Ложная медицина в печатных изданиях на примере газеты «Про здоровье» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №3 (502) январь 2024 г.

Дата публикации: 21.01.2024

Статья просмотрена: 401 раз

Библиографическое описание:

Солодун, В. И. Ложная медицина в печатных изданиях на примере газеты «Про здоровье» / В. И. Солодун. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 528-533. — URL: https://moluch.ru/archive/502/110498/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье рассматривается бесплатная газета «Про здоровье», которая распространяет информацию о здоровье, методах лечения и профилактики заболеваний. Проводится анализ содержания газеты, сайта организации, интервью экспертов, выявляются ошибки и заблуждения, связанные с информацией о здоровье.

Предложены рекомендации по чтению и использованию газеты с точки зрения медицины.

Ключевые слова: лжемедицинская газета, «Про здоровье», ложная информация, анализ содержания, медицина, расследование.

The article discusses the free newspaper “About Health”, which disseminates information about health, methods of treatment and prevention of diseases. The content of the newspaper, the organization’s website, interviews with experts are analyzed, errors and misconceptions related to health information are identified.

Recommendations for reading and using the newspaper from a medical point of view are offered.

Keywords: false medical newspaper, «About Health», false information, content analysis, medicine, investigation.

В современном мире информация играет ключевую роль в повседневной жизни и профессиональной деятельности человечества. Основная ее ценность определяется качеством. Однако в условиях постоянного роста объёма информации и доступности различных источников, возникает проблема ее достоверности и надёжности. Ложная информация и псевдонаучные теории могут оказывать значительное влияние на общественное мнение, приводить к неправильным решениям и даже представлять угрозу для здоровья людей [1, с. 56]. В этой связи исследование проблемы ложной медицины становится особенно актуальным.

Здоровье — это крайне важный аспект жизни каждого человека, который невозможно купить или обменять. Оно дается один раз, и только нам решать, что с ним делать: улучшать и поддерживать или же загубить окончательно. Не секрет, что в наше время вопросами здоровья занимается не только отечественная медицина, в кругу этой волнующей темы существует большое количество мошенников и лженауки [4, с. 49].

Медицина удобна для псевдоученых по множеству причин: больной человек уязвим, мало кто поистине разбирается в медицине, а потребность в ней всегда высока. Часто лечение требует усилий, дисциплины, времени и готовности терпеть неприятные ощущения. Псевдонаука в медицине тоже предлагает неприятные или опасные процедуры или, напротив, обещает быстрый результат без усилий, а иногда — излечение в безнадежной ситуации. В этом и заключается опасность лженауки [5].

Цель статьи — осветить проблему выбора безрезультативного лечения, что может привести к летальному исходу, на примере продукции интернет-магазина «Здравомед», которая не обладает лечебными свойствами.

Бесплатная газета «Про здоровье» распространяется по почтовым ящикам. Этим занимается организация «Здравомед». Их логотип и слоган «просто быть здоровым» размещается на 1 странице каждой газеты.

Как отмечает сама организация, «Здравомед» — торговая марка, которая всего за несколько лет работы сумела достичь признания высочайшего качества и эффективности выпускаемой продукции среди потребителей России, стран СНГ, стран Восточной и Западной Европы [6]. На сайте отмечается, что основным направлением организации является разработка и выпуск биологически активных добавок к пище в форме бальзамов, сиропов, масел, мазей, капель, капсул и др.

Стоит отметить, что БАДы не предназначены для лечения каких-либо заболеваний, и по закону их реклама не должна создавать впечатления о том, что они являются лекарственными средствами и/или обладают лечебными свойствами [3, с. 1071].

Организация находится в городе Москве по адресу Марксистская улица 3, тц. Планета и на данный момент закрыта [7].

Сайт магазина zdravomedru.com выполнен в бело-зеленых оттенках и насчитывает несколько рубрик (для здоровья глаз, кожи, нервной системы, почек и т.д.), в каждой из них находятся свои препараты. Также на сайте есть информация о компании, адреса, актуальные новости, отзывы и статьи, посвященные оздоровлению. Помимо этого, представляется перечень производителей: ООО Спецмазь, Алтай-Селигор, Алтайский Букет, Алфит, ООО «Солнце», Здравомед и др. Организация утверждает, что владеет всеми сертификатами и лицензиями на свою продукцию и готовы их предоставить.

