Эффективные формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сарсенбаева, Г. А. Эффективные формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности / Г. А. Сарсенбаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 4.1 (503.1). — С. 7-8. — URL: https://moluch.ru/archive/503/110559/ (дата обращения: 02.05.2024).



Статья посвящена эффективным формам и методам работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности. Освещаются ключевые аспекты, такие как психологические, социально-экономические факторы, образовательная среда и методы преподавания. Описаны стратегии повышения мотивации: индивидуальный подход, интерактивные и игровые методы обучения, мотивационные программы и проекты. Подчеркивается значимость этих стратегий для улучшения учебной успеваемости и развития интереса к обучению.

Ключевые слова: мотивация учащихся, педагогические методы, индивидуальный подход, мотивационные программы.

C:\Users\User\Downloads\WhatsApp Image 2024-01-18 at 19.02.10.jpeg

Проблема низкой мотивации учащихся к учебно-познавательной деятельности является одним из ключевых вызовов современной образовательной системы. Низкая мотивация к учению часто приводит к падению академической успеваемости, отсутствию интереса к обучению и, как следствие, к ухудшению качества образования. Это состояние может быть вызвано различными факторами, включая психологические особенности учащегося, социально-экономические условия, особенности семейного воспитания, а также методы и подходы, применяемые в образовательном процессе.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что повышение мотивации учащихся к учебе напрямую влияет на их академическую успеваемость, развитие критического мышления и формирование навыков, необходимых для успешной жизни в обществе. Кроме того, эффективная работа с низкомотивированными учениками способствует созданию благоприятной образовательной среды, где каждый ученик может реализовать свой потенциал. Поэтому поиск и внедрение эффективных форм и методов работы с такими учащимися является важной задачей для учителей, школьных администраторов и образовательной политики в целом.

Формирование мотивации к учебе представляет собой ключевую задачу в системе образования. Нельзя упускать из виду факт снижения мотивации среди учеников. Понимание мотивационной структуры учебного процесса является существенным элементом как в теории, так и в практике педагогики, поскольку мотивация служит двигателем обучения. Даже наиболее опытные и квалифицированные учителя не смогут добиться ожидаемых результатов, если их подходы не будут в гармонии с мотивационной базой обучения у школьников [1].

Причины низкой мотивации у учащихся могут быть самые разные:

1. Психологические аспекты:

— Особенности характера или психологические состояния, такие как низкая самооценка, тревожность или апатия, которые могут влиять на их мотивацию к учебе.

— Неумение находить личный интерес в учебном материале или отсутствие понимания его практической значимости может снижать желание учиться.

— Из-за высокой учебной нагрузки учащиеся могут испытывать усталость, что снижает их мотивацию к дальнейшему обучению.

2. Социально-экономические факторы:

— Нестабильная обстановка в семье, отсутствие поддержки и понимания со стороны родителей.

— Финансовые проблемы в семье могут заставить учащихся фокусироваться на работе или бытовых проблемах, а не на учебе.

— Давление сверстников, негативные взаимоотношения с одноклассниками или учителями.

3. Образовательная среда и методы преподавания:

— Традиционные или устаревшие подходы в обучении, не способствующие активному вовлечению учащихся.

— Отсутствие учета индивидуальных особенностей, способностей и интересов учеников в процессе обучения.

— Отсутствие возможностей для развития творческих способностей и самовыражения в рамках школьной программы может уменьшить интерес к учебе.

Разработка и реализация стратегий повышения мотивации критически важны для стимулирования обучения и прогресса слабоуспевающих школьников, помогая им преодолеть учебные трудности и вовлекая их активнее в образовательный процесс. И данный процесс может развиваться и взаимно помогать друг другу в повышении учебного интереса учащихся.

Индивидуальный подход и учет интересов учащихся имеет огромный вес в контексте работы с слабоуспевающими учениками. И основным методом в данном направлении является персонализация обучения и дифференциация, что является адаптацией учебного процесса к индивидуальным особенностям, способностям и интересам каждого ученика [2].

Данное направление осложняется необходимостью разработки индивидуальных учебных планов. Она, в свою очередь, требует включения тем и заданий, которые соответствуют интересам и увлечениям учащихся, чтобы повысить их вовлеченность и мотивацию.

