Сторителлинг как эффективный инструмент обучения, развития креативного мышления и речи на уроках русского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (503) январь 2024 г.

Дата публикации: 24.01.2024

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Подрезова, А. В. Сторителлинг как эффективный инструмент обучения, развития креативного мышления и речи на уроках русского языка / А. В. Подрезова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 4 (503). — С. 203-204. — URL: https://moluch.ru/archive/503/110621/ (дата обращения: 07.05.2024).



В настоящее время в современном образовании наблюдается активный поиск путей повышения эффективности образовательного процесса. Главная задача сделать человека успешным и конкурентоспособным в быстро меняющемся мире. Успешным сегодня может стать тот, кто способен проявлять гибкость и умеет учиться. Такая задача вызвала необходимость выработки новых, нестандартных педагогических технологий, одной из которых является сторителлинг.

Сторителлинг — это метод обучения, который использует сюжетные истории для развития языковых навыков и креативного мышления учащихся. Этот подход активно применяется на уроках русского языка, помогая воспитанникам не только улучшить свои навыки владения родным языком, но и развить воображение, эмоциональную сферу и коммуникативные навыки [1, с. 95].

Основная цель сторителлинга — заинтересовать детей и мотивировать их активно использовать русский язык для самовыражения. Предлагается создавать свои собственные истории или адаптировать уже известные произведения, расширяя свой словарный запас, работая над грамматическими конструкциями и оттачивая навыки чтения и письма. При этом они становятся активными участниками процесса обучения, что способствует более глубокому запоминанию материала. Кроме того, сторителлинг позволяет развить коммуникативные навыки учеников: они учатся выражать свои мысли и эмоции, слушать и понимать других людей, а также работать в команде. В результате этого процесса, дети не только совершенствуют свой русский язык, но и становятся более творческими и самостоятельными личностями.

Кроме того, сторителлинг способствует развитию креативного мышления учеников. Они должны придумывать необычные ситуации, интересных персонажей и оригинальный сюжет для своих историй. Такой подход требует от студентов выходить за рамки шаблонных представлений и мыслить нестандартно. Благодаря этому, ученики научатся решать проблемы творческим способом и видеть вещи со свежей точки зрения.

Для использования сторителлинга на уроках можно выбирать различные виды текстов: легенды, сказки, анекдоты, мифы, короткие рассказы. Главное — чтобы текст был интересным для детей и имел социальную значимость [2, с. 236].

Во время работы с текстом ученикам необходимо предоставить возможность выразить свое мнение и поделиться своими мыслями. Для этого можно использовать задания на обсуждение, ролевые игры или написание продолжения истории. Важно поощрять каждую попытку учащихся выразить свои мысли на русском языке, даже если они делают ошибки.

Сторителлинг также способствует развитию креативного мышления учащихся. Он позволяет им вживаться в роль героя и придумывать нестандартные ситуации и концовки для истории. Учителям следует поощрять творческий подход к работе с текстом, задавая открытые вопросы и стимулируя учеников к самостоятельной мыслительной деятельности [3, с. 119].

Использование сторителлинга на уроках русского языка помогает создать атмосферу активного общения и сотрудничества между учащимися. В процессе работы над историей дети не только развивают свои языковые навыки, но и учатся слушать друг друга, высказывать свое мнение, аргументировать свои решения.

Сторителлинг помогает стимулировать воображение учащихся, развивать их навыки коммуникации и совершенствовать лексический запас. Приведём примеры эффективных упражнений и заданий на основе сторителлинга.

  1. «Заверши историю». Учитель начинает рассказывать историю, а затем останавливается в ключевой момент события. Ученикам предлагается догадаться, как может развернуться дальше сюжет и продолжить рассказ. Это способствует развитию творческого мышления учащихся.
  2. «Создай свою историю». Ученикам даётся задание придумать свою собственную историю на определенную тему или по определенным условиям. Затем они должны представить свои работы перед классом или записать их в виде текста. Это помогает развить навыки письма и ораторской речи.
  3. «Изобрази историю». Ученикам предлагается нарисовать серию картинок, которые будут отображать последовательность событий в их истории. Затем они должны объяснить свою историю, используя только свои рисунки. Это помогает развивать навыки монологической речи и умение передавать информацию без слов.
  4. «Другая точка зрения». Учитель выбирает известную сказку или событие и предлагает ученикам пересказать её или его, но с точки зрения другого героя. Это требует от учеников анализа ситуации, понимания характера персонажей и креативного подхода к заданию.
  5. «Звуковой сторителлинг». Учитель проигрывает короткий фрагмент музыкальной композиции или звукового эффекта, стимулирующего определенное настроение (например, напряжение или радость), а ученикам предлагается создать историю, соответствующую этому настроению. Это помогает развивать эмоциональное восприятие текста и способность создавать атмосферу с помощью языка.

Примеры этих упражнений и заданий могут быть использованы на уроках русского языка, чтобы сделать изучение более интересным и познавательным. Они помогут ученикам развить свои навыки коммуникации, расширить словарный запас и стимулировать творческое мышление [4, с. 7].

Результаты применения сторителлинга в образовательном процессе также показывают, что он способствует улучшению коммуникативных навыков учеников. При работе над историей они вынуждены общаться друг с другом, договариваться о деталях сюжета, а также представлять результаты своей работы перед классом. Это помогает развить у них уверенность в себе и навыки публичного выступления.

Литература:

  1. Валеева Е. В. Образовательный сторителлинг на уроке литературы и русского языка // Школьные технологии. 2020. № 4.
  2. Рудакова Д. Т. Сторителлинг как современная технология персонализации в цифровой среде // Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации: сборник научных трудов XII Международной научно-практической конференции: в 2 ч. — Москва: МГПУ, 2020.
  3. Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. М.: 2013.
  4. Челнокова А. Е. Сторителлинг как технология эффективных коммуникаций / Е. А. Челнокова, С. Н. Казначеева, К. Б. Кдлинкинд, И. М. Григорян // Перспективы науки и образования. — 2017. — № 5.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, история, ученик, задание, коммуникативный навык учеников, креативное мышление учащихся, навык коммуникации, образовательный процесс.


Похожие статьи

Задать вопрос