Развитие творческого мышления у учащихся на внеклассных занятиях с использованием дидактических игр по химии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Фатуллаева, Ш. В. Развитие творческого мышления у учащихся на внеклассных занятиях с использованием дидактических игр по химии / Ш. В. Фатуллаева, М. М. Назарова, Н. Ф. Ахмедова, Х. Д. Нагиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 4 (503). — С. 209-211. — URL: https://moluch.ru/archive/503/110622/ (дата обращения: 27.04.2024).



Современный этап общественного развития характеризуется динамичными инновационными процессами, меняется взгляд на набор способностей и навыков специалиста XXI века, при этом креативное мышление является одним из ключевых среди них. Развитие творческого мышления способствует формированию таких важнейших социальных навыков, как коммуникативная компетентность, сотрудничество, толерантность, развитие эмпатии и саморегуляции. В статье отмечено, что одним из важных рычагов для развития креативного мышления являются дидактические игры, активно применяющиеся при проведении внеклассных занятий по химии.

Ключевые слова: творческое мышление, дидактические игры, внеклассная работа, креативность.

Творчество становится все более важной компетенцией в наше быстро меняющееся время, особенно для выпускников школ, стремящихся к технической или научной карьере. Творческое мышление — это умственная деятельность по построению новых идей или представлений, полезных при решении возникающих проблем и задач. Творческое мышление, то есть креативность, может придать учащемуся уверенность в себе и повысить успеваемость, оно является неотъемлемым компонентом достижения карьерного роста, а также успеха в организации трудовой деятельности. С течением времени появилось множество определений творчества, многие из которых актуальны по сегодняшний день. Креативность приобретает все большее значение для сегодняшнего быстро меняющегося времени, поскольку экономическое положение страны всё больше и больше зависит от инновационных решений и проектов. Возникает потребность в творческих и инновационных работниках, особенно в технических профессиях. Поэтому творчество является обязательным требованием к выпускникам школ, хотя оно до сих пор не стало неотъемлемой частью образования. Современное общество нуждается в людях, которые образованы, готовы освоить новые современные профессии, обучаться на протяжении всей своей жизни, достаточно мобильны, обладают умением нестандартно мыслить и находить способы решения проблем, выдвигают оригинальные идеи, самостоятельно принимают нестандартные решения, то есть обладают способностью креативного мышления. Такие люди с легкостью находят работу, и в будущем работодатели прежде всего отбирают именно таких сотрудников.

Исторические факты также свидетельствуют о том, что нестандартно и творчески мыслящие личности всегда оказывали значительное влияние на прогресс человечества. Именно они создали духовные и материальные ценности, сыгравшие значимую историческую роль для последующих поколений.

Вопросам взаимосвязи креативного мышления, творческих возможностей школьников и дидактических игр были посвящены труды таких известных педагогов, как Андреев В. И., Богоявленский Д. Н., Матюшкин А. М., Давыдова В. В., Пономарева Я. А., Тихомирова О. К., Тряпицыной А. П., В. В. Репкина и др. В настоящее время важнейшей задачей преподавания химии является эффективное использование и реализация предыдущего накопленного опыта по становлению и развитию творческого мышления учащихся.

Анализ имеющейся химической методической литературы свидетельствует о том, в настоящее время педагогические и методические задачи, дающие возможность систематического развития и формирования креативной деятельности и творческого мышления школьников в процессе учебной деятельности освещены слабо. С этой точки зрения имеется потребность изыскания поиска принципиально новых современных подходов выработки творческого мышления учащихся, без которого возможность воспитание личностно-мотивированных обучению химии учащихся сомнительно. Таким образом, возникает необходимость в разработке новых современных методических приемах и методах по формированию творческого мышления. Одним из таких приёмов может быть развитие творческих способностей школьников в процессе внеклассной самостоятельной деятельности.

Важность способности творчески мыслить доказана многочисленными исследованиями, в том числе: [1,2], измеряющих креативность детей в возрасте 5–15 лет с точки зрения таких аспектов, как беглость, гибкость и оригинальность, а проработанность проявляется только в невербальных видах деятельности. Согласно [3] творческое мышление в большей степени связано с практикой доверия, которая считает, что на творческое мышление влияют как продукты, так и процессы, которые можно познать через чтение, письмо и самовыражение, что способствует развитию навыков проработки. Также говорится, что творческое мышление может стимулировать любознательность и способствовать развитию различий. В творческом мышлении задействованы такие навыки, как гибкость, оригинальность, беглость, мозговой штурм, ассоциативное мышление, метафорическое мышление, и подчеркивается, что между ними существует сильная взаимосвязь.

