Цифровой банкинг: преимущества и перспективы развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (502) январь 2024 г.

Дата публикации: 22.01.2024

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Калоерова, В. А. Цифровой банкинг: преимущества и перспективы развития / В. А. Калоерова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 220-222. — URL: https://moluch.ru/archive/502/110501/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье авторы выявляют преимущества цифрового банкинга над его традиционной формой, определяют перспективы цифрового развития в области оказания финансовых услуг.

Ключевые слова: банк, финансовые услуги, цифровизация

Одной из главных причин масштабной трансформации отрасли является усиление роли цифровых технологий как в сфере банковских услуг, так и в других аспектах жизни человека, государственных процессах и деятельности компаний, что значительно упрощает взаимодействие потенциальных клиентов с финансовыми посредниками.

Передовая технология удаленного доступа является ключевым преимуществом цифрового банкинга (онлайн или мобильные банковские услуги). Если ранее традиционное взаимодействие с клиентами происходило непосредственно в офисах, то теперь — в мобильном устройстве.

Клиенты все больше ориентируются на удаленное обслуживание по всему спектру финансовых услуг и платежей. Благодаря открытым интерфейсам и технологии маркетплейс (платформа электронной коммерции) теперь потребители могут выбрать предпочтительный банк и варианты получения необходимых финансовых и других услуг. Преимущества цифрового банкинга над традиционным описаны в таблице 1.

Из таблицы 1 видно, что цифровой банкинг в настоящее время является основной движущей силой сокращения числа клиентов в офисах банках, а также важным фактором при выборе потребителями банка обслуживания.

Будущее каждого банка зависит от того, насколько хорошо организация готова и может использовать предлагаемые рынком инновации, за счет которых финансово-кредитные учреждения будут сосредоточены на потребностях, желаниях и поведении клиентов.

Таблица 1

Преимущества цифрового банкинга над традиционным

Традиционный банкинг

Цифровой банкинг

Вся информация о клиенте, в том числе и его история обслуживания в банке, находится в одной точке — в офисе банка

Клиент является источником своего финансово-кредитного опыта

Клиент начинает взаимодействовать с банком только после того, как посетит его офис

Клиент выбирает предпочтительный канал связи с банком, и ему не нужно идти в офис банка

Важна физическая близость офиса банка: клиент должен иметь возможность легко добраться туда

Клиенту не нужно приходить в офис банка. Обратиться за банковской услугой он может из любой точки страны / мира, так как все услуги предоставляются удаленно

В отделении обслуживания клиент может воспользоваться дополнительными цифровыми сервисами для упрощения процесса взаимодействия с операционистами

Цифровые сервисы находятся в центре модели обслуживания клиента, независимо от сети отделений

Продукты и услуги стандартизированы и не адаптируются под каждого клиента

Продукты и услуги настраиваются в соответствии с потребностями клиента

Источник: составлено автором на основе [1].

Сегодня крупнейшей группой потребителей становятся миллениалы (1981–1996 год рождения) и представители поколения Z (1997–2012 год рождения), которые предпочитают в банковском обслуживании онлайн-транзакции и цифровые банковские каналы. Ведь нынешняя жизнь не дает им возможности сидеть в длинной очереди в офисе банка и заполнять тонны документов, особенно, когда существуют интуитивно понятные цифровые банковские решения самообслуживания.

Новые модели бизнес-процессов начали активно внедряться в работу банковского сектора и всей финансовой отрасли в период пандемии COVID-19. Благодаря формированию экосистем финансовых и нефинансовых сервисов у жителей страны появились приложения, с помощью которых они могут оформлять банковские продукты (кредиты, вклады, карты), дистанционно рассчитываться за товары или услуги, виртуально ходить в магазин за продуктами, подавать из дома документы для оформления паспорта или для необходимой для них справки [2].

Дальнейшее развитие цифровизации финансовой отрасли напрямую связано с экономической ситуацией в стране. На сегодняшний день российская экономика находится на стадии адаптационного спада. По прогнозам аналитиков Ассоциации банков России, спад в экономике России будет более растянутым во времени. Предполагается, что в долгосрочной перспективе банкам нужно будет искать новые источники получения прибыли, выходящие за рамки предоставляемых ими продуктов, услуг, отрасли или бизнес-модели [3].

Однако уже сейчас в финансовой индустрии наметились основные тенденции, по которым в ближайшей перспективе будет развиваться отрасль:

1) розничный банкинг: предвидение новых способов обслуживания клиентов и взаимодействия с ними;

2) потребительские платежи: раскрытие более глубоких финансовых отношений за пределами транзакционных потоков;

3) управление благосостоянием: создание нового рецепта для большего успеха;

4) коммерческий банкинг: разработка новой модели обслуживания, подкрепленной идеями и цифровыми инструментами;

5) банковское дело: формирование будущего глобальных денежных потоков;

6) рыночная инфраструктура: создание новой идентичности путем создания дифференцированных источников ценности.

Новые технологии коренным образом трансформируют как институциональную инфраструктуру национальной платежной системы РФ (способствуя развитию многофункциональных посредников), так и структуру операций в национальной платежной системе (формируя для нее главное преимущество — скорость ее работы). Специфика таких трансформаций изменяет профиль рынка финансовых услуг за счет максимального расширения их номенклатуры, персонализации, а также ориентации на качество обслуживания клиентов.

Литература:

  1. Андрианова Е. В., Черноудова М. Г. Цифровизация финансовых услуг в России / Е. В. Андрианова, М. Г. Черноудова // Устойчивость региональных систем в условиях глобальных изменений: сборник материалов VII Всероссийской конференции с международным участием. Сост. И. А. Сивоброва. — Архангельск, 2023. — С. 11–18.
  2. Газдиева М. А. Информационные технологии в сфере финансов / М. А. Газдиева // Прорывные научные исследования: проблемы, пределы и возможности: сборник статей Международной научно-практической конференции. — Уфа, 2023. — С. 24–25.
  3. Щуров М. Ю. Новые технологии и их влияние на состояние рынков финансовых услуг в финансовом секторе / Щуров М. Ю. // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. — 2023. — № 4. — С. 83–93.
Основные термины (генерируются автоматически): клиент, офис банка, услуга, банк, национальная платежная система, продукт, финансовая отрасль.


Похожие статьи

Задать вопрос