Инновационные педагогические технологии — залог качественного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Касмурзаева, Г. А. Инновационные педагогические технологии — залог качественного образования / Г. А. Касмурзаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 4.1 (503.1). — С. 16-17. — URL: https://moluch.ru/archive/503/110565/ (дата обращения: 05.05.2024).



Сегодня существует более сотни образовательных технологий. В настоящее время основным условием повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, эффективного использование учебного времени является использование инновационных педагогических технологий в процессе обучения.

Ключевые слова: игровая технология, технология проблемного обучения, технология критического мышления, технология развивающего обучения.

Педагогическая профессия предполагает умение работать с вызовами времени, что требует внутренней гибкости, суть которой — в мудрости непротивления неизбежному; в то же время педагогу нужна твердость для отстаивания вечных ценностей перед лицом перемен. Нововведения или инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому, естественно, становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Существует огромное количество разнообразных современных методик, как специализированных, так и взятых из других областей знаний и адаптированных для решения образовательных задач: проектные технологии, кейс-методы, метапредметное и интерактивное изучение языка и др.

Использование инновационных педагогических технологий в образовательном процессе школы создает совершенно новые возможности для реализации дидактических принципов индивидуализации и дифференциации обучения [1, с. 245], положительно влияет на развитие познавательной активности учащихся, их творческой активности, сознательности и реализует условия для перехода от обучения к самообучению. Это интенсификация процесса обучения [2, с. 795]. Ряд авторов, анализируя современные педагогические технологии, пришли к выводу, что современные педагогические технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса. [3, с. 162].

Педагогическая технология — это системный набор и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методических средств, используемых для достижения педагогических целей.

Существенными характеристиками педагогических технологий являются:

— диагностическая постановка целей и эффективность подразумевают гарантированное достижение целей и эффективность процесса обучения;

— экономия выражает качество педагогической технологии, обеспечивая резерв учебного времени, оптимизируя работу преподавателя и достигая запланированных результатов обучения за короткие промежутки времени;

— алгоритмизируемость, проектная способность, целостность и управляемость отражают различные аспекты педагогических технологий;

— визуализация затрагивает применение различного аудиовизуального и электронно-вычислительного оборудования, а также разработку и применение различных дидактических материалов и наглядных пособий [4, с. 208].

Традиционные технологии построены на явно иллюстративном методе обучения, при их использовании учитель акцентирует внимание на изложении подготовленного учебного материала. В этом случае информация почти всегда подается в форме монолога. Вот почему основными проблемами являются низкий уровень коммуникативных навыков, невозможность получить развернутый ответ от обучающегося с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса. Новые условия жизни выдвигают свои требования к воспитанию молодежи: они должны быть не только умелыми, но и думающими, инициативными, независимыми. Использование современных образовательных технологий в педагогической практике является необходимым требованием для интеллектуального, творческого развития учащихся.

Виды современных образовательных технологий:

Игровые технологии. Технология педагогических игр-это совокупность методов и способов организации педагогической работы в игровой форме. Работа в игровой форме появляется в благоприятных условиях на уроке и используется, как средство заинтересовать учащихся.

Технология проблемного обучения. Проблемное обучение-создание проблем и проблем руководством учителя и активное самостоятельное решение задач учащимися. В итоге у них развивается мышление, формируются творческие умения и навыки.

Технология критического мышления.Реализация целей и задач будет осуществляться посредством следующих длительных планов: ассоциация, деятельность объединения, отстаивать свою точку зрения в форме анализа и аргументации. По этой технологии повышается интерес к учебному процессу, появляется возможность обучающегося самостоятельно обучаться, совершенствуется информационное языковое богатство ученика.

Групповая технология. Это третий и четвертый уровень организации учебной работы в классе. Такая работа требует разделения класса на временные группы для совместного решения определенной задачи. Позволяет совместно учиться, учитывая индивидуальные особенности учащихся.

Технологии развивающего обучения.Система развивающего обучения, направленная на развитие личностного творчества. Процессы поисковой, изобретательской деятельности становятся основной проблемой обучения. Содержание развития состоит в переходе от ближайшего к среднему, а затем к удаленному целевому будущему. В этой технологии широко используется метод коллективной работы; мозговой штурм, организационно-деятельностная игра, свободная творческая дискуссия.

