Управление процессом ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (503) январь 2024 г.

Дата публикации: 24.01.2024

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Фомина, Ю. А. Управление процессом ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста / Ю. А. Фомина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 4 (503). — С. 211-213. — URL: https://moluch.ru/archive/503/110652/ (дата обращения: 03.05.2024).



В данной статье анализируется понятие ранней профориентации с точки зрения различных авторов, выделяются ее направления, рассматриваются проблемы ранней профориентации. Выдвигается цель и задачи для более успешного осуществления процесса ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста. Также предложена программа ранней профориентации воспитанников ДОО, при реализации которой будут сформированы: модель развития профориентационной среды, способствующая формированию у дошкольников первичного представления о мире профессий, модель и механизм сетевого взаимодействия с предприятиями и организациями разных видов собственности и учебно-методический комплекс.

Ключевые слова: ранняя профориентация, дети старшего дошкольного возраста, профориентация, программа ранней профориентации, дошкольная образовательная организация.

Жизнь в современном мире постоянно характеризуется новыми техническими открытиями, высококачественными изобретениями и многим другим. В связи с этим к работникам предъявляют новые профессиональные требования. Уже со старшего дошкольного возраста необходимо начинать работу по профессиональному самоопределению личности, следует помочь ребенку в осознании выбора профессии, что является важным в дальнейшей его взрослой жизни [4]. Как отмечает доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО Чистякова С. Н., говоря о необходимости педагогической поддержки профессионального самоопределения человека, что уже в дошкольном возрасте необходимо «формировать первичное представление о мире профессий и интерес к профессионально-трудовой деятельности» [7].

В работах российских ученых Т. В. Ендовицкой, В. И. Логинова, Я. З. Неверович, О. И. Соловьева, разработаны принципы ознакомления детей раннего школьного и дошкольного возраста с профессиональной деятельностью взрослых, указаны пути освоения определенного познавательного материала, конкретизировано содержание работы по ознакомлению воспитанников с миром профессий.

Довольно сложно в современном мире сделать действительно правильный профессиональный выбор, ведь появляются новые технологии, экономика в стране развивается с огромной скоростью. Такие факторы и могут стать препятствиями при формировании будущего профессионала, который в полной мере смог бы проявлять свои способности и приносить пользу обществу [5].

Именно поэтому в дошкольных образовательных организациях (далее — ДОО) возникает проблема, которая заключается в создании условий осуществления процесса ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста.

Изучению процесса ранней профориентации уделяли внимание многие исследователи. Поэтому целесообразно рассмотреть точки зрения различных авторов.

По мнению Л. И. Красновского ранняя профориентация — это первоначальный этап подготовки ребенка к выбору будущей профессии, который заключается в знакомстве ребенка с различными видами труда для самостоятельного выбора профессии в дальнейшем [6].

О. Т. Истратова под ранней профориентацией понимает комплекс мероприятий психолого-педагогического характера, помогающий ребенку определиться в выборе будущей профессии в соответствии со своими способностями, возможностями и интересами» [3].

В большей степени процесс ранней профориентации в огромной степени имеет характер информационный и позволяет ознакомить детей с миром профессий. Но не стоит забывать о необходимости совместного обсуждения планов и опыта ребенка, которые ему необходимо будет приобретать, выполняя трудовую деятельность [4].

К основным направлениям ранней профориентации относятся профессиональное воспитание и информирование:

  1. Профессиональное воспитание, которое позволяет сформировать у дошкольников познавательный трудовой интерес и привить ему трудолюбие.
  2. Профессиональное информирование. Позволяет обеспечить детей необходимой информацией о профессиональной мире и расширить знания о профессиях, интересных ребенку.

Многообразие и динамичность обуславливает всю сложность при знакомстве детей дошкольного возраста с профессиональным взрослым миром, ведь современный мир включает в себя огромное разнообразие профессий и насчитывает более 40 тысяч. Множество профессий, которые существуют веками, могут измениться до неузнаваемости [1].

При развитии по спирали дошкольная педагогика часто возвращается к проблеме знакомства детей с профессиональным миром взрослого. Современный мир стремится к модернизации профессий с ориентацией на трудовой рынок, который меняется из года в год, где на одни профессии спрос возрастает, другие профессии наоборот терпят упадок.

Проблема ранней профориентации детей имеет огромную значимость в современном мире при организации деятельности в ДОО. Рассмотрим имеющиеся проблемы ранней профориентации детей:

— частичная реализация возможностей дошкольников осваивать опыт трудовой деятельности;

— непроработанность ознакомительной системы с профессиональным миром;

— педагогическая работа при ознакомлении дошкольников не позволяет детям иметь полное представление о большом количестве имеющихся профессий;

— работа ДОО не имеет преемственности [2].

Основной и важной целью при формировании ранней профориентации для дошкольников выступает развитие эмоционального отношения дошкольника к миру многообразия профессий, открытости возможностей в которых дошкольник может себя проявить в какой-либо деятельности. При успешной реализации данной цели у детей могут сформироваться соответствующие навыки, а также уважительное отношение к труду в различных сферах, будет наблюдаться расширение кругозора, выявятся имеющиеся способности, интересы и увлечения [4].

