Эмоциональное выгорание у сотрудников коммерческих и государственных организаций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (502) январь 2024 г.

Дата публикации: 21.01.2024

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Степанов, Д. А. Эмоциональное выгорание у сотрудников коммерческих и государственных организаций / Д. А. Степанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 487-490. — URL: https://moluch.ru/archive/502/110490/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье автор исследует проблему эмоционального выгорания сотрудников коммерческих и государственных организаций, проводит сравнительный и статистический анализ полученных данных.

Ключевые слова. эмоциональное выгорание, резистенция, эмоционально-нравственная дезориентация, редукция профессиональных обязанностей, эмоциональный дефицит, деперсонализация, психосоматические и психовегетативные нарушения.

Актуальность исследования обусловлена тем, что состояние эмоционального выгорания оказывает существенное влияние на снижение качества выполняемой сотрудником профессиональной деятельности, что, с одной стороны, ведет к падению ее результативности в обществе, с другой — к ухудшению профессионального и личного благополучия самого специалиста.

Синдрому эмоционального выгорания подвержены представители разных национальностей, статусов, возрастов, профессий и т. п.

Психологами установлено, что на эмоциональное выгорание влияют многие факторы, например, условия и организация труда, отношения с руководством и обстановка внутри коллектива, соотнесение представлений о профессии и реальная трудовая ситуация, индивидуальные психологические особенностей специалиста и т. д. [6].

Исследование проблемы эмоционального выгорания проходило на базе коммерческих и государственных образовательных организаций г. Брянска: ЧСШ «Полиглот Академия», ЧОУ «Школа обучения в диалоге», МБОУ «Лицей 27 им. Героя Советского Союза И. Е. Кустова» г. Брянска. В исследовании участвовала 37 испытуемых, педагогические работники данных организаций.

Для изучения эмоционального выгорания сотрудников образовательных учреждений были использованы методики К. Маслач «Опросник выгорания» и В. В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания».

На рисунке 1 представлены результаты по методике К.Маслач.

Эмоциональное выгорание у сотрудников коммерческих и государственных организаций (результативная модель). Примечание: 1- Высокий уровень, 2- Средний уровень, 3- Низкий уровень

Рис. 1. Эмоциональное выгорание у сотрудников коммерческих и государственных организаций (результативная модель). Примечание: 1- Высокий уровень, 2- Средний уровень, 3- Низкий уровень

Данные рисунка 1 указывают, что эмоциональное истощение у сотрудников государственных образовательных организаций имеет примерно равное распределение между средним и высоким уровнем, с небольшим преобладанием среднего (45 % и 40 % соответственно). В то время, как у сотрудников коммерческих образовательных организаций — доминирует средний уровень (64,7 %).

Следовательно, ощущение эмоционального и физического утомления, исчерпанности жизненных ресурсов, переживание пониженного эмоционального тонуса и повышенной эмоциональной лабильности, раздражительность, агрессивность, тревожность, повышенная чувствительность к оценкам других, утрата интереса и положительных эмоций к окружающим, а нередко равнодушие и холодность по отношению к ним, чувство «пресыщенности» работой, нежелание ходить на работу или стремление быстрее окончить рабочий день, а также неудовлетворенность жизнью в целом, — более выражены у сотрудников государственных образовательных организаций.

Деперсонализация у сотрудников государственных образовательных организаций более всего выражена на среднем уровне (45 %). При этом высокий и низкий уровень представлен примерно одинаково, при небольшом преобладании низкого (25 % и 30 % соответственно). У сотрудников коммерческих образовательных организаций — доминирует низкий уровень деперсонализации (52,9 %), при значительной выраженности среднего (47,1 %) и отсутствии высокого (0 %).

То есть склонность к эмоциональной отстраненности от своей профессиональной деятельности, формальное выполнение профессиональных обязанностей без личностной включенности, критичное отношение к другим и некритичное относительно себя, стремление к уменьшению числа контактов с окружающими, эмоциональная нетолерантность в коммуникативных ситуациях, негативизм, а иногда и цинизм по отношению к окружающим, — более выражены у сотрудников государственных образовательных организаций.

