Реализация государственной политики в сфере образования на муниципальном уровне | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (503) январь 2024 г.

Дата публикации: 23.01.2024

Статья просмотрена: 44 раза

Библиографическое описание:

Чухланцев, В. А. Реализация государственной политики в сфере образования на муниципальном уровне / В. А. Чухланцев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 4 (503). — С. 121-124. — URL: https://moluch.ru/archive/503/110612/ (дата обращения: 05.05.2024).



Статья посвящена исследованию роли местных органов власти в реализации государственной политики в сфере образования на муниципальном уровне управления. Проведен анализ реализации государственной политики в сфере общего образования на примере Кировградского городского округа. Исследование позволило определить основные проблемы в развитии муниципальной системы общего образования в исследуемом городском округе, а также выявить некоторые направления их решения.

Ключевые слова: сфера образования, муниципальное управление, государственная политика, городской округ, национальный проект.

Коренные изменения социально-экономической и политической ситуации в Российской Федерации, обновление всех сфер жизнедеятельности общества, потребовали формирования новой, современной государственной политики в области образования. Поэтому от направленности и успешности модернизации отрасли образования зависит проведение системных реформ в целом. Это ключевой вопрос всей внутренней политики государства, долгосрочных перспектив его развития [6].

Муниципальные образования участвуют в реализации образовательной политики в качестве исполнителя мероприятий национального проекта. На муниципальном уровне органы муниципальной власти осуществляют оперативное управление сферой общего образования в рамках территории муниципальных образований [4]. Оперативное управление включает в себя основные процедуры обеспечения функционирования и развитие местной системы образования — от планирования, разработки, принятия местных нормативов финансирования до решения вопросов кадровой политики и использования в образовательных целях государственных и муниципальных учреждений, объектов культуры и спорта. Муниципальная составляющая также может быть представлена самостоятельным проектом либо перечнем мероприятий [3].

Система управления общим образованием на муниципальном уровне представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, муниципальных органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций (рисунок 1).

Структура системы управления общим образованием на муниципальном уровне

Рис. 1. Структура системы управления общим образованием на муниципальном уровне

К методам реализации государственной политики на муниципальном уровне относятся [5]:

— лицензирование деятельности в сфере образования;

— государственная аккредитация деятельности в сфере образования;

— государственный надзор и контроль в сфере образования.

Реализация муниципальной политики в сфере общего образования в значительной мере определяется уровнем работы соответствующих муниципальных органов. В настоящее время структура этих органов не регламентирована и осуществляется в разных формах в зависимости от финансовых возможностей муниципального образования, сложившейся системы управления, сети образовательных учреждений, а также наличия необходимых специалистов. На практике органы управления образованием в муниципалитетах могут быть организованы как отдел (комитет, департамент) образования в структуре местной администрации, имеющий статус юридического лица [4].

Кировградский ГО — муниципальное образование в Свердловской области, Уральский федеральный округ. Административный центр — город Кировград. В качестве одного из основных направлений развития городского округа определено развитие человеческого потенциала, которое обуславливается состоянием системы образования. Система образования городского округа ориентирована на обеспечение условий получения качественного образования, отвечающего требованиям современной инновационной экономики, формирование социально адаптированной, конкурентоспособной личности, создание условий для ее самореализации. Основная цель в области образования — повышение доступности качественных образовательных услуг, соответствующих требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина [2].

Все муниципальные образовательные учреждения Кировградского городского округа находятся под управлением Управления образования. Управление образования является отраслевым органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Основными задачами Управления образования городского округа являются обеспечение на территории городского округа государственных гарантий прав и свобод человека в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования, создание условий для реализации права на образование.

Анализ состояния системы образования городского округа, относительно требований инновационного и социально-экономического развития, позволяет выделить проблемы, для решения которых целесообразно применение программного метода:

1) несоответствие ресурсного обеспечения муниципальных образовательных учреждений требованиям, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;

2) низкая динамика кадрового обновления в системе образования;

3) недостаточное использование современных образовательных технологий;

4) отсутствие конкурентных механизмов и обратной связи между производителями и потребителями образовательных услуг, обеспечивающих эффективное функционирование системы оценки качества образования.

Для оказания качественных образовательных услуг необходимо:

— снижение наполняемости классов и снижение коэффициента сменности в городской местности;

— уменьшение доли зданий, сооружений и помещений муниципальных общеобразовательных учреждений, требующих капитального ремонта.

В городском округе созданы предпосылки для дальнейшего развития сферы общего образования, а именно:

1) сохранены и улучшаются материальные и организационные условия для обучения детей;

2) система образования продолжает осуществлять социальные функции обучения, воспитания подрастающих поколений;

3) спланирована система мер по сохранению и укреплению кадрового потенциала системы образования;

4) ежегодно в бюджете городского округа предусматриваются средства на повышение заработной платы работников образовательных организаций.

Анализ показал, что система общего образования Кировградского ГО характеризуется ростом уровня обеспеченности населения образовательными учреждениями. К положительным тенденциям следует отнести рост численности работников образовательных учреждений, а также рост заработной платы работников образовательных учреждений.

Выполненный анализ системы управления сферой общего образования в Кировградском ГО дал нам следующие результаты:

— в сфере общего (среднего) образования значение показателя

— доступности максимально приближено к 100 %, но сохраняется двухсменный режим обучения для 6 % контингента общеобразовательных школ.

— результаты ЕГЭ являются высокими, но в период 2020–2022 гг.

— удельный вес лиц, сдавших ЕГЭ, не достигает 100 %;

— положительно характеризует себя участие учащихся

— общеобразовательных школ в олимпиадах и конкурсах: количество участников подобных мероприятий ежегодно увеличивается, а результаты улучшаются;

— наличие развитой инфраструктуры дополнительного образования и обеспечение его вариативности способствуют увеличению доли охвата данным видом образования детского населения;

— комитетом по образованию, культуре, спорту и делам молодежи администрации городского округа проделана работа по улучшению материальной базы образовательных учреждений, которая была направлена на поддержание санитарно-технического состояния зданий и сооружений. Проблему укрепления материальной базы в образовательных учреждениях планируется решать через использование разных форм многоканального финансирования.

Таким образом, проведенное исследование позволило определить основные проблемы в развитии муниципальной системы общего образования в исследуемом городском округе, а также выявить некоторые направления их решения.

Литература:

  1. Об утверждении Государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года» (с изм.): Постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2019 г. № 920-ПП.
  2. Об утверждении Стратегии развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года: Постановление Правительства Свердловской области № 588-ПП от 18.09.2019 г.
  3. Варитлова Л. Х. Деятельность органов МСУ в сфере образования / Л. Х. Варитлова // Проблемы и перспективы развития МСУ в РФ и зарубежных странах. — 2021. — С. 458–463.
  4. Тухватуллин А. Отдельные проблемы управления нацпроектами в муниципальных образованиях /А. Тухватуллин. — URL: https://bftcom.com/expert-bft/12578
  5. Упоров И. В. Функция МСУ в сфере дошкольного и школьного образования: социально-правовой и финансовый контекст / И. В. Упоров // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2020. — № 7–2 (46). — С. 194–198.
  6. Фрумин И. Д. Образовательная политика России в новую эпоху: выбор приоритетов и цели национального развития / Рук.: Я. И. Кузьминов; отв. ред.: П. В. Орехин, П. Н. Нетреба. — Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2020.
Основные термины (генерируются автоматически): городской округ, общее образование, сфера образования, государственная политика, муниципальный уровень, учреждение, образование, система образования, дополнительное образование, исследуемый городской округ.


Похожие статьи

Задать вопрос