Роль школьной администрации в формировании нравственного самосознания учащихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Калдарбеков, Е. Б. Роль школьной администрации в формировании нравственного самосознания учащихся / Е. Б. Калдарбеков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 4.1 (503.1). — С. 13-14. — URL: https://moluch.ru/archive/503/110563/ (дата обращения: 04.05.2024).



Образование и воспитание выступает действенным средством социализации личности в современных условиях глобальных преобразований в мире, повышенной конфликтогенности социума. В статье рассматриваются вопросы воспитания человечности, адаптация молодёжи в меняющейся социально-экономической среде.

Ключевые слова: образование, нравственное самосознание личности, воспитание, человечность, молодёжь.

C:\Users\User\Downloads\WhatsApp Image 2024-01-18 at 17.30.44.jpeg

Как воспитать ученика достойным гражданином своей страны? Как привить ученику качества гуманизма? Как сохранить между подростками дружеские отношения? Все чаще в подростковой среде звучит термин «буллинг». Этими вопросами ежедневно задаются все те, кто несет ответственность за безопасность жизни школьника. На этом Президент страны К. К. Токаев акцентировал внимание всей педагогической общественности на I Республиканском съезде педагогов страны. [1]

Значение воспитательной работы в формировании личности трудно переоценить. В подростковый период происходит активное формирование и становление основных эмоциональных и социальных навыков. Это время, когда подростки, развивая социальные навыки, начинают конкурировать в социуме, пытаясь занять лидирующие позиции. Особое внимание в этот сложный период следует уделить воспитательным и образовательным потребностям. Это могут быть различные формы бесед с подростком именно о личном и духовном самосознании, и они требуют специального внимания и подходов со стороны не только родителей, но и школы, а также общественного внимания. [2]

Чтобы минимизировать проблемы взаимоотношений между подростками, необходимо заглянуть в «корень» проблемы. Суть всех проблем, порой звучит банально — это постепенное угасание человечности в человеке. Человечность? Существует ли она в современном мире? Сказка ли, придуманная небольшой группой альтруистов, чтобы прикрывать свои добрые дела, или единая общечеловеческая ценность, к которой необходимо стремиться в жизни каждому человеку? Вопрос этот очень сложный и ответ на него далеко не однозначный. Кажется, что современный человек навсегда утратил какое-либо понятие о человечности. С чем мы сталкиваемся каждый день? Люди проходят мимо чужой беды, некоторые, пренебрегая любыми человеческими ценностями, презрительно унижают всех окружающих, не считают нужным не то что помогать, а даже по-человечески относиться к другим. Почему, увидев на улице, как кто-то споткнулся, упал, попал в ДТП, провалился в яму, подавляющее большинство окружающих не бросится на помощь?

Человек в какой-то момент упустил что-то очень важное, что-то, что делает его человеком, существом разумным. Как равнодушно относится взрослый человек к окружающему миру, вырубая леса и загрязняя реки, так и равнодушно смотрит подросток, не испытывая сострадания и участия. Кажется, в один момент наступил перелом, и человечность была безвозвратно утеряна. И если раньше встречались только отдельные личности, лишенные этого качества, то чем ближе к современности, тем меньше остается таких, которые готовы проявить сочувствие и милосердие. Все это мы видим вокруг ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Но неужели таково наше настоящее и будущее? Неужели принятие нравственных ценностей — это лишь устаревший пустой звук? Хочется верить, что нет. [3]

Человечность — желание помогать не по приказу, а по воле сердца; искренне сочувствовать не на словах, а на деле; видеть в каждом не конкурента в этой жизни, а друга, брата, близкого человека. Она не потеряна навсегда. А ее отсутствие — лишь временная «поломка» всемирного «человеческого организма», которая вот-вот будет устранена. Кто механик, устраняющий поломку? Сам человек.

И чем больше безразличия в окружающей действительности, тем ярче на его фоне выделяются настоящие человеческие отношения. Нельзя заставить человека стать человечным. Если в нем нет внутреннего желания помочь ближнему, то никакая сила не заставит его помогать инвалидам, ухаживать за больными, заботиться о бездомных животных, собирать мусор в парках. Для этого нужно понимать свою цель жизни, свое предназначение. Человек, перекладывающий свою ответственность на других, никогда не сможет просто помогать, он будет искать выгоду в своем труде, требовать награды или вовсе откажется помогать, потому что его эгоистичные наклонности не позволяют работать «просто так» для других. Человечность же — это понимание того, что важна она в первую очередь для самого человека, так как это в итоге приведет к счастью всего человечества.

Именно в этот непростой период, когда в мире стало больше примеров, нежелательных для подростков, роль классных руководителей, школьной администрации и самих родителей становится главным аспектом в жизни старших школьников. Вопросы нравственности и морали всегда лежали в центре педагогики, поэтому сами педагоги должны быть примером для учащихся в сфере нравственности. Они должны демонстрировать высокие моральные принципы и ценности, уважать других людей и их права. Учащиеся должны быть активно вовлечены в процесс активной жизни школы. Необходимо предоставить возможность высказывать свое мнение, обсуждать этические вопросы, принимать участие в различных проектах и деятельности, направленной на развитие нравственности, что значительно поможет им осознать и принять ценности и нормы общества. Школе необходимо помогать осознавать и принимать учащимся эти ценности, развивать у подростков способность критически мыслить и анализировать моральные дилеммы. При этом педагогам важно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика и создавать условия, которые позволят им развиваться в соответствии с их потребностями и способностями. [4] Соблюдение этих принципов значительно поможет школе эффективно формировать нравственную культуру учащихся и способствовать их личностному развитию.

Литература:

  1. https://www.akorda.kz/ru/glava-gosudarstva-prinyal-uchastie-v-respublikanskom-sezde-pedagogov-594513
  2. Кон И. С. В поисках себя: личность и самосознание. — М.: Просвещение, 1998.
  3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991.
  4. Методические материалы по гражданскому воспитанию для учителей истории http://history.standart.edu.ru
Основные термины (генерируются автоматически): подросток, ценность, человечность.


Ключевые слова

воспитание, образование, молодежь, нравственное самосознание личности, человечность

Похожие статьи

Задать вопрос