Паломничество в Компостелу: укрепление веры и обретение себя (о мотивации паломников) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (502) январь 2024 г.

Дата публикации: 20.01.2024

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Зарьянова, А. А. Паломничество в Компостелу: укрепление веры и обретение себя (о мотивации паломников) / А. А. Зарьянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 289-291. — URL: https://moluch.ru/archive/502/110515/ (дата обращения: 05.05.2024).



В течение последних трех десятилетий паломничество по Пути Святого Иакова приобретает все большую популярность. Что находит современный человек на Пути? Зачем шли в Сантьяго-де-Компостела средневековые пилигримы? Найти ответы на эти вопросы мы постараемся в данной статье.

Путь Святого Иакова — El Camino de Santiago (Эль Ками́но де Сантья́го) — собирательное название для нескольких маршрутов на территории Европы, ведущих в Сантьяго-де-Компостела — столицу Галисии, где в IX веке были обнаружены останки апостола Иакова. Наибольшей популярности паломничество в Компостелу достигло в XI-XII веках. В XII веке папа Каликста II ввел «святые» или «священные» годы — годы, в которые день Святого Иакова (25 июля) выпадает на воскресенье. Совершивший паломничество в святой год получал отпущение всех грехов. Это сильно увеличило популярность Пути. С этого времени хождение в Сантьяго-де-Компостела приобрело статус Великого паломничества (Peregrinationes primarie) наряду с паломничеством в Святую Землю (Иерусалим) и Рим (к мощам апостола Петра).

Популярный паломнический маршрут, собиравший тысячи паломников в Средние века, был практически забыт после эпидемий чумы, которые свирепствовали в Европе в XIII-XIV веках, периода Реформации, когда испанцы постарались закрыть границы в целях недопущения вместе с иноземцами идей протестантизма. В 1879 г. останки святого Иакова были вновь обретены церковью после многовекового забвения, но интерес к паломничеству не возобновился. Лишь во второй половине XX века началось возрождение традиции. Росту популярности Камино в новейшее время способствовали действия испанского правительства: создание инфраструктуры, ремонт дорог, строительство и благоустройство альберге (приютов для паломников), реставрация объектов культурного наследия, организация центров обслуживания паломников, т. е. всего того, что делает путь современных пилигримов более удобным, безопасным и насыщенным впечатлениями. В 80-е годы группа энтузиастов во главе со священником прихода O' Себрейро Элиасом Валинья Сампедро сделала важные действия для удобства движения по маршруту: измерили протяженность участков пути между альберге (что предоставило паломникам возможность планирования ежедневных переходов); произвели разметку Пути, нанеся желтые указатели по всей протяженности Французского Пути, поставили указатели с указанием километража до конечной точки Пути — Сантьяго-де-Компостела. Свою роль в популяризации Камино сыграли деятели искусства: в 1969 году в прокат вышел фильм Л.Бунюэля «Млечный Путь», в 1987 была опубликована книга П. Коэльо «Дневник мага». С каждым годом паломнический маршрут привлекал новых паломников.

В 1985 году ЮНЕСКО объявила Сантьяго-де-Компостела городом Всемирного наследия, В 1987 году Совет Европы назвал Камино «Первым европейским культурным маршрутом», в 1992 году ЕС объявил Камино «Достоянием человечества».

В Средние века паломничество было важной частью жизни общества. Как отмечает С. П. Шупляк, «пронизанная религией жизнь средневекового общества с господствующей церковной доктриной неотъемлемой греховности человека делала главной причиной совершения паломничеств желание сверхъестественного спасения» [5]. Искупление, преодоление греховности, мыслилось как путь к спасению. Именно покаяние, воспринятое как акт отречения от прошлой жизни, становилось истинной целью паломничества [1, 68]. Предполагалось, что в Святых местах была большая вероятность быть услышанным богом. Кроме покаяния, исследователи называют следующие мотивы совершения паломничеств: из благочестия; во имя исполнения обета, принесенного при драматических обстоятельствах; с целью исцеления и др. [2], [4].

