Создание единой образовательной платформы с семьями воспитанников на основе технологии сотрудничества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Создание единой образовательной платформы с семьями воспитанников на основе технологии сотрудничества / Т. П. Булахова, Е. А. Диденко, С. М. Князева [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 130-132. — URL: https://moluch.ru/archive/502/110488/ (дата обращения: 03.05.2024).



«Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе. В. Сухомлинский

Каждое дошкольное учреждение, равно как и каждая семья, должны стремиться к созданию единого пространства развития ребёнка. Можно выделить следующие условия такого взаимодействия:

– Взаимное доверие всех специалиста ДОУ и родителей.

– Учёт индивидуальностей каждой семьи дошкольников.

– Использование разнообразных форм работы с родителями.

– Систематичность и последовательность такой работы.

– Педагогический такт в отношениях, толерантность ко всем субъектам педагогического взаимодействия, эмпатия.

Такой подход во взаимоотношениях ДОУ и семьи имеет ряд неоспоримых преимуществ, а именно:

– учёт индивидуальности ребёнка;

– возможность учёта типа семьи и стиля внутрисемейных отношений;

– положительный эмоциональный настрой родителей и педагогов ДОУ на совместную работу по воспитанию детей очень важны;

– у родителей есть возможность самостоятельно выбирать и формировать направление в развитии и воспитании своего ребёнка;

– укрепление внутрисемейных связей и отношений;

– имеются более существенные основания и возможности для реализации единой программы воспитания и развития ребёнка в ДОУ и в семье.

Основной целью в работе по взаимодействию с семьями воспитанников является активное стремление педагогов ДОУ сделать родителей активными субъектами всего педагогического процесса, при этом оказав им помощь в понимании и реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Наша работа основывается на следующих принципах:

– тесное и регулярное сотрудничество Педагогов ДОУ и родителей в деле воспитания детей;

– «открытость» детского сада во всех его сферах для семьи;

– создание единой развивающей среды, которая обеспечивает единые подходы и требования к развитию личности как в семье, так и в детском коллективе.

Если говорить о работе музыкального руководителя по взаимодействию с родителями, то здесь перспективными направлениями работы можно отметить следующие:

– подготовка совместных досуговых мероприятий;

– участие в родительских собраниях;

– подготовка к конкурсам, фестивалям и другим выступлениям;

– подготовка к мероприятиям ДОУ;

– проведение индивидуальных консультаций;

– консультации на сайте ДОУ.

Два последних вида работы стали особенно актуальными и результативными в период пандемии.

Музыкальное воспитание является важнейшей составляющей гармоничного развития ребёнка. Дошкольник познаёт мир преимущественно с помощью чувств. Он учится понимать чувства и настроение окружающих его людей, сопереживать им, сотрудничать с ними. Именно музыка помогает развивать эмоциональную сферу дошкольников. В процессе этого происходит и психологическое развитие детей.

Ранний дошкольный возраст — это как раз то время, когда ребёнок через красоту и образный мир музыки учится понимать человеческие чувства. Таким образом музыка влияет на все стороны жизни ребёнка. У детей развиваются и эстетические чувства, они учатся понимать и ценить прекрасное в окружающей их жизни.

Развитая эмоциональная сфера играет огромную роль в формировании такой важной стороны личности дошкольника, как нравственность, чувство патриотизма. Особенно это актуально в непростое нынешнее время, когда сложилась такая непростая политическая обстановка в мире.

В нашем ДОУ сложились такие эффективные формы взаимодействия с родителями в области музыкального воспитания, как

– проведение досугов, музыкальных и спортивных праздников с участием родителей (День матери, День защитника Отечества, праздник 8 марта);

– совместное изготовление декораций, реквизита и костюмов к праздникам; наши родители оказывают большую помощь в том, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной как в повседневной жизни, так и при проведении праздников и досуговых мероприятий;

– открытые музыкальные занятия;

– оформление информационных уголков для родителей;

– театральные представления для детей и родителей; дети испытывают огромное удовольствие от совместного с родителями творчества, приобретают уверенность в себе и своих силах; детский сад является как бы мостиком, культурным центром как для детей, так и для родителей;

– родительские собрания и индивидуальные консультации для родителей;

– опросы детей и анкетирование родителей;

– дни открытых дверей; изготовление и оформление наглядного материала;

– конкурсы с участием детей и родителей (праздник 8 марта проводился в формате конкурса-концерта «Алло, мы ищем таланты!», где каждый ребёнок с кем-либо из членов своей семьи готовил праздничный номер);

– встречи с интересными людьми (встречи с родителями, которые рассказывают о своих профессиях);

– мастер-классы, которые проводят родители для группы, которую посещает их ребёнок (работа с солёным тестом, кулинарные рецепты, работа в технике эбру и др.).

Музыкальный руководитель всегда работает в темном сотрудничестве с воспитателями групп и другими специалистами ДОУ. В своей работе мы придерживаемся следующих принципов: открытость ДОУ для семьи в рамках совместного сотворчества; единое понимание родителями и работниками ДОУ целей и задач музыкального воспитания детей; максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с дошкольниками и их родителями; равноправное партнёрство в деле музыкального развития детей; помощь, уважение и доверие к ребёнку как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

Очень важно выработать единый стиль общения и воспитания ребёнка в ДОУ ив семье. В нашей работе мы стараемся активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. С этой целью в нашем ДОУ налажено оказание квалифицированного консультирования, а также практической помощи родителям по вопросам и проблемам развития и воспитания ребёнка. Весьма важным считаем формирование у ребёнка доверия к окружающему миру, формирование чувства уверенности и защищённости; создавать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной поддержки.

Ограничения в период пандемии и в последующий период сделали использование ИКТ большим помощником в работе с родителями: было организовано дистанционное и онлайн-взаимодействие. Это и общение по скайпу, и использование мультимедийных презентаций, и работа в мобильных приложениях и социальных сетях Viber, WhatsApp, ОК, ВК, и рассылки на электронную почту. Всё это дало огромный положительный результат и позволило не терять контакты с детьми и родителями.

О результативности проводимой работы и взаимодействия говорят такие показатели:

– повышается педагогическая компетентность родителей;

– улучшаются детско-родительские отношения, и меняется стиль общения родителей и детей;

– повышается уровень эмоционального приятия родителями своего ребёнка;

– родители и дети получают массу положительных эмоций;

– дети чувствуют поддержку и защищённость со стороны родителей.

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ даёт довольно стойкие положительные результаты. Родители осознают, что их вовлечение в совместную деятельность, активное и заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе необходимо и важно для развития их собственного ребёнка. Из наблюдателя или зрителя родители постепенно становятся активными участниками воспитательного процесса, в отношениях формируется атмосфера самоуважения. Такое сотрудничество — залог успешной воспитательной деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, ребенок, работа, семья, детский сад, музыкальное воспитание, музыкальный руководитель, период пандемии, совместная деятельность, совместная работа.


Похожие статьи

Задать вопрос