Диалогическое обучение как один из способов активизации учащихся начальной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Претова, Г. А. Диалогическое обучение как один из способов активизации учащихся начальной школы / Г. А. Претова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 4.1 (503.1). — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/archive/503/110618/ (дата обращения: 05.05.2024).



Вданной статье автор делится мнением о необходимости обучения диалогической речи. Одной из основных целей обучения языку является необходимость научить учащихся начальной школы выражать свои мысли. Диалог является одним из наиболее эффективных средств развития устной речи при обучении языку.

Ключевые слова: диалогическое обучение, типы бесед, взаимодействие, образовательный процесс.

Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем.

М. А. Булгаков

Современная школа, занимаясь воспитанием и образованием детей, работает практически на будущее. А чтобы создать будущее, нужно самому быть человеком новой формации. В современном представлении учитель новой формации — это не педагог, транслирующий готовые истины, а пытливый исследователь, всегда находящийся в поиске. Постоянный поиск должен быть присущ как молодому, так и опытному учителю. От построения и реализации новых идей и содержания образования зависит образовательный процесс. Начальное образование обеспечивает уровень развития умственной и познавательной деятельности учеников, который необходим и на всех этапах обучения. И успешной ступенью к этому является диалогический стиль обучения. Данный стиль обучения предполагает получение новых знаний в сотрудничестве и при направлении учителя. Передача знаний через диалог — это уникальная форма обучения.

Диалогическое обучение — это тот тип обучения, который обеспечивает усвоение знаний посредством диалогического общения, который организовал учитель. Диалог — это уникальная форма общения с учащимися, так как в ходе проведения беседы мы устанавливаем контакт с классом, выявляем проблемы класса, определяем пробелы учащихся в знаниях. Бразильский педагог Т. Фриери считал, что назначение учителя — вступать в диалог с учениками, общаться с ними, это будет способствовать выявлению и развитию знаний не с тенденцией пополнения, увеличения, а углубления. Модель обучения Л. С. Выготского предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Таким образом, роль учителя в поддержке социальной вовлеченности в процессе обучения является решающей для развития обучения ученика. [1, с. 249] Учитель должен не контролировать процесс диалога, как это в основном происходит на уроках, а только направлять детей. Если дети скованны и стеснены в выражениях, они высказывают не свои размышления и мысли, а дают те ответы, которые мы требуем. И все это влияет на грамотную речь учащихся, препятствует развитию коммуникативных навыков, не развивает собственное мышление, тормозит способность аргументировать. Чтобы поддержать диалог в процессе урока, ученик должен владеть, по мнению учителей, ораторской речью, но из-за низкой мотивации, слабых речевых навыков мало проявляет интерес к диалогу.

Барнс и Мерсер утверждали: «... при вовлечении учеников в исследовательскую беседу, как правило, реализуется в условиях работы в малых группах, в которых участники имеют общую проблему, формирует совместное ее понимание, обмениваются идеями и мнениями, обсуждают и оценивают идеи друг друга, создают коллективное знание и понимание» . [2, с. 254]

Мерсер и Литлтон в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. [3, с. 207] Диалог должен присутствовать на всех этапах урока, начиная с психологического настроя на урок, заканчивая рефлексией. Для этого необходимо работать над речевыми навыками. На первый взгляд, может показаться, что для учащихся начальных классов эта задача неактуальна — ведь все наши учащиеся в определённой мере уже владеют этими навыками. По исследованиям Мeрceрa, беседа является неотъемлемой частью обучения учеников. Он различает три типа беседы, в которые вовлечены субъекты: беседа-дебаты, кумулятивная беседа, исследовательская беседа. Диалог — это не просто беседа на определенную тему, а проблемный разговор в группе: ученик — ученик, учитель — ученик, ученик — учитель.

Цель диалогической беседы на уроках — научить учащихся работать в группах, слушать и слышать друг друга, уметь анализировать и проводить синтез, потому что без этих компонентов невозможна коллективная деятельность и как следствие продукт такой деятельности.

В ходе реализации практического этапа исследования по предмету «Познание мира» были проведены несколько уроков из раздела «Полезные ископаемые» по темам: «Полезные ископаемые и их охрана», «Рыхлые горные породы», «Добыча и охрана полезных ископаемых». Применяли приемы развития критического мышления: «Блиц-опрос», «Круги по воде», «Большая стирка».

Работая в группах, учащиеся поняли, что данная форма работы способствует развитию умений вместе, дружно выполнять задания, формирует навыки взаимоконтроля, самоконтроля. Работа в группах бывает более продуктивная, чем индивидуальная. Здесь происходит обучение друг друга, обмен мнениями и идеями. У детей начинает появляться интерес к творчеству, развивается познавательная деятельность, повышается активность. При выполнении таких заданий учащиеся учатся размышлять и рассуждать. Я думаю, что ученикам следует больше давать ответственных заданий, так как это способствует повышению активности, мотивации, ответственности перед классом.

В дальнейшем в своей практике мне будет необходимо системное структурирование уроков с интегрированием вопросов согласно типам мышления по таксономии Блума, которые способствуют формированию активного образовательного диалога. Для успешной реализации данных целей и задач необходимо постоянное самообразование и самосовершенствование. Замечательная фраза Э. Тоффлера: «Невеждами ХХI века будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, отучиваться и переучиваться», — подтверждает вышесказанные мысли.

Литература:

  1. Руководство для учителя: Второй (основной) уровень. Издание третье, Астана. ЦПМ АО НИШ, 2014г.
  2. Ресурсы первого этапа курсов ПК — март, 2014г.
  3. Мерсер Н. и Литлтон К. «Диалог и развитие мышления», 2007 г.
  4. Руководство для учителя второго (основного) уровня, третье издание Астана- 2014 г.
Основные термины (генерируются автоматически): диалог, друг друга, группа, диалогическое обучение, исследовательская беседа, образовательный процесс, учащийся, ученик.


Ключевые слова

взаимодействие, образовательный процесс, диалогическое обучение, типы бесед

Похожие статьи

Задать вопрос