При знакомстве дошкольников с профессиональным миром у них формируются не только теоретические знания, но и имеется возможность приобщиться к труду взрослого, научиться коммуникативным навыкам при общении со специалистами разных сфер. Тем самым, дети расширяют и углубляют уже имеющиеся знания о профессиональной деятельности, при этом пополняется их активный словарный запас.

Отсюда следует то, что главной задачей знакомства дошкольников с профессией является подготовка к осознанному самоопределению, наличие возможности дальнейшего самостоятельного планирования, реализация и анализ своего будущего трудового пути [5].

Необходимость работы по ознакомлению воспитанников ДОО с профессиями взрослых, воспитанием ценностного отношения к собственному труду и труду других людей определена в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) дошкольного образования.

Можно предложить деятельность по данному направлению организовывать в программном подходе, т. е. чтобы каждая ДОО имела программу ранней профориентации воспитанников, которая является неотъемлемой частью основной образовательной программы.

Данная программа направлена на педагогических работников, родителей и воспитанников, как главных участников образовательной деятельности.

Основная цель программы: создание в ДОО действенной системы ранней профориентации, направленной на формирование у дошкольников ценностного отношения к труду, расширение знаний о мире профессий.

Задачи программы:

  1. Создание организационных, материально-технических, нормативно-правовых, научно-методических условий реализации программы;
  2. Создание условий для повышения квалификации педагогических работников по вопросам организации профориентационной работы;
  3. Разработка:

— плана работы, направленного на профессиональную ориентацию воспитанников и всеобуч родителей;

— модели сетевого взаимодействия с предприятиями, организациями всех форм собственности (в том числе с образовательными), родителями;

— программы мониторинга эффективности профориентационной работы на уровне старшей и подготовительной группы.

При управлении программой очень важно руководителю образовательной организации опираться на четыре основные функции менеджмента: планирование, организация, мотивация и контроль [8].

На организационном этапе реализации программы:

— проводится диагностика воспитанников по формированию у них трудовых навыков и представлений о мире профессий, анкетирование родителей, входной мониторинг профессиональной компетентности педагогических работников в области ранней профориентации;

— формируются проблемно-творческие группы (далее — ПТГ) по выработке учебного комплекса;

— готовится нормативно-правовая база (положения, приказы, изменения в должностные обязанности, формы стимулирования участников ПТГ);

— проводится обучение педагогических работников по вопросам организации профориентации воспитанников с учетом возрастных особенностей;

— разрабатываются мероприятия по «всеобучу» родителей;

— заключаются договоры с социальными партнерами.

Основной этап программы формирует у старших дошкольников ценностное отношение к труду через вовлечение их в различные виды познавательной, игровой, общественно-полезной, досуговой деятельности. С этой целью педагогическим коллективом на основе перспективно-тематического плана по ранней профориентации организуется непрерывная образовательная деятельность (игровая, проектная, досуговая); создается материально-техническая база с привлечением родителей, социальных партнеров; формируется учебно-материальный комплекс [8].

Заключительный этап программы позволяет определить эффективность проведенной работы. С этой целью, анализируется работа проблемно-творческих групп; проводится итоговый мониторинг профессиональной компетентности педагогических работников в области профориентации воспитанников и диагностика воспитанников; вносится корректировка в программу [8].

Таким образом, работа по ранней профориентации в ДОО выступает первоначальным этапом в процессе формирования элементарных профессиональных действий при использовании активной образовательной работы. Такая работа должна иметь целенаправленный характер и учитывать не только принципы работы, но и возрастные особенности дошкольников. Лишь в таком случае у детей будут сформированы основные представления о профессиональном мире, они научаться проявлять инициативу, связанную с выборами интересующего вида деятельности, они получат понимание о ценностном отношении к взрослому труду и научатся проявлению самостоятельности и творческой активности, что позволит в дальнейшем успешно обучаться в школе [5].

Литература:

  1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. — М: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2004–246 с.
  2. Алябьева Е. А. Поиграем в профессии. Книга 1. Занятия, игры, беседы с детьми 5–7 лет. — Москва: Сфера, 2016. — 127 с.
  3. Истратова О. Н., Широкова Г. А. Большая книга детского психолога. — Москва: Феникс, 2011. — 209 с.
  4. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. — 52 с.
  5. Залевская В. Д., Штефан М. Е. Процесс ранней профориентации у детей старшего дошкольного возраста. Научный альманах Центрального Черноземья. — 2022. — № 4–1. — С. 229–233.
  6. Красновский Л. И. Опыт ранней профориентации // Дошкольное воспитание. — 1991. –№ 10. — 39 с.
  7. Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение личности: механизмы и образовательные ресурсы // Человек и образование. — 2014. — № 3 (40). — С. 45–50.
  8. Хвалевко Н. Г. Управление процессом ранней профориентации в дошкольных образовательных учреждениях. В сборнике: Научная школа общей и вузовской педагогики в Кузбассе: вехи становления, перспективы развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — 2017. — С. 574–577.
Основные термины (генерируются автоматически): ранняя профориентация, мир профессий, современный мир, ранняя профориентация детей, старший дошкольный возраст, ценностное отношение, дошкольный возраст, профессиональный мир, ребенок, будущая профессия.


Похожие статьи

Задать вопрос