Сама газета небольшая, состоит из 4 страниц, на которых можно встретить кричащие заголовки, описание препаратов, которые обещают вернуть зрение, восстановить слух и вылечить несколько заболеваний. В этой газете нет привычных исходных данных, вы не встретите информацию о редакции или тираже. Стоит отметить, что ни один из препаратов невозможно найти в аптеках и клиниках, поэтому приобрести их можно лично у производителя. В самом конце каждого печатного издания представлена таблица, в которой размещаются даты и локации проведения самоорганизованных мероприятий по продаже препаратов.

Редакторы уделяют значимую роль рекламе собственных эликсиров — большие фотографии, на которых изображен сам препарат и его, обязательно, пониженная стоимость. Сама по себе цена не такая уж и маленькая, например, средство от грибка микарол стоит 690 рублей, но эксперты советуют покупать препараты курсами — от 4 до 8 штук, таким образом, стоимость составляет уже более 5000 рублей.

Каждый препарат сопровождается интервью экспертов и отзывами покупателей. Мы решили проверить личности на подлинность. Для этого достаточно было загрузить фото врачей в онлайн-сервис FaceCheck.ID [12], который позволяет определить личность на загруженном снимке. Выяснилось, что все фотографии принадлежат умершим людям, давно пропавшим, взяты с открытой базы фотографий и/или прошли фотобработку. Кроме того, регалии многих экспертов не называются, даты проведения научных конференций тоже нет, а все учебные заведения не названы [8].

Для отзывов также взяты фейковые личности и фотографии, это было подтверждено аналогичным способом поиска личности на фото с помощью сервиса FaceCheck.ID. Примечательно, что содержание отзывов схоже с остальными: обязательно отмечается безрезультативность медицины и разочарование в ней, поэтому было решено опробовать эликсиры от «Здравомед», которые решили все проблемы.

Рассмотрим несколько из них (рис. 1 и рис. 2):

Отзывы покупателей о препарате для восстановления зрения «Офтавизин»

Рис. 1. Отзывы покупателей о препарате для восстановления зрения «Офтавизин»

В каждом отзыве отмечается, что больные столкнулись с одинаковой проблемой — безрезультативность медицины. Помимо этого, присутствует описание повседневных ситуаций, где больные делятся своими недугами и рассказывают, как это мешает в жизни. Такой прием обеспечивает доверие со стороны читателя, поскольку описываемые случаи могли произойти в жизни каждого. Также стоит отметить, что в каждом отзыве идет речь о покупке нескольких препаратов, своего рода курсе лечения. Этот ход рассчитан на то, что читатель уже проникся историями покупателей, доверился и в результате купит от 6 и более упаковок препарата.

Отзывы покупателей о препаратах против грибка «Микарол» и «Чистомикол»

Рис. 2. Отзывы покупателей о препаратах против грибка «Микарол» и «Чистомикол»

Здесь также можно заметить жалобы на безрезультативность медицины, несмотря на то, что больные обращались к дерматологам. Отмечается давление на жалость в отзывах, особенно где больная рассказывает об утрате мужа после драки с хулиганами. На самом деле смерть выглядит весьма подозрительно, поскольку драка произошла на улице, после этого мужчина пришел домой и скончался. Но кто станет сомневаться в горе женщины при чтении подобных отзывов. В некоторых из них больные рассказывают, что перешли на препараты «Здравомед», потому что «химии вокруг много» и «устали пить лекарства», поэтому заказали препараты себе и своим близким. В целом, упоминание близких можно заметить в каждом отзыве: «боялся близких заразить», «для дочери приобрела ваше средство». Это также направлено на получение доверия со стороны читателя, поскольку близкие есть у каждого. Помимо этого, абсолютно в каждом отзыве говорится, что препараты рабочие и помогли избавиться от заболеваний в кратчайшие сроки, в то время как сами врачи не имели понятие, чем можно лечить.

Рассмотрим один из популярных эликсиров — «Офтавизин». Препарат предназначен для улучшения четкости зрения и обеспечения полноценного ухода за глазами. По приведенной в газете статистике, процент людей, вернувших зрение, равен 100, что уже вызывает подозрения. Ни в одном исследовании или тесте показатели никогда не равняются 100. Даже в генетических тестах максимальный показатель достигает 99,9 %.

