Роль кафедры педагогики в подготовке педагогических кадров | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (503) январь 2024 г.

Дата публикации: 23.01.2024

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Кленкова, Е. В. Роль кафедры педагогики в подготовке педагогических кадров / Е. В. Кленкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 4 (503). — С. 172-174. — URL: https://moluch.ru/archive/503/110642/ (дата обращения: 01.05.2024).



Статья посвящена актуальной проблеме современного образования, связанной с ролью кафедры педагогики в подготовке педагогических кадров.

Ключевые слова : кафедра педагогики, образовательный процесс, вуз, педагогика, научно-образовательное пространство, педагогический институт.

В современном обществе ключевым понятием, определяющим успешность обучения и подготовки обучающихся, является качество. От качества подготовки выпускников зависит роль и место вуза в образовательной системе региона, страны. Основным структурным звеном, определяющим качество работы вуза, является кафедра. Кафедра играет важную роль в структуре вуза и выполняет учебную, воспитательную, методическую и научно-исследовательскую работу. Она также отвечает за подготовку научно-педагогических кадров и повышение их квалификации. Кафедра является одним из ведущих подразделений вуза и вносит значительный вклад в развитие образовательного процесса и научно-исследовательской деятельности [7, с. 9]. В вузах, где осуществляется подготовка будущих педагогов, роль кафедры педагогики и психологии является ключевой. Она обеспечивает непосредственный контакт со студентами и оказывает прямое воспитательное, учебное и научное воздействие на них. Кафедра педагогики и психологии играет важную роль в развитии образовательного процесса и формировании профессиональных навыков и компетенций будущих педагогов [3, с. 148].

Современное общество требует инициативных людей, способных творчески мыслить и обучаться на протяжении всей жизни. Совет Европы определил компетенции, необходимые для перехода от рыночной экономики к новому качеству образования. Основное задание системы образования XXI века — воспитать человека с личностными качествами, которые помогут ему успешно решать проблемы в различных сферах на основе социального опыта. Это требует изменения подхода к подготовке педагогов и расширения их контактов с социальными партнерами образования. Выпускник педагогического вуза должен быть ориентирован в окружающем мире и обладать персональными, коммуникативными, межкультурными, социально-информационными, политическими и социальными компетенциями. Качество образования зависит от объективных и субъективных факторов, включая степень «погружения в профессию». Будущие педагоги должны иметь возможность участвовать в реальном образовательном процессе, а не быть только наблюдателями [4, с. 242].

В. Л. Холод считает, что для успешной подготовки будущих и молодых педагогов со стороны работы кафедры педагогики необходимо организовать непрерывное и «сквозное» педагогическое сопровождение, начиная с школы и продолжая его в вузе, а затем в течение первых трех лет профессиональной деятельности. Особое внимание следует уделить работе с педагогами, проживающими в сельской местности. Для этой цели можно организовать областную заочную школу юного педагога на базе педагогического института, заключив договоры с районными и городскими управлениями образования. Это позволит обеспечить качественную подготовку педагогических кадров и повысить их квалификацию, что в свою очередь положительно скажется на образовательном процессе и развитии региона в целом [8, с. 23].

Для того чтобы кафедра педагогики могла эффективно решать актуальные задачи современного образования и служить примером профессиональной ответственности, Н. А. Асташова предлагает выполнить несколько следующих шагов.

  1. Необходимо провести анализ стратегического и тактического уровня развития кафедры, определить ценности и перспективы, чтобы конкретизировать изменения, которые будут иметь положительный результат.
  2. Важно обратить внимание на инновационные процессы и педагогические новшества, которые придают образовательному пространству новые характеристики и позволяют субъектам образования быть креативными и участвовать в реализации новых технологий и методик работы.
  3. Подготовка современного учителя должна предусматривать изменения в организации образовательного процесса, образе жизни, стиле мышления, коммуникации как преподавателей, так и студентов.
  4. Важно учесть внедрение цифрового образования и широко использовать информационные технологии, технические и технологические ресурсы в работе кафедры педагогики. Эти шаги помогут кафедре педагогики эффективно решать актуальные задачи и быть лидером в области образования [2, с. 7–8].

Организация педагогической практики является одним из ключевых направлений работы кафедры педагогики. Она включает в себя различные виды практик, начиная с ознакомительной практики на 1 и 2 курсах в школе, летней педагогической практики на 3 курсе в детских лагерях и заканчивая педагогической практикой на 4 и 5 курсах в образовательных организациях.

Целью педагогической практики является постепенное овладение студентами-бакалаврами навыками и умениями основных направлений педагогической деятельности. Начиная с простых навыков, таких как организаторские, коммуникативные, дидактические и диагностические, студенты постепенно осваивают более сложные навыки, необходимые для реализации функций учителя-предметника. Так педагогическая практика позволяет студентам применять теоретические знания на практике, развивает их профессиональные навыки и помогает подготовить будущих педагогов к успешной работе в образовательных организациях. Практическая деятельность играет важную роль в развитии познавательной активности студента и создании условий для самореализации, самовыражения и самоопределения личности студента как субъекта профессиональной деятельности [1, с. 68].

