Совершенствование государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (502) январь 2024 г.

Дата публикации: 22.01.2024

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Маркин, Е. И. Совершенствование государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации / Е. И. Маркин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 226-228. — URL: https://moluch.ru/archive/502/110470/ (дата обращения: 07.05.2024).



В статье авторы рассматривают понятийный аппарат в области чрезвычайных ситуаций, комплекс превентивных мероприятий по минимизации ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Ключевые слова: чрезвычайные ситуации, предупреждение чрезвычайных ситуаций, оценка эффективности.

Современное социально-экономическое положение Российской Федерации определяет актуальность государственной политики в области обеспечения безопасности населения и территории страны. Предотвратить в полном объеме чрезвычайную ситуацию (далее ‒ ЧС) невозможно, особенно если речь идет о ЧС природного характера. В силу масштабности происходящих ЧС на территории Российской Федерации, которые наносят колоссальный ущерб, превентивные мероприятия по минимизации ущерба становятся важнейшим элементом государственной политики страны.

ЧС [1] ‒ это обстановка, при которой в результате возникновения аварии или катастрофы на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей среде.

ЧС классифицируют следующим образом:

– по характеру источников возникновения: природные, техногенные, экологические, биолого-социальные;

– по сфере возникновения: террористические, гуманитарные, природные, техногенные;

– по масштабу и размеру ущерба: локальные, муниципальные, межмуниципальные, региональные, межрегиональные, федеральные.

Рассмотрим ЧС, произошедшие на территории Российской Федерации в период с 2020–2022 гг. [2] (таблица 1).

Таблица 1

Обзор ЧС на территории Российской Федерации в период с 2020–2022 гг.

Год

Количество ЧС (ед.)

Количество погибших (чел . )

Количество пострадавших (чел . )

Количество спасенных (чел . )

2020

331

326

6257

2627

2021

386

529

49698

1898

2022

242

199

235274

789

Итого

959

1054

291229

5314

Рассмотрим общий материальный ущерб от ЧС, произошедших на территории Российской Федерации в период с 2020–2022 гг. (таблица 2).

Таблица 2

Обзор общего материального ущерба от ЧС на территории Российской Федерации в период с 2020–2022 гг.

Год

Ущерб (млн руб . )

2020

163778,093

2021

47866,554

2022

7828394,733

Итого

8040039,38

Рассмотрим наиболее резонансные ЧС, произошедшие на территории Российской Федерации в период с 2020–2022 гг. (таблица 3).

Таблица 3

Обзор резонансных ЧС на территории Российской Федерации в период с 2020–2022 гг.

Наименование ЧС

Вид ЧС

Количество пострадавших (чел . )

Ущерб (млн руб . )

Разлив дизельного топлива в Красноярском крае

Техногенная

146107

Взрыв метана в Кемеровской области — Кузбассе

Техногенная

157

Паводок в Дальневосточном федеральном округе

Природная

Более 13000

Более 7000

Стоит отметить, что ЧС оказывают негативное воздействие на качество жизни населения [3]. Поэтому своевременное выполнение необходимых превентивных мероприятий в целях минимизации ущерба от ЧС природного и техногенного характера приобретает особую актуальность. Среди ЧС рассмотрим те, которые оказывают наибольший ущерб: природные и техногенные пожары, наводнения.

Рассмотрим комплекс превентивных мероприятий в отношении природных пожаров:

– противопожарная пропаганда и агитация среди населения;

– создание противопожарных барьеров в лесных массивах: минерализованных полос, противопожарных разрывов;

– проведение проверок пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря лесопользователей;

– совершенствование средств космического мониторинга в целях раннего обнаружения очагов возгорания;

– ужесточение ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в лесах;

– введение практики страхования лесного фонда.

Рассмотрим комплекс превентивных мероприятий в отношении техногенных пожаров:

– противопожарная пропаганда и агитация среди населения;

– выполнение надзорных мероприятий соответствующими компетентными органами в области пожарной безопасности;

– обязательная установка автономных дымовых пожарных извещателей (особенно в частных жилых домах, в квартирах малобильных граждан).

Рассмотрим комплекс превентивных мероприятий в отношении наводнений:

– выполнение комплекса мероприятий: ледорезных, ледокольных, взрывных работ;

– совершенствование средств мониторинга паводковой обстановки в целях своевременного реагирования;

– ужесточение ответственности собственников гидротехнических сооружений при их эксплуатации.

Определим оценку эффективности превентивных мероприятий по совершенствованию государственной политики в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера на территории Российской Федерации (таблица 4).

Таблица 4

Оценка эффективности превентивных мероприятий

Вид ЧС

Оценка эффективности

Природные и техногенные пожары

Снижение экологического ущерба

(снижение загрязнения атмосферного воздуха)

Снижение экономического ущерба (снижение затрат на тушение пожаров)

Снижение социального ущерба

(снижение гибели людей и животных)

Наводнения

Снижение экологического ущерба

(снижение загрязнения воды, недопущение нарушения санитарно-эпидемиологической обстановки)

Снижение экономического ущерба (снижение затрат на выполнение аварийно-спасательных работ и восстановление объектов ЖКХ и транспортной инфраструктуры)

Снижение социального ущерба

(снижение гибели людей, животных, водных биологических объектов)

Таким образом, своевременное выполнение необходимых превентивных мероприятий становится ключевым элементом государственной политики в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера на территории Российской Федерации.

Литература:

  1. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ.
  2. Государственные доклады «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2020–2022 годы».
  3. Алексеев, С. П. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие / С. П. Алексеев. ‒ М.: Издательство Политехнического университета, 2017. ‒ 482 c.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, оценка эффективности, территория, техногенный характер, государственная политика, мероприятие, таблица, общий материальный ущерб, пожарная безопасность, противопожарная пропаганда.


Ключевые слова

оценка эффективности, чрезвычайные ситуации, предупреждение чрезвычайных ситуаций

Похожие статьи

Задать вопрос