На сайте «Здравомед» стоимость препарата составляет 860 рублей за штуку, однако при покупке 6 или более цена опускается до 650 рублей. Ниже представлен перечь из 24 разных заболеваний, при которых рекомендуется применение офтавизина [9]. Также представлена информация о декларации соответствия препарата (ЕАЭС N RU Д-RU.РА03.В.69155/23). По указанному номеру, препарат относится к группе «прочие косметические продукции или средства для макияжа и ухода за кожей (кроме лекарственных), включая средства против загара или для загара» [10]. Напомним, что офтавизин заявлен как глазные капли, что говорит о несоответствии декларации. Также на сайте указано, что препарат не является лекарством или БАДом.

Рассмотрим состав офтавизина: молекулы калия, эмблика лекарственная, диметилэтаноламин, гиалуронат натрия, коллоидное серебро и цианоколбаламиню. Офтальмолог медицинского центра «Новое зрение» Евдокимова Анна Валерьевна объяснила, что максимальный эффект от заявленного состава — увлажнение, а сами капли не проникают дальше поверхности глаз.

В интервью, которое объясняет работу офтавизина, нет информации о том, кто создал этот препарат. Отмечается, что это прорыв медицины, который позволяет вернуть зрение без хирургического вмешательства. Подобные подлинные открытия обычно объявляются по всему миру, а в этом случае только «Здравомед» о нем слышал. Офтальмолог Анна Валерьевна также отметила, что интервью несет манипуляционный характер, поскольку использует страх людей перед операцией (используются слова «разрез», «любое неверное движение, и вы ослепнете», «сложная процедура»). Также Анна добавила, что невозможно вылечить катаракту, глаукому, дальнозоркость с помощью одного средства, поскольку каждое заболевание вызывается своими собственными причинами и способы лечения для них абсолютно разные.

Профессор, врач-офтальмолог Эскина Эрика Наумовна объяснила, что такое катаракта, и как она проявляется: катаракта — это изменение в структуре белка. Наглядным примером является куриное яйцо, если его сварить, то белок перестает быть прозрачным, он становится белым и мутным, то есть меняет структуру. Примерный процесс происходит и при катаракте [11], поэтому ни одни капли не смогут вылечить от этого заболевания.

Тем не менее, «Здравомед» не указывает, что их препараты являются лекарственным средством. Об этом свидетельствует присутствие в газете надписи «Не является лекарственным средством. Перед применением проконсультироваться с врачом» под таблицей, анонсирующей мероприятие для покупки препаратов. Подобный дисклеймер применяется для защиты самой организации от судебных исков, к тому же он сильно расходится с текстовым содержанием газеты, которое, напротив, обещает полное исцеление.

Не остается сомнений, что организация является мошеннической, а вся их продукция в лучшем случае бесполезна, а в худшем губительна. Как правило, основной клиентской базой таких компаний являются пенсионеры, которым в силу разных причин тяжело обнаружить ложную информацию [2, с. 81]. К тому же для некоторых газеты выступают достоверным источником.

Онколог, хирург со стажем более 20 лет работы, главный врач КГБУЗ Пластунской районной больницы Солодун Игорь Валерьевич рассказал, чем опасен выбор лечения подобными препаратами:

«В моей практике были такие случаи, один из них я очень хорошо помню. Ко мне обращался пациент с определенными характерными жалобами, по результатам обследования ему был выставлен диагноз «Злокачественное новообразование прямой кишки». Больной был направлен на лечение в Приморский краевой онкологический диспансер и якобы туда поехал, но не вернулся. Мы пытались разыскать этого больного, но он не выходил на связь. Позже я увидел его только через год, он вновь обратился. Естественно, никуда он не поехал, при повторном обследовании у больного была уже развернутая последняя стадия онкологического заболевания с явлениями частичной кишечной непроходимости, которая в последующем развилась в полную кишечную непроходимость. Больной был ослаблен, и жить ему оставалось совсем недолго. Тогда я стал спрашивать его, где он был. Тот ответил, что пошел на поводу советчиков и начал лечиться БАДами и подобными препаратами, в результате чего он потерял год лечения. Время было упущено, больной погиб».

К сожалению, подобные случаи не редкость. Делая выбор в пользу лечения подобными препаратами, больные теряют драгоценное время, которое могло быть потрачено на действенное лечение.

