Подготовка обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ по истории | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (503) январь 2024 г.

Дата публикации: 24.01.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Шишкова, А. Р. Подготовка обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ по истории / А. Р. Шишкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 4 (503). — С. 215-218. — URL: https://moluch.ru/archive/503/110630/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье автор характеризует проблемы и методы подготовки обучающихся 10–11 классов к ГИА в формате ЕГЭ.

Ключевые слова: история, даты, причинно-следственные связи

История в школе–важнейший инструмент для формирования мировоззрения обучающихся, воспитания у них культуры, любви к своей стране, уважения к её историческому и культурному наследию.

Зная и уважая прошлое, молодой гражданин сможет уверенно двигаться вперед, к будущим задачам и свершениям.

Историческая наука как школьный предмет не только тренирует память, знакомит с сюжетами из прошлого, но и через раскрытие причинно-следственных связей даёт возможность сформировать мышление и мировоззрение, воспитать внутреннюю культуру.

Многие обучающиеся выбирают историю как предмет для сдачи государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Это достаточно смелый выбор, так как история изучается с 5 класса, и то, что проходили в 5, 6, 7, 8 классах к 10 классу уже прочно забыто обучающимися. Таким образом, в 10–11 классах учитель истории сталкивается с проблемой «чистого белого листа» либо, в лучшем случае, отрывочных, хаотичных знаний, не оформленных в систему.

К сожалению, современный школьный курс истории не способствует тому, чтобы на уроках велась системная подготовка к экзамену. Ведь в 10 классе мы проходим XX век до 1945 года, а в 11 классе — вторую половину XX — начало XXI вв. Таким образом, в старшей школе отсутствует возможность вспомнить хотя бы курс отечественной истории с древнейших времен. Это серьёзная большая проблема, с которой сталкиваются и учителя, и обучающиеся, сдающие историю как предмет по выбору.

Исходя из этого, учителю приходится использовать время на уроках в 10–11 классах с учетом хотя бы минимального разбора некоторых заданий ЕГЭ по XX веку, а основная часть подготовки к экзамену проводится на внеурочных занятиях. Это тоже достаточно проблематично, так как внеурочная деятельность осуществляется на 8–9 уроках, когда после учебного дня старшеклассники уже устали и плохо воспринимают материал, их внимание не в должной степени фокусируется на заданиях, предлагаемых учителем.

Несмотря на указанные выше проблемы, я стараюсь сделать всё, что в моих силах и возможностях для подготовки ребят к сдаче ЕГЭ по истории. На внеурочных занятиях мы используем сборник заданий под редакцией И. А. Артасова «ЕГЭ. История. Типовые экзаменационные варианты», издательство «Национальное образование». Это наш основной инструмент для проработки заданий и тренажер, но не единственный. Для разных типов заданий я могу рекомендовать специальные учебные пособия. Например, для проработки заданий с картами я советую использовать картографический тренажер или практикум, составленный Р. В. Пазиным, П. А. Ушаковым, издательство «Легион». Для домашнего закрепления и отработки заданий подойдет сайт Решу ЕГЭ.

В своей статье я хочу уделить особое внимание изучению дат по истории. У выпускника должна сложиться лента времени, в которой он сможет правильно расставлять события. Это важно как в целом для понимания исторического процесса, так и для успешного решения заданий ЕГЭ. Например, знание дат в контрольно-измерительных материалах проверяется в заданиях 1, 2, 3, 4, 5. В остальных вопросах также часто встречаются задания на знание дат (например, 12,13,17). Отмечу, что важно знать не только события истории России, но и даты по всеобщей истории.

Для запоминания хорошо помогают карточки для работы с датами. Я делаю карточки с событиями (на одной стороне событие с картинкой, на другой — дата), с правителями (на одной стороне имя и портрет, на другой — даты правления). Даты я брала из историко-культурного стандарта, из материалов ФИПИ, а также опираясь на свой 20-летний опыт работы в школе.

При помощи карточек можно учить даты, а можно раскладывать их в правильном порядке. При занятии в группе эти упражнения очень полезны: ребята могут задавать друг другу вопросы, проверять ответы друг друга, выстраивать хронологию. Также такие упражнения работают как смена деятельности после объяснения учителя или работы с текстами и изображениями.

В планах у меня создание исторического лото с датами как по истории России, так и по всеобщей истории. Думаю, что это будет интересно ребятам и поможет им в запоминании дат по истории.

В своей статье мне хотелось бы рассказать и о том, какие методы я применяю, чтобы сформировать понимание причинно-следственных связей.

Если рассматривать это важнейшее условие формирования исторического мышления в контексте заданий ЕГЭ, то это задание 18.

Ребятам очень нравится упражнение Айсберг. На листе мы рисуем черту, которая будет показывать условную водную гладь. Над чертой рисуем видимую небольшую часть айсберга. А вот под чертой (как бы под водой) располагаем основную, то есть большую невидимую часть айсберга. На видимой части мы записываем любое событие, исторический факт. А под водой будут располагаться те причины, которые привели к данному событию.