Редукция личных достижений у сотрудников государственных образовательных организаций преимущественно представлена на низком уровне (50 %), у сотрудников коммерческих образовательных организаций — на среднем (47,1 %).

Можно отметить, что уровень удовлетворенности собой как человеком и как специалистом, позитивная оценка своей компетентности и эффективности, — более выражены у сотрудников государственных образовательных организаций. Сотрудники коммерческих образовательных организаций более склонны негативно оценивать свою осведомленность и продуктивность, что может либо вести к стремлению к самосовершенствованию, либо привести к снижению профессиональной мотивации и стремлению избегать работы вначале психологически, а потом физически.

Общий уровень эмоционального выгорания у большинства сотрудников государственных образовательных организаций выражен на среднем уровне (45 %). При этом высокий и низкий уровень представлен примерно одинаково, при небольшом преобладании низкого (25 % и 30 % соответственно). У сотрудников коммерческих образовательных организаций — доминирует средний уровень (58,8 %). При этом низкий уровень представлен почти так же, как у сотрудников государственных образовательных организаций (29,4 %), а высокий — в два раза ниже (11,8 %).

Это указывает на то, что для большинства сотрудников, как государственных, так и коммерческих образовательных организаций удовлетворенность профессиональной деятельностью и собою как профессионалом, направленность на самореализацию в профессии, удовлетворенность межличностным профессиональным взаимодействием, а также возможности по восстановлению психофизиологических ресурсов, — выражены на среднем уровне. Однако, высокие результаты вышеперечисленных показателей более представлены у сотрудников коммерческих образовательных организаций.

Рассмотрев общую тенденцию эмоционального выгорания, обратимся к анализу количества сформированных симптомов в каждой из исследуемых групп (таблица 1).

Результаты, отраженные в таблице 1, указывают, что для большинства сотрудников коммерческих и государственных организаций, свойственно отсутствие высокого уровня сформированности по всем трем симптомам, при этом в коммерческих организациях таких сотрудников значительно больше (ни один симптом не сформирован — 50 % и 70,6 % соответственно).

Таблица 1

Сформированность симптомов выгорания у сотрудников коммерческих и государственных организаций

Критерий

Государственные

Коммерческие

Чел.

%

Чел.

%

Ни один симптом не сформирован

10

50

12

70,6

Сформирован один симптом: истощение

4

20

0

0

Сформирован один симптом: деперсонализация

2

10

0

0

Сформирован один симптом: редукция

0

0

3

17,6

Сформировано два симптома: истощение и деперсонализация

0

0

0

0

Сформировано два симптома: истощение и редукция

0

0

0

0

Сформировано два симптома: деперсонализация и редукция

1

5

2

11,8

Все три симптома сформированы

3

15

0

0

Нами обнаружены сотрудники со сформированностью 1 симптома: в государственных учреждениях — истощение (20 %) и деперсонализация (10 %); в коммерческих учреждениях — редукция (17,6 %).

Сформированность двух симптомов (деперсонализация и редукция) в коммерческих организациях представлена на уровне 5 %, в государственных организациях — на уровне 11,8 %.

Сформированность всех трех симптомов у сотрудников коммерческих организаций не выявлена, у сотрудников государственных организаций составляет 15 %.

Данный анализ подтверждает описанную общую тенденцию выгорания у сотрудников коммерческих и государственных организаций, о том, что в своем большинстве обе группы имеют средний уровень выгорания, при этом в государственных образовательных организациях оно выражено выше. Симптом выгорания деперсонализация и особо истощение больше выражен в государственных организациях, редукция — в коммерческих организациях.

Рассмотрение специфики эмоционального выгорания с точки зрения процессуальной модели, подразумевающей под выгоранием процесс, состоящий из ряда последовательно идущих фаз выгорания (в данном случае: напряжение, резистенция, истощение), мы предприняли с помощью методики В. В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания».