Изначально паломничества предпринимались добровольно, по тем или иным религиозным основаниям, но с течением времени паломничества стали назначаться и как формы наказания: церковные власти могли назначить преступникам совершение паломничества согласно определенным тарифам в зависимости от тяжести преступления. Также паломничества могли назначаться в качестве наказания и по решению суда. Такие покаянные паломничества были введены в гражданское право Западной Европы по инициативе инквизиции [2], [3].

С. П. Шупляк замечает, что «Возникшие в западном средневековом обществе как чисто духовная потребность человека видеть и физически ощущать места жизни Христа, они с течением времени переросли в особого рода путешествия, в которых наряду с духовными целями зачастую выполнялись и чисто светские задачи» [4].

Сегодня, как и многие сотни лет назад, по Пути Святого Иакова идут тысячи паломников. Интерес к прохождению Пути велик и количество паломников увеличивается из года в год. Изучением статистики и мотивации современных паломников занимается Офис паломников в Сантьяго-де-Компостела (La Oficina del Peregrino de Santiago de Compostela). По данным за 2019 года сертификат о прохождении Пути (Компостелу) получили 300000 паломников. Согласно данным статистического отчета (Informe estadístico), около половины паломников (49 %) отмечают, что их движущие мотивы — religioso y otras (комбинация религиозного и «чего-то другого»), 40 % паломников называют религиозные причины, 11 % — другие. [9].

Для кого-то — это поиски новых впечатлений и приключений, для кого-то — это испытание себя. Очевидно, у каждого паломника свои причины прохождения Камино, но многие паломники отмечают, что приход в Сантьяго-де-Компостелу стал для них моментом духовного перерождения и началом нового этапа жизни.

Большинство паломников Камино — испанцы. Как отмечают исследователи, за последние десятилетия произошла быстрая секуляризация испанского общества. Хотя подавляющее большинство испанцев являются католиками, их склонность верить в догмы и посещение религиозных служб резко снизились. Гонсалес-Анлео утверждает, что испанцы исповедуют «легкую» религию. То есть, их религиозные установки не строгие, они ограничены общей верой в Бога без жесткой зоны институциональной лояльности, ритуальных привязанностей и этической согласованности [8].

Одним из вариантов альтернативного религиозного опыта является Камино. Секуляризация испанского общества 1980-х и 90-х годов совпала с ростом числом паломников, проходящих Камино. Рост популярности Пути стал возможен благодаря эволюции самого Камино, который превратился из внешнего выражения религиозной веры во внутренний, светский, но при этом духовный путь, по которому идут как глубоко верующие люди, так и атеисты. Большинство паломников ищут мир в своей душе и более глубокое познание самих себя или иным образом преследуют духовные цели. Паломников привлекают жертвенность, аскетизм, человеческое общение и красота природы на Пути Святого Иакова, потому что они чувствуют, что всего этого не хватает в их повседневной жизни.

В процессе преодоления Пути рождается множество афоризмов и крылатых выражений. Многие из них украшают сувенирную продукцию, некоторые из них нанесены на стены альберге. Неудивительно, ведь в них заключена мудрость людей, прошедших длинный и тернистый Путь. Приведем некоторые из них:

El camino comienza en el mismo instante en que decides hacerlo.

Камино начинается в тот самый момент, когда решаешься пройти ее.

En el Camino, no hay mal tiempo, solo diferentes formas de bendición.

У Камино нет плохой погоды, а только разные формы благословения.

En el Camino, no hay extraños, solo amigos que aún no has conocido.

На Камино нет незнакомцев, есть только друзья, которые еще не познакомилисть.

El Camino es un espejo: te muestra quien realmente eres.

Камино — это зеркало: дорога покажет тебе, кем ты на самом деле являешься.

No sientas frustación por no llegar, pues sabes que acabarás llegando.

Не огорчайся из-за того. что не можешь дойти, ведь ты знаешь, что в конце концов дойдешь.

Peregrinar es rezar con los pies.

Совершать паломничество — это молиться ногами.

