Влияние цифровых технологий на обеспечение конкурентоспособности банка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (503) январь 2024 г.

Дата публикации: 22.01.2024

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Калоерова, В. А. Влияние цифровых технологий на обеспечение конкурентоспособности банка / В. А. Калоерова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 4 (503). — С. 88-89. — URL: https://moluch.ru/archive/503/110546/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье авторы выявляют влияние цифровых технологий на обеспечение конкурентоспособности банка, определяют ключевые преимущества цифровой трансформации банкинга.

Ключевые слова: цифровые технологии, банковские услуги, цифровизация, конкурентоспособность.

Внедрение цифровых технологий в банковской отрасли началось одним из первых. Наиболее крупные банки за счет своего объема капитала могут первыми внедрять новейшие технологии в свою деятельность, и соответственно расширять спектр своих услуг, что способствует созданию собственной экосистемы. Малые и средние банки имеют в своем распоряжении меньшие объемы капитала, поэтому им необходимо ориентировать свою деятельность на конкретную целевую аудиторию.

Ежегодно растет количество потребителей банковских услуг, которые используют дистанционные каналы обслуживания, например, мобильные приложения, сайты и т. п. в связи с этим можно сделать вывод, что цифровизация банковской отрасли в Российской Федерации имеет перспективы роста [3].

Влияние каждого вида перспективных финансовых технологий на его конкурентную позицию кредитной организации, а также достоинства и недостатки, представлены в таблице.

Таким образом, внедрение финансовых технологий оказывает положительное влияние на уровень конкурентоспособности банка, а также подсвечивает имеющуюся выгоду и риски. [3]

Таблица 1

Виды финансовых технологий в обеспечении конкурентоспособности кредитной организации. Источник: [3]

Наименование технологии

Влияние на конкурентоспособность

Достоинства

Недостатки

Искусственный

Интеллект

Персонализация банковских продуктов и услуг

Быстрая обработка и выявление клиентских предпочтений

Снижение живого общения с клиентом

Блокчейн

Повышение защищенности операций

Ускорение процессов при взаимодействии контрагентов

Отсутствие правового регулирования

Виртуальная и

дополненная

реальность

Повышение удовлетворенности клиентов

Возможность симуляции сложных клиентских ситуаций

Низкий уровень технологического развития клиентов

Биометрическая

Идентификация

Построение психологического профиля клиента

Создание единой системы

идентификации клиента

Необходимость дополнительной защиты личных

данных клиентов

Мобильные

технологии

(облачные сервисы)

Повышение доступности

банковского сервиса

Усиление персонализации

банковских продуктов

Необходимость освоения

клиентами современных

технологий

Согласно данным исследования, проведенного компанией McKinsey, при развитии цифровизации в банковской отрасли для финансовых учреждений снижается стоимость затрат продажи новых продуктов или услуг примерно на 40–60 %. Это свидетельствует о благоприятной тенденции. Стоит отметить, что финансовая неграмотность населения по-прежнему остается одним из главных препятствий к повсеместной цифровизации.

Предсказуемо быстрый процесс внедрения цифровых технологий в банковские механизмы оказания услуг сопровождается определенными рисками, среди которых отдельно следует выделить потенциальную опасность утечки информации.

Такой стремительный процесс банковской цифровизации нуждается в надежном регуляторе в лице Банка России: его быстрая реакция на происходящие в стране и мире изменения и тенденции будет способствовать более быстрому развитию цифровых технологий в России.

Ключевыми преимуществами цифровой трансформации в банковской сфере, которая предполагает развитие дистанционного банкинга, являются следующие:

  1. Развитие клиентского опыта. Банки, которые будут предлагать клиентам разнообразный спектр услуг в сфере дистанционного облуживания имеют все шансы улучшить качество обслуживания клиентов и соответственно повысить их лояльность. Это объясняется тем, что клиенты благодаря удаленным сервисам могут получать доступ к своим счетам и услугам 24 часа в сутки 7 дней в неделю с любого устройства, независимо от местонахождения. Понимая индивидуальные потребности и предпочтения своих клиентов, банки могут создать для них более персонализированный опыт, отвечающий их конкретным потребностям. Это могут быть индивидуальные рекомендации по продуктам, персонализированные выписки по счету или даже просто более удобный интерфейс.
  2. Повышение эффективности и производительности. Оптимизируя процессы и автоматизируя задачи, которые традиционно выполнялись вручную или с помощью бумажных документов, банки могут высвободить время сотрудников, чтобы сосредоточиться на более важных видах деятельности, таких как разработка новых продуктов или услуг.
  3. Повышенная безопасность продуктов и услуг, а значит и высокий уровень доверия клиентов. По мере перехода к цифровой экосистеме банки могут воспользоваться преимуществами передовых инструментов обнаружения рисков и аналитики, которые отслеживают данные и транзакции клиентов на предмет подозрительной активности. Эти технологии помогают защитить клиентов от мошенничества и других видов киберпреступлений, а также обеспечить соблюдение политики борьбы с отмыванием денег.
  4. Расширение клиентской базы. Предлагая более современный и удобный клиентский опыт, банки могут привлекать новых клиентов и удерживать существующих. Кроме того, повышение эффективности и производительности, связанное с цифровой трансформацией, даст банкам возможность сэкономить деньги на операционных расходах, которые можно инвестировать в другие области, такие как инновации или маркетинг.

Таким образом, дистанционные услуги в настоящее время являются конкурентной необходимостью для качественного обслуживания клиентов, которая поможет банкам в России занять устойчивые позиции на рынке, особенно в контексте присутствия в отрасли технологических стартапов.

Литература:

  1. Андрианова Е. В., Черноудова М. Г. Цифровизация финансовых услуг в России / Е. В. Андрианова, М. Г. Черноудова // Устойчивость региональных систем в условиях глобальных изменений: сборник материалов VII Всероссийской конференции с международным участием. Сост. И. А. Сивоброва. — Архангельск, 2023. — С. 11–18.
  2. Газдиева М. А. Информационные технологии в сфере финансов / М. А. Газдиева // Прорывные научные исследования: проблемы, пределы и возможности: сборник статей Международной научно-практической конференции. — Уфа, 2023. — С. 24–25.
  3. Изофатенко М. В., Никулина И. Е. История развития цифровизации банковской деятельности в Российской Федерации/ М. В. Изофатенко, И. Е. Никулина// Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2023. — № 10 (часть 1) — С. 41–47.
  4. Щуров М. Ю. Новые технологии и их влияние на состояние рынков финансовых услуг в финансовом секторе / Щуров М. Ю. // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. — 2023. — № 4. — С. 83–93.
Основные термины (генерируются автоматически): банк, банковская отрасль, клиент, услуга, цифровая трансформация, кредитная организация, повышение эффективности, Россия.


Похожие статьи

Задать вопрос