Исходя из содержания бесплатной газеты «Про здоровье» можно сказать, что она выполняет роль исключительно рекламного характера и направлена на то, чтобы об интернет-магазине «Здравомед» узнало как можно больше людей. Не стоит относиться к ней серьезно, поскольку она не имеет даже выходных данных, а все ее содержание не доказано научно. Как уже было отмечено, все личности экспертов и покупателей выдуманы, а препараты не обладают лечебным свойством.

Итак, мы пришли к следующим выводам:

  1. Интернет-магазин «Здравомед» является мошеннической организацией, но умело защищается от возможных исков;
  2. Организация ведет агрессивную рекламу и обещает вылечить абсолютно все, что противоречит закону РФ о рекламе БАДов согласно п. 1 ч. 1 ст. 25;
  3. Газета «Про здоровье» выполняет роль рекламы;
  4. Все личности экспертов, врачей и покупателей в газете — фейки, а содержание интервью и отзывов написано самой организацией;
  5. Рекламируемые препараты не подходят для лечения, и их декларации не соответствуют для заявленного применения;
  6. Продукцию от «Здравомед» невозможно найти в аптеках и клиниках;
  7. Выбор лечения подобной продукцией может обернуться летальным исходом.

Литература:

  1. Карданов, Р. Р. Специфика первоначального этапа расследования обращения фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий / Р. Р. Карданов // Вестник Сибирского юридического института МВД России. — 2022. — № 4. — С. 55–60.
  2. Грязина, А. С. Мошенничество в отношении пенсионеров / А. С. Грязина, В. С. Тимохина // Вестник Пензенского государственного университета. — 2022. — № 3. — С. 81–84.
  3. Препьялов, А. В. Лекарственное средство как объект гражданских прав: понятие, признаки, сравнение с зарубежным подходом / А. В. Препьялов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 14. Право. — 2022. –- № 4. — С. 1058–1077.
  4. Смирнов, А. М. Противодействие теневому фармацевтическому рынку в России в части привлечения к уголовной ответственности за обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок / А. М. Смирнов // Журнал прикладных исследований. — 2021. — № 2. — С. 48–51.
  5. Вся правда о лженауке в медицине — что это и чем она опасна // RATENGER — интернет-журнал [Электронный ресурс] https://ratenger.com/science/lzhenauka/vsya-pravda-o-lzhenauke-v-meditsine/ (Дата обращения 27.12.2023)
  6. О нас // Здравомед — интернет-магазин [Электронный ресурс] https://zdravomedru.com/about_us.html (Дата обращения: 27.12.2023)
  7. Здравомед // Яндекс Карты — поисково-информационная картографическая служба Яндекса [Электронный ресурс] https://yandex.ru/maps/org/zdravomed/195601714133/?ll=37.661748 %2C55.738259&z=19 (Дата обращения: 27.12.2023)
  8. «Офтавизин»: разоблачение сомнительного продукта для глаз // От лукавого — интернет-портал [Электронный ресурс] https://ot-lukavogo.ru/oftavizin-razoblachenie-somnitelnogo-produkta-dlya-glaz/ (Дата обращения: 27.12.2023)
  9. Офтавизин // Здравомед — интернет-магазин [Электронный ресурс] https://zdravomedru.com/index.php?route=product/product&path=89_75&product_id=527 (Дата обращения: 02.12.2023)
  10. Декларации // Федеральная служба по аккредитации — электронный сервис [Электронный ресурс] https://pub.fsa.gov.ru/rds/declaration/view/17672575/common (Дата обращения: 02.12.2023)
  11. Глазные капли от катаракты. Могут ли капли вылечить катаракту без операции? // YouTube — видеохолдинг [Электронный ресурс] https://www.youtube.com/watch?v=omQJo9nEYXo (Дата обращения: 03.12.2023)
  12. Поиск людей в Интернете по фотографии // FaceCheck.ID — онлайн-сервис [Электронный ресурс] https://facecheck.id/ru (Дата обращения: 27.12.2023)
Основные термины (генерируются автоматически): препарат, безрезультативность медицины, бесплатная газета, больной, здоровье, ложная информация, отзыв, отзыв покупателей, лекарственное средство, летальный исход.


Ключевые слова

медицина, расследование, лжемедицинская газета, «Про здоровье», ложная информация, анализ содержания

Похожие статьи

Задать вопрос