Также нельзя забывать об обратной связи и поддержке. Постоянное взаимодействие с учениками, предоставление конструктивной обратной связи и поощрение их усилий и достижений поможет отслеживать динамику мотивации.

Применение интерактивных и игровых методов обучения является активизатором мотивации не только для слабоуспевающих, но и всех учеников.

Включение игр, головоломок, ролевых игр и симуляций для облегчения понимания сложных концепций и повышения интереса к предмету. Применение образовательных программ, мультимедийных средств и интерактивных досок для создания динамичной и привлекательной учебной среды. Так же организация совместной работы над проектами, которая способствует развитию командных навыков и повышает мотивацию через взаимодействие и обмен идеями с другими учащимися [3, с. 521].

Помимо внедрения разных методов в процесс обучения, внеурочные мероприятия имеют огромное влияние в повышении мотивации учащихся. Одними из инструментов, которые дают свои плоды в нашей педагогической практике, можно назвать следующие направления:

1. Разработка мотивационных программ и проектов.

— Преподаватели всегда за создание конкурсов, викторин и вызовов, которые стимулируют учащихся к активности и конкуренции в позитивном ключе.

— Разработка образовательных проектов, которые соответствуют интересам учащихся и позволяют им применять знания на практике уже являются неотъемлемой частью учебной программы каждого предмета.

— Внедрение системы поощрений и наград за активное участие в учебном процессе и достижения в обучении хорошо воспринимается и активно используются учителями младших классов.

2. Включение элементов самоопределения и выбора:

— Предоставление учащимся возможности выбирать темы проектов, методы работы и формы оценки, что способствует развитию автономии и ответственности за собственное обучение.

— Нашими школьными клубами часто организуются дебаты, дискуссии и круглые столы, где учащиеся выражают свое мнение и участвовать в принятии образовательных решений.

3. Профориентационная работа и связь с реальной жизнью:

— По дорожной карте развитие личностных качеств учеников нами поквартально проводиться показ практической значимости знаний, демонстрация связи учебных предметов с будущей профессиональной деятельностью и жизненными целями. Данное мероприятие является фаворитом среди учеников старших классов, в связи их необходимостью выбора профессий и высших учебных заведений.

Эти стратегии всегда адаптируются и комбинируются в зависимости от конкретной образовательной ситуации и потребностей учащихся, чтобы создать мотивирующую и вдохновляющую учебную среду.

В заключение, эффективные формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности, играют критически важную роль в образовательном процессе. Применение индивидуализированных подходов, интерактивных методик, внеурочных активностей и разработка мотивационных программ способствуют улучшению успеваемости, развитию интереса к обучению и формированию положительного отношения к учебе. Понимание и удовлетворение индивидуальных потребностей и интересов учащихся, а также создание мотивирующей учебной среды, являются ключевыми факторами успеха в работе с низкомотивированными учениками. Это не только способствует их академическому росту, но и влияет на их личностное развитие и подготовку к жизни в обществе.

Литература:

  1. Нуркаева И. М., Диброва К. С. Информационная система диагностики мотивации учебно-познавательной деятельности школьников // Моделирование и анализ данных. 2023.
  2. Буровкина Л. А., Прищепа А. А. Индивидуальный подход к учащимся младших классов на уроках изобразительного искусства как средство мотивации к художественно-творческой деятельности //Bulletin of the international centre of Art and Education. — 2020. — №. 2. — С. 1.
  3. Корелова А. С. Проектная деятельность как способ повышения мотивации к изучению английского языка //Редакционная коллегия: ЕА Мирошниченко, ЛП Мурашова, ПВ Середа, ЕИ Соболева. — 2020. — С. 521.
Основные термины (генерируются автоматически): метод работы, индивидуальный подход, мотивация, образовательный процесс, учащийся, учебно-познавательная деятельность, учебный процесс, ученик, академическая успеваемость, образовательная среда.


Ключевые слова

индивидуальный подход, педагогические методы, мотивация учащихся, мотивационные программы

Похожие статьи

Задать вопрос