Применение новых технологий позволяет не только повысить интерес учащихся к предмету, но и вызвать большой поиск, творчество. В результате ученик оттачивает знания в процессе обучения с применением новых технологий, формирует новый процесс обучения, возрастает способность самостоятельной исследовательской.

Современный этап в методике преподавания русского языка позволяет так организовать учебный процесс, что ученику урок и в радость, и приносит пользу. Учитель должен не только вести уроки, но и помогать школьникам всесторонне развиваться. Такие задачи стоят сегодня перед казахстанской системой образования. Роль учителей русского языка и литературы в этом процессе немаловажна. Учителя-словесники должны заботиться о том, чтобы ученики школы овладели как письменной, так и устной речью. А для этого нужно «открыть уста детей», дать возможность свободно говорить и писать о том, что их волнует, интересует, самовыражаться посредством слова. Современные учащиеся обладают прагматичностью мыслей, раскрепощенностью и независимостью, а эти перемены способствуют формированию практических умений.

Одним из популярных методов в мировом профессиональном образовании является метод направляющего текста , с помощью которого легко структурировать образовательный процесс. Метод предполагает шесть фаз: фаза получения информации; фаза планирования; фаза принятия решения; фаза осуществления; фаза контроля; фаза итогов.

Представленная модель применения метода направляющего текста с шестью фазами дает возможность учащимся выявлять причины ошибок и избегать их в будущем, а также способствовать развитию самоуправляющего группового учения.

Методика pre-texts разработана профессором Гарварда Дорис Соммер и направлена на развитие читательской грамотности. Для развития критического мышления и более глубокого осмысления текста профессор предлагает во время чтения текста всем участникам создать иллюстрацию к нему, используя вырезки из календарей, газет, журналов, аппликации и собственные рисунки. После этого каждый учащийся придумывает по одному вопросу к тексту, а затем каждый выбирает вопрос и отвечает на него. Дорис Соммерс предполагает, что такое прочтение текста стимулирует познавательную активность, учащиеся имеют возможность сравнивать свою интерпретацию текста с тем, что увидели одноклассники. Наконец, итогом работы становится творческое переосмысление текста — представление его в виде театральной постановки, музыкальной композиции, картины и т. д. Такой «перевод» текста в визуальную форму в сочетании с вопросами и последующей творческой обработкой ведет к многократному перечитыванию текста с выделением ключевых слов, главных образов, осмыслением содержания. В процессе собственной деятельности учащиеся понимают и познают текст, создавая для себя своеобразный визуальный опорный конспект, позволяющий в дальнейшем восстановить не только содержание, но и его смысл.

Приемов с использованием данных технологий может бесконечное множество, что открывает простор для воображения ребенка и творческого поиска. Какую бы педагогическую технологию мы ни применяли в учебном процессе, она реализуется через систему занятий, поэтому задача учителя — обеспечить включение каждого ученика в различные виды деятельности.

Литература:

  1. Айснер Л. Ю. Применение инновационных методов обучения для реализации компетентностного подхода в системе профессионального образования / Л. Ю. Айснер, С. В. Бершадская // Материалы международной заочной научной конференции: Проблемы современной аграрной науки. — 2015.– С. 244–246.
  2. Митина Н. А. Современные педагогические технологии как средство интенсификации учебного процесса в высшей школе / Н. А. Митина, Т. Т. Нуржанова // Молодой ученый. — 2014. — № 2. — С. 794–797.
  3. Зверева Н. А. Применение современных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании / Н. А. Зверева // Материалы II международной научной конференции: Инновационные педагогические технологии. — 2015. — С. 161–164.
  4. Гуслова М. Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие для учреждений СПО / М. Н. Гуслова, 4-е изд., испр. — М.: ИЦ Академия, 2013. — 208 с.
Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, педагогическая технология, процесс обучения, развивающее обучение, учебный процесс, игровая форма, метод направляющего текста, образовательный процесс, проблемное обучение, развитие, русский язык, учащийся, учебное время.


Похожие статьи

Задать вопрос