедиция может быть рассмотрена как по модели реального, так и по модели консенсуального договора, что вносит неоднозначность в правовую характеристику рассматриваемого договора и его понимание [9; С. 109]. Конечно, на практике возможны ситуации, когда передача груза экспедитору совпадает с моментом возникновения прав и обязанностей, однако это не может свидетельствовать о том, что договор транспортной экспедиции в данном случае необходимо воспринимать в качестве реального договора. Видится обоснованным, разрешая данную научную дискуссию, указать, что договор транспортной экспедиции должен рассматриваться исключительно как консенсуальный договор.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Во-первых, были рассмотрены особенности транспортных договоров, поименованных в ГК РФ, а также определены основные характеристики договора транспортной экспедиции. Во-вторых, были выделены некоторые проблемы правового регулирования договора транспортной экспедиции. В частности, рассмотрены вопросы правовой характеристики договора, определения его предмета, квалификации, а также некоторых обязанностей сторон договора транспортной экспедиции. На основании проведенного анализа некоторых выявленных проблем были сделаны выводы как теоретического, так и практического значения, направленные на совершенствование правового регулирования договора транспортной экспедиции.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 20.01.1996. № 5. ст. 410.
  2. Федеральный закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» // Российская газета. № 128. 03.07.2003.
  3. Постановление Правительства РФ от 08.09.2006 № 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности» // Собрание законодательства РФ. 11.09.2006. № 37. ст. 3890.
  4. Определение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 22 ноября 2021 г. по делу № 2–3802/2021 // https://судебныерешения.рф/62618221?ysclid=lrnwd297h6840873779 (дата обращения: 18.01.2024).
  5. Постановление Арбитражного Суда Белгородской области от 20 июля 2011 г. по делу № А08–1556/2011 // СПС «КонсультантПлюс».
  6. Беликов, В. Г. Содержание договора транспортной экспедиции / В. Г. Беликов // Экономика и социум. — 2017. — № 6–2 (37). — С. 854–859.
  7. Бутакова, Н. А. Проблемы правового регулирования договора транспортной экспедиции / Н. А. Бутакова // Проблемы частноправового и публично-правового регулирования транспортной деятельности: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, Уфа, 23 ноября 2022 года. — Уфа: Научно-исследовательский институт проблем правового государства, 2023. — С. 59–65.
  8. Гонгало, Б. М. Гражданское право. М., 2017. в 2 Т. Т. 2. С. 543.
  9. Лончакова, Ю. А. Правовые аспекты ответственности сторон по договору транспортной экспедиции / Ю. А. Лончакова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2023. — № 10. — С. 108–112.
  10. Радченко, А. В. Правовые особенности договора транспортной экспедиции в системе транспортных договоров / А. В. Радченко // Университетская наука. — 2020. — № 1(9). — С. 233–235.
  11. Суржик, А. С. Договор транспортной экспедиции: проблемы правовой квалификации в контексте споров о защите прав потребителей / А. С. Суржик // Правовые исследования молодых ученых (для магистрантов и аспирантов): материалы II Ежегодной региональной научно-практической конференции, Иркутск, 26 января 2022 года. — Иркутск: Иркутский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), 2022. — С. 123–128.
  12. РБК: Торговля сокращает профицит. ФТС Раскрыла объем экспорта и импорта в 2023 году // https://www.rbc.ru/newspaper/2023/11/15/65532b479a79471209aab87e?ysclid=lrnv0id6sw183324584 (дата обращения: 17.01.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): транспортная экспедиция, договор, ГК РФ, транспортно-экспедиционная деятельность, экспедитор, клиент, правовое регулирование договора, сторона договора, услуга, проблема.


Похожие статьи

Задать вопрос