Сущность профессиональной адаптации молодого специалиста в образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (503) январь 2024 г.

Дата публикации: 21.01.2024

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Жильцова, М. М. Сущность профессиональной адаптации молодого специалиста в образовательной организации / М. М. Жильцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 4 (503). — С. 169-170. — URL: https://moluch.ru/archive/503/110544/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье рассматривается процесс профессиональной адаптации как основное условие закрепления молодого специалиста в образовательном учреждении.

Ключевые слова: профессиональная адаптация, молодой специалист, образовательная организация.

В работах исследователей в области психологии адаптацию классифицируют по-разному. Выделяются разные виды, которые свойственны определённой социокультурной, профессиональной сфере, особенностям деятельности человека. В области менеджмента большое внимание отводится профессиональной адаптации. Именно профессиональная адаптация служит помощником и инструментом в решении проблем формирования у начинающего специалиста необходимого уровня работоспособности за наиболее короткий период времени.

Профессиональная адаптация — это, в первую очередь, приспособление специалиста к профессиональным требованиям, усвоение им специфических норм данной профессии, социальных норм, которые необходимы для выполнения трудовых обязанностей, и к новым для него условиям труда [23].

В процессе профессиональной адаптации специалист должен усвоить ценностные ориентиры, мотивы и цели выбранной трудовой деятельности, войти в ролевую структуру профессиональной группы, должно произойти сближение ценностей человека и профессиональной группы. Также процесс профессиональной адаптации предполагает, что специалист должен принять на себя все компоненты профессиональной деятельности: предмет, задачи, средства, способы, результаты, условия в рамках данной профессии. Со временем профессиональная адаптация протекает быстрее, так как специалист не только приспосабливается к условиям труда, но и условия труда приспосабливает под себя.

Профессиональная адаптация молодого специалиста происходит в течение первых трёх лет его профессиональной деятельности. За это время молодой специалист проходит процесс достижения соответствия профессиональной подготовленности учителя, его личностного соответствия к педагогической деятельности к требованиям, которые предъявляют ему педагогическая деятельность в условиях работы в образовательной организации.

Три фазы профессиональной адаптации педагога выделяет Кибанов А. Я.:

1) фаза профессиональной дезадаптации (первые 3–6 месяцев труда) происходит острая реакция всех подсистем личности на новые требования и условия профессиональной деятельности;

2) фаза профессиональной неадаптации (от 6 месяцев до 1 года) характеризуется постепенным снижением внутреннего напряжения, формируется мотивация для личностного и профессионального роста;

3) фаза собственно профессиональной адаптации (до 3-х лет труда) происходит достижение внутренней гармонии между «Я-личность» и «Я-профессионал» педагога, между условиями и требованиями деятельности педагога в образовательной организации и возможностями специалиста [4].

А. Г. Мороз определяет профессиональную адаптацию учителя как сложный, многоплановый процесс, в котором происходит овладение учителем профессии и приспособление к её требованиям, формирование социально-профессиональной позиции в системе отношений между участниками образовательного процесса, достижения учителем достаточного уровня профессионального развития, что может рассматриваться как психологическая готовность к выполнению профессиональных задач [3].

Профессиональная адаптация — это процесс, в котором начинающий педагог, достигает соответствия профессиональным нормам, личностных качеств будущего учителя и требованиям профессиональной деятельности [1].

Она в большей степени зависит от умения творчески применить имеющиеся знания, умения и навыки, а не от их количества. Именно эффективного прохождения молодым специалистом профессиональной адаптации зависит его вхождение в профессиональную деятельность, успешность карьеры, реализация и возможности развития его творчества в трудовой деятельности.

Профессиональная адаптация включает:

– адаптацию к выполнению профессиональных обязанностей и их условиям

– социально-психологическую адаптацию, которая связана с отношением к организации, руководителю, коллективу, довольство своим положением в коллективе.

Эти два вида адаптации тесно взаимодействуют между собой.

Если молодой специалист успешно вливается трудовую деятельность, то можно сказать, что он профессионально адаптирован. Профессиональная адаптированность характеризуется:

– раскрытием профессионального потенциала личности;

– оптимальным овладением им современными формами и методами профессиональной деятельности;

– достижением хорошего уровня профессиональной успешности, активности, творчества;

– обеспечением эмоциональной комфортности;

– приспособленностью к условиям деятельности учреждения;

– усвоением знаний о благополучных профессиональных взаимодействиях;

– достижение соответствия организационных, групповых и личных целей, интересов;

– развитием способности решать проблемы, связанные с усвоением профессиональной деятельности и ценностей, то есть успешным выходом из сложных ситуаций, в которые могут попасть молодые специалисты в первые годы работы учителем.

Профессиональная адаптация к особенностям работы в общеобразовательном учреждении подразумевает, что начинающий сотрудник понимает содержание, задач и функции, характер взаимоотношений с учащимися, возрастных и физиологических особенностей школьников.

Основу для овладения содержательной и операционной сторонами педагогической деятельности создаёт первоначально овладение студентами общепедагогическими, психологическими и специальными знаниями. Эта система включает знания о закономерностях, формах, методов, сущности и принципов дидактики, которые гарантируют достижение основной цели получения образования в школе.

Мелихов Ю. Е. выделяет несколько этапов в процессе адаптации.

  1. В начальном этапе работник знакомится с информацией о новой организации в целом, узнает о критериях оценки различных действий и о нормах поведения в коллективе.
  2. Вторая фаза адаптации представляет собой период, когда работник готов ориентироваться на новую систему и начинает осознавать ценности, но при этом сохраняет множество своих убеждений.
  3. Фаза адаптации — временной интервал, в течение которого работник полностью адаптируется к своему окружению.
  4. Идентификация — личные амбиции сотрудника совпадают с целями компании.

Дополнительно, во время процесса профессиональной адаптации начинающего педагога можно выделить следующие стадии:

  1. Подготовка в школе к профессиональной деятельности.
  2. Профессиональная подготовка в учебном заведении.
  3. Учебная подготовка, направленная на профессиональное развитие.
  4. Развитие профессиональных навыков в школьной программе.
  5. Обучение в школе с уклоном на профессиональную подготовку.
  6. Получение профессионального образования в университете.
  7. Индивидуальная работа в сфере профессиональной деятельности в школьных учебных заведениях [2].

Результативность профессионального становления молодого учителя напрямую зависит от успешного процесса адаптации.

Литература:

  1. Кибанов А. Я. Организация профориентации и адаптации персонала: учебно-практическое пособие: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Управление персоналом» и «Менеджмент организации» / под ред. А. Я. Кибанова. — Москва: Проспект, 2014. — 50 с.
  2. Мелихов, Ю. Е. Управление персоналом: портфель надежных технологий: учебно-практическое пособие / Ю. Е. Мелихов. — Москва: Дашков и К., 2015–342 с.
  3. Мороз, А. Г. Профессиональная адаптация выпускника педагогического ВУЗа: автореф. дис. д-ра. пед. наук: 13.00.01. / А. Г. Мороз. — Киев, 1983. — 460 с.
  4. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная адаптация, профессиональная деятельность, молодой специалист, образовательная организация, педагогическая деятельность, условие труда, профессиональная группа, профессиональная подготовка, профессиональное развитие, трудовая деятельность.


Похожие статьи

Задать вопрос