Эмоциональное выгорание и способы борьбы с ним | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (502) январь 2024 г.

Дата публикации: 21.01.2024

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Степанов, Д. А. Эмоциональное выгорание и способы борьбы с ним / Д. А. Степанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 490-494. — URL: https://moluch.ru/archive/502/110491/ (дата обращения: 07.05.2024).



В статье даётся общее представление о эмоциональном выгорании, как психологическом явлении, а также рассматриваются рекомендации по его профилактике и уменьшению негативных последствий от воздействия на человека.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, эмоциональный интеллект, профилактика.

Проблеме эмоционального выгорания посвящены многочисленные работы как зарубежных, так и отечественных авторов, которые изучали структуру, содержание данного феномена, определили пути его снижения. Последние события в стране и в мире, постоянные негативные процессы в жизни человека, делают изучение эмоционального выгорания как никогда, актуальным. Кроме этого, быстрая цифровизация общества, делает практически невозможным отключиться от работы и от необходимости быть постоянно на связи с теми людьми, кто управляет и определяет наше поведение в социуме. В этих условиях стресс и его форма, эмоциональное выгорание, становятся значимой проблемой современного общества, так как ведут к серьезным разрушительным последствиям для личности, из-за психических и поведенческих изменений [8].

Прошедшая 20–28 мая 2019 года в Женеве Всемирная ассамблея здравоохранения официально признала синдром эмоционального выгорания (СЭВ) болезнью и с 1 января 2022 года выгорание рассматривается в МКБ-11 (The International Classification of Diseases, ICD) под кодом QB85 (Burn-out, переутомление) как «проблема, связанная с занятостью или отсутствием занятости» и описывается как физическое и психическое истощение вследствие хронического стресса на рабочем месте, с которым не удается справиться [8].

Кристина Маслач одна из первых исследовала синдром выгорания. Вместе со Сьюзен Джексон она разработала многофакторную теорию выгорания. В 1981 году автор опубликовала методику для измерения этого синдрома [8]. Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) включает три компонента: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию персональных достижений.

Эмоциональное истощение проявляется в ощущении опустошения, эмоционального перенапряжения, истощения собственных ресурсов. Может возникать чувство приглушенности эмоций, эмоционального отупения. Деперсонализация проявляется в циничном, бездушном отношении к членам семьи, друзьям, сотрудникам, клиентам или другим субъектам деятельности. Межличностное общение становится формальным и обезличенным. Человек как бы пытается сэкономить свои чувства, не сопереживать, не проявлять эмпатию, а относится к собеседнику как к объекту, умышленно не замечая в нем живого человека с его проблемами и слабостями [8].

Редукция персональных достижений проявляется как обесценивание своей деятельности, в чувстве бессмысленности, неудовлетворенности работой, своими профессиональными успехами. Часто это приводит к снижению профессиональной самооценки, равнодушию к работе. [8].

СЭВ представляет собой многофакторный процесс, включающий взаимодействие стресса, особенностей ЦНС личности, производственной среды и др. В. В. Бойко выделяет внешние (организационные) факторы развития СЭВ (условия работы и социально-психологические условия деятельности) и внутренние (индивидуально-психологические особенности). По мнению А. Рines и E. Aronson, главной причиной выгорания является неудачный поиск смысла жизни в профессиональной сфере. У лиц с высокой мотивацией к профессиональной деятельности, отождествляющих себя со своей работой и считающих ее высоко значимой и общественно полезной, в случае неудачи теряется смысл жизни и возникает «экзистенциальный вакуум» [7].

Исследование клинических проявлений СЭВ показывают, что:

– астенический синдром был выявлен у 75,6 % пациентов с СЭВ, он характеризовался повышенной утомляемостью и истощаемостью, раздражительностью, снижением работоспособности, неустойчивостью настроения, нарушениями сна, а также снижением способности к длительному умственному и физическому напряжению;

– проявления психовегетативного синдрома были установлены у 52,6 % пациентов. Основными симптомами заболевания были жалобы, указывающие на дисфункцию вегетативной нервной системы: липотимии (предобморочное состояние), головокружения несистемного характера, гипергидроз, ощущения приливов жара или холода;

– цефалгический синдром был выявлен у пациентов с СЭВ в 54,9 % случаях. В структуре головных болей доминировала головная боль напряжения (ГБН) — у 52,6 % пациентов. Такие боли не имели четкой локализации и носили давящий/сжимающий характер, возникали преимущественно во второй половине дня и не усиливались на фоне повседневной физической нагрузки;

– тревожно-фобический синдром был выявлен у 60,3 % пациентов. Он проявлялся в виде чувства неосознанного беспокойства, внутреннего напряжения, переживаний из-за прошедших или предстоящих событий, периодического или постоянного чувства страха/тревоги, «что не получится».