Сводные результаты индивидуального тестирования представлены в таблице 2.

Таблица 2

Эмоциональное выгорание у сотрудников коммерческих и государственных организаций ( процессуальная модель )

Критерий

Государственные

Коммерческие

1

2

3

1

2

3

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Напряжение

8

40

6

30

6

30

5

29,4

5

29,4

7

41,2

Резистенция

6

30

7

35

7

35

2

11,8

8

47,1

7

41,2

Истощение

4

20

7

35

9

45

2

11,8

5

29,4

10

58,8

Выгорание

5

25

7

35

8

40

2

11,8

7

41,2

8

47,1

Примечание: 1 — Сформирована, 2 — Формируется, 3 — Не сформирована.

Как видно из таблицы 2, наименее сформированной фазой эмоционального выгорания у сотрудников государственных организаций является истощение (сформировано 25 %, не сформировано 45 %), наиболее — напряжение (сформировано 40 %, не сформировано 30 %); у сотрудников коммерческих организаций наблюдаем такую же картину: наименее сформированной фазой эмоционального выгорания является истощение (сформировано 11,8 %, не сформировано 58,8 %), наиболее — напряжение (сформировано 29,4 %, не сформировано 41,2 %).

Общий уровень эмоционального выгорания в обеих группах для большинства испытуемых выражен на уровне «не сформировано» (40 % и 47,1 % соответственно). При этом в государственных учреждениях лиц с уровнем «сформировано» в два раза больше, чем в коммерческих учреждениях (25 % и 11,8 % соответственно).

Таким образом, проведённое экспериментальное исследование выявляло, что э моциональное выгорание, согласно результативной модели исследования, у большинства сотрудников государственных образовательных организаций (ГОО) и коммерческих образовательных организаций (КОО) выражено на среднем уровне. При этом в ГОО оно выражено выше. Более всего в ГОО выражен симптом эмоциональное истощение, в КОО — редукция личных достижений.

Эмоциональное выгорание, согласно процессуальной модели исследования, в обеих группах для основной части испытуемых выражено на уровне «не сформировано». При этом в ГОО лиц с уровнем «сформировано» в два раза больше, чем в КОО. Наиболее сформированной фазой эмоционального выгорания у сотрудников ГОО и КОО является напряжение, наименее — истощение.

Литература:

  1. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — М.: Юрайт. 2099. — 251 с. — ISBN: 978–5–534–08627–0.
  2. Деева, О. С. Причины профессионального стресса и методы профилактики / О. С. Деева // Ученые записки Тамбовского отделения РОСМУ. — 2019. — № 2. — С.140–144. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-professionalnogo-stressa-i-metody-ego-profilaktiki.
  3. Молокоедов, А. В. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности / А. В. Молокоедов, И. М. Слободчиков, С. В. Удовик. — М.: ООО «Левъ», 2018. — 252с. — ISBN: 978–5–91914–040–5.
  4. Психологические проблемы профессионального выгорания служебной деятельности / Сост. С. С. Новикова. — М.: Флинта, 2021. — 49 с. — ISBN: 978–5–9765–4769–8.
  5. Фещенко, Е. М. Профессиональный стресс руководителей образовательных учреждений / Е. М. Фещенко // Социально-психологические вызовы современного общества. Проблемы. Перспективы. Пути развития: Материалы VII Международной научно-практической конференции, Брянск, 22 апреля 2022 года. — Брянск: Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского, 2022. — С. 237–242. — URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=49452688.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, сотрудник, уровень, симптом, большинство сотрудников, высокий уровень, деперсонализация, профессиональная деятельность, процессуальная модель, сформированная фаза.


Ключевые слова

деперсонализация, эмоциональное выгорание, резистенция, эмоционально-нравственная дезориентация, редукция профессиональных обязанностей, эмоциональный дефицит, психосоматические и психовегетативные нарушения

Похожие статьи

Задать вопрос