Преподавание химии, также как и других учебных предметов, предполагает раскрытие творческих и умственных способностей, развитие творческого креативного мышления.

Дидактические игры, используемые на внеклассных занятиях в школе, дают возможность всемерно развивать креативные способности школьников, разрушая апатию, психологическую инертность и пробуждая поисковую активность обучающихся [5–7]. Дидактические игры приобретают особенно большое значение в работе с учениками, пишущими левой рукой, у которых работа правого полушария преобладает, и эти ребята отличаются большими творческими способностями.

Обучающие игры дают возможность реализации всех основных функций дидактики: развивающей образовательной и воспитательной, а также являются хорошим подспорьем для всестороннего творческого развития личности учащихся при проведении внеклассных занятий по химии. Они помогают провести наиболее психологически раскрепощенную и свободную проверку полученных знаний, осуществить дифференцированный и деликатный подход к школьникам.

Использование игровых ситуаций на внеклассных занятиях по химии способствует наиболее лучшему развитию творческого мышления, доступному и быстрому усвоению умений и знаний. Это связано с тем, что обучающие игры, творчески разработанные и проведенные на внеклассных занятиях по химии, сохраняя признаки и формы стандартной игры, изменяют содержание и цели. Поэтому характерное для обычной игры получение удовольствия становится второстепенным, а задачи обучающей игры — усвоение нового материала, воспитание и творческое развитие школьников выступает на первый план. В связи с этим изначально труднодоступный и неинтересный учебный материал, приобретает новые грани, увлекает учеников, успешнее и легко усваивается ими, что приводит к активизации их творческого мышления и познавательной активности. Работа педагога на внеклассных занятиях с учениками тем эффективнее, чем больше самостоятельности при выполнении учебных задач предоставляется учащимся со стороны учителя. При проведении обучающих игр через увлекательные конкурсы, задания и проекты создаются соответствующие предпосылки и условия для развития креативности и положительных познавательных мотивов в обучении химии. Обязательный элемент соревновательности между отдельными участниками или командами, присущий всем играм, является мощным стимулом для развития познавательной активности и творческого мышления.

Оживленное участие учеников в игре приводит к развитию их творческого потенциала, внимания, памяти, мышления и воображения, а это, в свою очередь, влияет на результаты обучения в целом и степень успешности учебной деятельности.

Таким образом, можно отметить, что обучающие игры не являются развлечением или отдыхом на внеклассных занятиях, а представляют собой необходимый компонент педагогической деятельности, дающий возможность включать обучающихся в творческий учебный процесс, развивать их креативность и познавательную активность. Обучение нельзя превращать в игру. Дидактическая игра — это действительно методическое средство, позволяющее произвольно включить ученика в активную творческую учебную деятельность. В то же время необходимо помнить, что и любое другое методическое дидактическое средство, обучающие игры во время внеклассных занятий надо использовать в сочетании с другими средствами, составляющими компонентами внеклассной работы.

Литература:

  1. Попова Е. М. , Чабарова Б. М. Формирование стиля научного мышления учащихся на основе творческой деятельности с использованием дидактических возможностей химии. // Современные проблемы науки и образования. — 2016. — № 3. — С. 54–58.
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. / Издательство АСТ, Серия «Наследие эпох»; — 2020 г. — 960с.
  3. Rudibyani R. B. Improving Students’ Creative Thinking Ability Through Problem Based Learning Models on Stoichiometric Materials. // Journal of Physics: Conf. Series. — 2019. — V. 1155. — P. 1–10
  4. Тряпицына А. П. Педагогика. Стандарт третьего поколения / Учебник для вузов. — Издательский дом «Питер». — 2022. — 304с.
  5. Опарина С. А. Роль дидактических игр в процессе обучения химии // Обучение и воспитание: методики и практика. — 2015. — № 1. — С. 119–124
  6. Wilson A., Samide M. J. Games, games, games; playing to engage with chemistry concepts.// Chemical Educaion. - 2014. — V.19. — P. 167–170.
  7. Пак M. С. Дидактика химии: становление и развитие. / Книга для учителя. — Издательство РГПУ им. А. И. Герцена. — Санкт-Петербург. — 2015, — 80c.
Основные термины (генерируются автоматически): творческое мышление, игра, креативное мышление, занятие, познавательная активность, внеклассная работа, выпускник школ, меняющееся время, творческое мышление учащихся, учебная деятельность.


Похожие статьи

Задать вопрос