Например, на вершине айсберга мы запишем «Революция 1905–1907 гг.». А в подводную часть запишем: нежелание царского правительства проводить политическую модернизацию (отсутствие конституции, представительных органов власти, прав и свобод для населения империи); нерешенные проблемы в крестьянском вопросе (сохранение выкупных платежей, помещичьего землевладения, малоземелья крестьян); бесправие рабочего класса, отсутствие партий и профсоюзов, которые защищали бы их права; участие России в русско-японской войне 1904–1905 г.г., поражение России в этой войне.

Таким образом, графически мы отображаем причины революции, то есть то, что зачастую неочевидно, скрыто, развивается постепенно и являет собой большую структурную проблему, требующую разрешения.

В заключение статьи мне хотелось бы перечислить основные источники и литературу для подготовки к ЕГЭ по истории.

Список источников и литературы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по истории

Учебная литература:

  1. Баранов П. А. История: Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ / П. А. Баранов, С. В. Шевченко; под ред. П. А. Баранова. — М.: 2023.
  2. Всеобщая история к ЕГЭ. Составитель — Тельных Е. О.
  3. Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А., Орлов А. С. История России. — 2-е изд., М.: 2014.
  4. История России: Учеб.для вузов /А. А. Чернобаев, И. Е. Горелов, М. Н. Зуев и др.; под ред. М. Н. Зуева, А. А. Чернобаева — М.: Высш.шк., 2017.
  5. Кацва Л. А. История Отечества. Справочник для школьников и поступающих в вузы. Курс подготовки к ОГЭ и ЕГЭ и вступ. экзаменам / Под науч. Ред. В. Р. Лещинера. — М.: 2019.
  6. Керов В. В. Краткий курс истории России с древнейших времен до начала XXI века: учебное пособие / Р. А. Арсланов; под ред. В. В. Керова. — М.: 2014.
  7. Кириллов В. В. История России: учеб. Пособие для бакалавров / В. В. Кириллов. — М.: 2020.
  8. Маркин С. А. История России. Новый репетитор для подготовки к ОГЭ. — М.: 2019.
  9. Орлов А. С., Полунов А. Ю., Терещенко Ю. Я. Основы курса истории России: учебник –Москва: 2012.
  10. Пазин Р. В. История. ЕГЭ. 10–11-е классы. Справочник исторических личностей и 130 биографических материалов: учебно-методическое пособие, Ростов-на-Дону: 2020.
  11. Соловьёв Я. В. История: Полный экспресс-репетитор / Я. В. Соловьёв, Е. А. Гевуркова. М.: 2013. (Полный комплект пособий для подготовки к единому государственному экзамену)

Задачники (практикум)

  1. Артасов И. А. ЕГЭ-2024: История: 30 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену / И. А. Артасов, О. Н. Мельникова. — Москва: 2024.
  2. История. Великая Отечественная война. ЕГЭ. 10–11-е классы. Справочник. Практикум, Р. Ю. Болдырев, Р.В, Пазин. Ростов-на-Дону: 2020.
  3. Пазин Р. В. ЕГЭ. Картографический практикум: тетрадь-тренажёр. 10–11е классы: учебное пособие, Р. В. Пазин, П. А. Ушаков. Ростов-на-Дону: 2020.
  4. Пазин Р. В. История развития российской культуры. ЕГЭ. 10–11-е классы. Справочные материалы, задания, иллюстрации: учебно-методическое пособие, Р. В. Пазин. Ростов-на-Дону, 2020.
  5. Пазин Р. В. История. 10–11 классы. Тематические задания высокого уровня сложности для подготовки к ЕГЭ. Анализ, систематизация, сравнение исторического материала, аргументации точки зрения. Ростов-на-Дону: 2014.
  6. Ушаков П. А. Всеобщая история. ЕГЭ. Практикум. Тетрадь-тренажёр. 10–11-е классы / П. А. Ушаков, Р. В. Пазин. Ростов-на-Дону: 2019.
  7. Ушаков П. А. ЕГЭ. История: картографический тренажёр/ П. А. Ушаков, Р. В. Пазин. –Москва: 2020. (Сдаём ЕГЭ на 100 баллов!)

Словарь:

Георгиева Н. Г., Георгиев В. А., Орлов А. С. Исторический словарь. — 2-е изд. — М.: 2013.

Схемы и таблицы:

  1. Кириллов В. В. Отечественная история в схемах и таблицах. М.: 2013.
  2. Маркин С. А. Новый полный справочник в таблицах и схемах. — М.: 2018.

Сайты:

  1. https://hist-oge.sdamgia.ru/prob_catalog
  2. https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge#!/tab/173942232–7
  3. https://www.online-history.ru/exams/3/1
Основные термины (генерируются автоматически): история, ростов-на-дону, ЕГЭ, История России, класс, Всеобщая история, кириллов, Москва, единый государственный экзамен, Отечественная история.


Ключевые слова

история, даты, причинно-следственные связи

Похожие статьи

Задать вопрос