Субъективные жалобы на снижение памяти предъявляли 80,9 % пациентов. Однако достоверное снижение показателей долговременной памяти, согласно результатам теста «заучивание 10 слов» Лурия, было отмечено только у 37,4 %. У остальных пациентов снижение памяти было расценено как синдром легких когнитивных нарушений [7].

После медикаментозного лечения отмечалось достоверное снижение показателей утомляемости, астении, а также таких показателей выгорания, как эмоциональное истощение и деперсонализация, а также достоверное снижение реактивной тревожности [7].

Рассмотрим с какими явлениями современные исследователи чаще всего связывают СЭВ. Прежде всего это — эмоциональный интеллект.

Понятие «эмоциональный интеллект» было предложено Дж. Мэйером, П. Сэловейем и Д. Карузо. В интерпретации данных авторов, эмоциональный интеллект включает в себя способность отслеживать и различать свои и чужие эмоции, а также использовать эту информацию для управления своими мыслями и действиями. В дальнейшем была уточнена иерархическая схема эмоционального интеллекта путём включения четырёх компонентов: восприятие и выражение эмоций, усиление мышления через эмоции, понимание эмоций, управление эмоциями [4].

Д. В. Люсин предложил структуру эмоционального интеллекта как конструкта, имеющего двойственную природу и связанную, с одной стороны, с когнитивными способностями, с другой — с личностными характеристиками. В соответствии с этим подходом, эмоциональный интеллект трактуется как способность понимать и контролировать эмоции, подчеркиваются внутриличностные и межличностные аспекты эмоционального интеллекта [4].

Исследование, проведённое в Уральском государственном педагогическом университете, в котором приняло участие 30 студентов старших курсов показало, что в фазах эмоционального истощения и деперсонализации со всеми компонентами эмоционального интеллекта коэффициент Пирсона отрицательный, следовательно, при развитии эмоционального интеллекта будет снижаться уровень эмоционального истощения и деперсонализации, и, наоборот, при низком эмоциональном интеллекте студенты чувствуют себя опустошенными, теряют интерес к людям, проявляют меньше эмпатии и больше цинизма, что в данном возрастном периоде может усугубляться кризисом «ранней зрелости». Так же, была обнаружена прямая (положительная) связь редукции личных достижений — с компонентами эмоционального интеллекта. При развитии эмоционального интеллекта повышается и уровень редукции личных достижений. Это может быть вызвано завышенными требованиями студентов к себе, проявлениями чрезмерной экспрессивности, отрицательным отношением к своим достижениям, потерей стабильности во взаимоотношениях [3].

Анкетирование 120 студентов-медиков показало, что существуют гендерные отличия в зависимостях между эмоциональным интеллектом и эмоциональным выгоранием. У представителей обеих групп определяется обратная зависимость эмоциональной истощенности от самомотивации (p<0,05) отсутствие зависимости деперсонализации от сфер эмоционального интеллекта. У студентов мужского пола отсутствует корреляционная связь между возрастом и эмоциональными сферами, но определяется отрицательная зависимость эмоциональной истощенности от эмоциональной осведомленности. Редукция их персональных качеств напрямую зависит от управления своими эмоциями, самомотивации и эмпатии. У студентов женского выявлено, что редукция их персональных качеств напрямую зависит от способности к распознаванию эмоций других людей. Развитие определенных сфер эмоционального интеллекта может стать профилактикой эмоционального выгорания [6].

Григорьева П. М. и Сапожникова Е. Е. описывают результаты эмпирического исследования эмоционального выгорания и эмоционального интеллекта у работников здравоохранения. Они обнаруживают достоверные различия в выраженности эмоционального выгорания в группах врачей с низким и высоким уровнем эмоционального интеллекта. Были выявлены статистически значимые факторы выгорания, связанные с ЭИ, алекситимическими чертами и рядом параметров эмоциональной креативности. Полученные факторы интерпретировались как ингибиторы и катализаторы СЭВ. К катализаторам относятся низкий внутриличностный ЭИ, трудности описания чувств и экстернальное мышление, низкая аутентичность, высокий контроль экспрессии. Факторы, выполняющие по отношению к синдрому эмоционального выгорания протективную функцию, связаны как с внутриличностным ЭИ (понимание эмоциональных переживаний на базе предшествующего эмоционального опыта), так и с межличностным (высокая аутентичность и понимание эмоций, их эффективность) [5].

А вот В. Е. Цибульникова, А. Н. Богатикова выявили, что эмоциональное состояние педагогов и уровень сформированности эмоционального интеллекта находятся в прямой зависимости от величины двигательной активности, что подтверждено результатами исследования. Учителя с высокой двигательной активностью имеют более высокий процент сформированности уровня управления эмоциями как точки «акме» общего эмоционального интеллекта. У 12,00 % учителей с низкой двигательной активностью сформирована фаза «истощения» как заключительная контрольная точка эмоционального выгорания, показывающая исчерпание физических и эмоциональных ресурсов. У этих педагогов выявлены самые низкие показатели сформированности внутриличностного вида эмоционального интеллекта — понимают собственные эмоции лишь 44,00 % педагогов с низкой двигательной активностью и 54,61 % способны управлять собственными эмоциями [9].