No es la mochila lo que pesa, es lo que llevas en el corazón. Libérate.

Тяжел не рюкзак, а то, что у тебя на сердце. Будь свободным.

Mal haya el romero que dice mal de su bordón.

Плох тот паломник, что сетует на посох.

Nunca dejes camino por vereda.

Не меняй Камино (дорогу) на тропинку.

Si los caracoles pueden hacer el Camino, ¡yo también puedo!

Если улитки проходят путь, я тоже смогу [7].

Примечание: перевод мой (Зарьянова А.)

Обращаясь к паломникам в канун «святого» 2021 года, Папа Франциск отметил, что перед тем как отправиться в дорогу, нужно прежде всего оторваться от того, что отягощает. Человек не ходит по жизни в одиночку, и доверие к спутникам «помогает распознать в ближнем дар Бога, желающего сопровождать нас в этом путешествии». Речь идёт о том, чтобы «выйти из себя, присоединиться к другим» и поддерживать друг друга, разделяя труды и достижения. Епископ Рима пишет, что в конце пути мы наверняка окажемся с пустым рюкзаком, но с «сердцем, полным жизненного опыта, созданного на контрасте и в гармонии с другими нашими братьями и сёстрами, происходящими из разных экзистенциальных и культурных контекстов» [6].

Путь Святого Иакова стал неотъемлемой частью испанской культуры. В средние века причины, которые побуждали совершить паломничества, были связаны в первую очередь с христианской религией, в наше время Камино все больше приобретает статус духовного маршрута. Люди разных вероисповеданий проходят этот Путь, чтобы получить ответы на экзистенциальные вопросы: глубже разобраться в себе, переосмыслить жизненные цели и ценности, свои отношения с другим людьми, понять свое предназначение в жизни.

Литература:

1. Арутюнян Ю. И. Homo viator: образ паломника в контексте средневековой европейской традиции Вестник СПбГУКИ · декабрь · 2010 с. 65–70

2. Лучицкая С. И. Паломничество // Словарь средневековой культуры / Под ред. А. Я. Гуревича. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. 632 с. (Серия «Summa culturologiae»).

3. Мейкок А. Л. История инквизиции / Пер. с англ. М. В. Келер. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 382 с: ил. — (Зловещие страницы истории).

4. Шупляк, С. П. Западноевропейские средневековые религиозные паломничества / С. П. Шупляк // Весн. Беларус. дзярж. ун-та. Сер. 3, Гісторыя. Філасофiя. Псіхалогiя. Паліталогiя. Сацыялогiя. Эканомiка. Права. — 2005. — № 1. — С. 15–20.1

5. Шупляк, С. П. Традиция паломничеств и ментальные установки средневекового общества Западной Европы / С. П. Шупляк // Актуальныя праблемы айчыннай і сусветнай гісторыі: зб. навук. прац / Бел. дзярж. пед. ун-т імя М. Танка; рэдкал.: М. М. Забаўскі (адк. рэд.) [і інш]. — Мінск, 2013. — С.143–146.

6. Послание Папы Франциска на Юбилейный год св. Иакова [Электронный ресурс]// Сибирская Католическая газета. URL: Послание Папы Франциска на Юбилейный год св. Иакова | «Сибирская католическая газета» (sib-catholic.ru)

7. Borjas, F. (2023, August 17). Las mejores frases del Camino de Santiago (y refranes). URL:https://vivecamino.com/las-mejores-frases-del-camino-de-santiago-recopiladas-no-557/

8. Kissling, E. M. (n.d.). The Camino de Santiago in Twentieth Century Spain. UR Scholarship Repository. URL: https://scholarship.richmond.edu/lalis-faculty-publications/41/

9. Oficina de acogida del peregrino (2019). Informe estadístico. URL: https://oficinadelperegrino.com/wp-content/uploads/2016/02/peregrinaciones2019.pdf

Основные термины (генерируются автоматически): паломник, путь Святого, паломничество, XI-XII, XIII-XIV, большинство паломников, век, испанское общество, прохождение Пути, Путь.


Похожие статьи

Задать вопрос