В качестве примера рассмотрим кафедру педагогики и психологии СыктГУ им. П. Сорокина. В 1932 году в Сыктывкаре открылся педагогический институт. Кафедра педагогики была одной из первых появившихся в этом учебном заведении, а через 28 лет она была преобразована в кафедру педагогики и психологии. В 1977 году кафедра начала активную комплексную деятельность по повышению уровня мастерства будущих педагогов: создавались студенческие педагогические отряды; организовывалась постоянная практика, которая начиналась с первого года обучения; также был сделан упор на работу по созданию педагогических классов в Коми. В 2018 году при кафедре, дополнительно к основной деятельности, была создана Ассоциация дефектологов Республики Коми.

На сегодняшний день кафедра продолжает свою активную деятельность по подготовке профессионалов в области образования. В рамках учебной деятельности она реализует модуль «Инструктивный лагерь» (подготовка студентов к летней педагогической практике в детском оздоровительном лагере в должности вожатого), а также профессиональные модули «Воспитательная работа» и «Психологическая деятельность». Большой упор на практическую деятельность кафедра обуславливает тем, что именно практика создаёт условия естественного педагогического процесса и помогает студентам развить методическую рефлексию, самосознание и профессиональную компетентность в роли классного руководителя [5].

В современном университете кафедра педагогики является неотъемлемой частью формирования научно-образовательного пространства. Она выполняет свои традиционные функции как линейное учебное подразделение, участвует в процессе непрерывного профессионального образования специалистов всех направлений подготовки, начиная от бакалавра и заканчивая докторантом (по вертикали), а также в программах повышения квалификации, переподготовки и получения второго высшего образования (по горизонтали). Кафедра проводит научно-просветительские, научно-образовательные и профориентационные мероприятия, которые способствуют популяризации педагогики не только как специализированной отрасли знаний для работников образования, но и как сферы востребованных трудовых навыков современных специалистов [6, с. 101]. Таким образом, кафедра педагогики в современном университете играет важную роль в формировании научно-образовательного пространства и повышении качества подготовки специалистов.

Литература:

  1. Акмаева, Е. А. Педагогическая практика: организация и содержание (из опыта работы кафедры педагогики ПГСГА) / Е. А. Акмаева // Поволжский педагогический вестник. — 2014. — № 2(3). — С. 67–70. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23855671 (дата обращения: 22.01.2024).
  2. Асташова, Н. А. Кафедра педагогики: традиции и инновации / Н. А. Асташова // Стратегия и тактика подготовки современного педагога в условиях диалогового пространства образования: сборник научных статей. — Брянск: РИО БГУ; Полиграмм-Плюс, 2020. — С. 7–19. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43109559 (дата обращения: 22.01.2024).
  3. Воскрекасенко, О. А. Кафедра педагогики и психологии: непрерывность, преемственность, стратегические ориентиры развития / О. А. Воскрекасенко, С. В. Сергеева // Современные наукоемкие технологии. — 2020. — № 10. — С. 148–152. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44173421 (дата обращения: 16.01.2024).
  4. Зиновьева, М. П. Базовая кафедра как инструмент организации непрерывного педагогического образования / М. П. Зиновьева // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития: Материалы второго этапа 15-й международной научно-практической конференции, Ярославль, 26–27 сентября 2017 года. — Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2017. — С. 242–244. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32671616 (дата обращения: 22.01.2024).
  5. Кафедра педагогики и психологии. — Текст: электронный // Официальный сайт Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина: [сайт]. — URL: https://www.syktsu.ru/edu/if/pi/kppo (дата обращения: 16.01.2024).
  6. Роль кафедры педагогики в развитии научно-образовательного пространства университета / В. В. Неволина, Е. А. Ганаева, В. Г. Гладких, Т. А. Магдина // Primo Aspectu. — 2023. — № 4(56). — С. 97–102. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=55316712 (дата обращения: 16.01.2024).
  7. Роль кафедры педагогики и психологии в подготовке научно-педагогических кадров: 1939–2019 / К. Ш. Ахияров, С. А. Бронников, Е. А. Евсецова, К. В. Сапегин // Психолого-педагогическое сопровождение творческого саморазвития личности в инновационной образовательной практике: Сборник статей участников III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Посвящается 80-летию основания Бирского государственного педагогического института и кафедры педагогики и психологии, Бирск, 28–29 октября 2019 года. — Бирск: Бирский филиал Башкирского государственного университета, 2019. — С. 8–17. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42374076 (дата обращения: 16.01.2024).
  8. Холод, В. Л. Кафедра педагогики и школа: плоды и перспективы сотрудничества / В. Л. Холод // Научный результат. Педагогика и психология образования. — 2020. — Т. 6, № 1. — С. 13–25. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42719706 (дата обращения: 16.01.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): кафедра педагогики, образовательный процесс, педагогическая практика, научно-образовательное пространство, педагогический институт, летняя педагогическая практика, практическая деятельность, профессиональная деятельность, современное образование, современное общество.


Ключевые слова

вуз, педагогический институт, образовательный процесс, педагогика, кафедра педагогики, научно-образовательное пространство

Похожие статьи

Задать вопрос