Также положительную роль физической активности подтвердили в исследовании влияния скандинавской ходьбы на предотвращение развития синдрома эмоционального выгорания. Исследовались 60 студентов АГМУ. Студенты, которые регулярно занимаются скандинавской ходьбой, по большей мере не подвержены синдрому выгорания. Это говорит о том, что скандинавская ходьба и любая другая физическая нагрузка уменьшает риск развития синдрома эмоционального выгорания [2].

А вот пристрастие к негативным привычкам, в частности к употреблению алкоголя, может усугубить последствия СЭВ. Об этом пишут А. Г. Овчаренко и М. А. Богданова. Результаты исследования показали, что употребление алкоголя выше пределов, установленных Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) у мужчин, влияет на степень тяжести эмоционального выгорания. Также после проведенного теоретического анализа, можно отметить, что люди используют алкоголь, чтобы справиться со своим стрессом, связанным с работой [1].

Таким образом, проведенный теоретический анализ проблемы эмоционального выгорания личности в современных условиях показал серьезность влияние данного феномена на многие сферы жизни и деятельности человека. В целях профилактики выгорания необходимо вести здоровый образ жизни, уделять время физической активности, постоянно развивать свой эмоциональный интеллект, находить безопасные способы снятия напряжения.

Литература:

  1. Богданова, М. А. Влияние алкоголя на синдром эмоционального выгорания и выбираемые стратегии поведения / М. А. Богданова, А. Г. Овчаренко // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: Материалы VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 2-х частях, Новосибирск, 04–06 декабря 2019 года / Под редакцией А. В. Осинцевой. Том Часть 2. — Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2019. — С. 198–200. — EDN GXKDOQ.
  2. Влияние скандинавской ходьбы на предотвращение развития синдрома эмоционального выгорания / Т. Г. Требушинина, А. Д. Суркова, А. Ю. Бардакова, Н. М. Лобыгина // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. — 2019. — № 4(15). — С. 324–328. — EDN MTDQDO.
  3. Воробьева, М. А. Связь эмоционального интеллекта и синдрома эмоционального выгорания у студентов / М. А. Воробьева // Образование и наука. — 2016. — № 4(133). — С. 80–94. — DOI 10.17853/1994–5639–2016–4–80–94. — EDN VVUPQV.
  4. Григорьева, П. М. Исследование связи эмоционального выгорания и эмоционального интеллекта у работников здравоохранения как актуальная проблема современной психологии / П. М. Григорьева //. — 2020. — № 2. — С. 123. — EDN WYUESB.
  5. Григорьева, П. М. Эмоциональное выгорание и эмоциональный интеллект у работников здравоохранения: эмпирическое исследование / П. М. Григорьева, Е. Е. Сапожникова // Международный научно-исследовательский журнал. — 2021. — № 7–2(109). — С. 133–137. — DOI 10.23670/IRJ.2021.109.7.060. — EDN VKPBVJ.
  6. Кешвединова, А. А. Развитие эмоционального интеллекта как способ профилактики эмоционального выгорания у студентов-медиков / А. А. Кешвединова // Forcipe. — 2020. — Т. 3, № S1. — С. 562–563. — EDN OEDIOB.
  7. Клинические проявления синдрома эмоционального выгорания / Л. С. Чутко, А. В. Рожкова, С. Ю. Сурушкина [и др.] // Журнал неврологии и психиатрии им. C. C. Корсакова. — 2019. — Т. 119, № 1. — С. 14–16. — DOI 10.17116/jnevro201911901114. — EDN YWZVAD.
  8. Cиндром эмоционального выгорания. Психофизиологические аспекты / С. В. Тукаев, Б. И. Паламарь, Т. В. Вашека, В. Д. Мишиев // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. — 2020. — Т. 11, № 4. — С. 791–801. — DOI 10.34883/PI.2020.11.4.011. — EDN FYYQCX.
  9. Цибульникова, В. Е. Взаимосвязь величины двигательной активности, уровня эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания учителя / В. Е. Цибульникова, А. Н. Богатикова // Наука и спорт: современные тенденции. — 2019. — Т. 22, № 1(22). — С. 41–46. — EDN DUCYIJ.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный интеллект, эмоциональное выгорание, эмоциональное истощение, двигательная активность, скандинавская ходьба, ICD, понимание эмоций, проведенный теоретический анализ, физическая активность, эмоциональная истощенность.


Похожие статьи

Задать вопрос