Анализ цифровой трансформации социально-экономического развития Республики Башкортостан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №3 (502) январь 2024 г.

Дата публикации: 21.01.2024

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Сахабутдинова, И. И. Анализ цифровой трансформации социально-экономического развития Республики Башкортостан / И. И. Сахабутдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 85-90. — URL: https://moluch.ru/archive/502/110437/ (дата обращения: 03.05.2024).



Анализ цифровой трансформации позволяет оценить эффективность и результативность данных программ, а также выявить проблемные области и потенциал для дальнейшего улучшения. В данной работе будет проведен анализ цифровой трансформации Республики Башкортостан. Целью исследования является определение текущего состояния цифровой трансформации в Республике Башкортостан, а также выявление факторов, влияющих на ее развитие. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: изучение основных показателей цифровой трансформации в регионе, анализ существующих программ и проектов в сфере цифровой трансформации.

Ключевые слова: социальное проектирование, цифровая трансформация, цифровизация, цифровой инструмент, анализ показателей, эффект, социальное воздействие, социально-экономическое развитие.

В виду нынешних внешнеэкономических условий Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин дал поручение в ближайшие 10 лет актуализировать стратегические направления цифровой трансформации всей России в целом. По словам Президента России, цифровая трансформация страны отразится на каждом ее жителе и затронет все уровни власти, а вместе с ними — каждую семью, организацию и все отрасли экономики и социальной сферы.

Республика Башкортостан обладает высоким научно-производственным потенциалом, благодаря которому регион входит в число ведущих субъектов Российской Федерации. Основой ее научного потенциала являются вузовская и академическая наука, а также научные подразделения промышленных предприятий. В регионе действуют Уфимский научный центр Российской академии наук, Институт проблем сверхпластичности металлов и Академия наук Республики Башкортостан. По количеству заявок на изобретения Республика Башкортостан стабильно входит в первую десятку регионов Российской Федерации.

Стратегией пространственного развития России Уфа уже отмечена на карте как один из перспективных центров экономического роста, в которых сложились условия для формирования научно-образовательных центров мирового уровня.

Башкортостан по итогам 2022 года занял девятое место в комплексном рейтинге цифровой трансформации регионов и второе среди субъектов Приволжского федерального округа.

Цифровизация науки призвана ускорить исследования, обеспечить удаленный доступ к научным установкам, позволить создавать цифровых двойников и проводить цифровые эксперименты с их помощью, что изменит подход к научным исследованиям. Это станет возможным благодаря внедрению технологий искусственного интеллекта, больших данных, систем распределенного реестра, интернета вещей, облачных технологий. Речь идет и о новом уровне социальных воздействий научно-технических инноваций, поскольку цифровой переход предполагает управление уже не отдельными объектами (как в случае информатизации), но экосистемами объектов. Само проектирование и управление в условиях цифровизации предполагает не только наличие цифрового следа соответствующего объекта, но и создание его цифрового двойника. Дальнейшие процессы НИОКР будут происходить во все более оцифрованной среде.

Для агрегированной оценки динамики цифровой трансформации экономики и жизни общества рассмотрим Индекс цифровизации отраслей экономики и социальной сферы на рисунке 1. Он отражает уровень использования цифровых технологий, цифровизации бизнес-процессов, цифровых навыков персонала, затрат на внедрение и использование цифровых технологий и кибербезопасности.

Индекс цифровизации отраслей экономики и социальной среды

Рис. 1. Индекс цифровизации отраслей экономики и социальной среды

Интегральное значение Индекса по итогам 2021 г. составило 15,7 пункта, превысив результат предшествующего года на 0,4 пункта. Положительная динамика обеспечена ростом значений трех субиндексов: «Использование цифровых технологий», «Цифровизация бизнес-процессов» и «Кибербезопасность» (рис. 1).

На рисунке 2 представлена динамика и уровень цифровизации по ключевым отраслям.

Индекс цифровизации отраслей экономики и социальной сферы по отраслям

Рис. 2. Индекс цифровизации отраслей экономики и социальной сферы по отраслям

Индекс позволяет сравнить динамику и уровень цифровизации по ключевым отраслям. В 2021 г. почти все отрасли улучшили свои позиции по сравнению с предшествующим годом. Максимальное значение Индекса зафиксировано в ИТ-отрасли (33,9 пункта) и в сфере информации и связи (28,6 пункта) за счет высокого значения субиндекса «Цифровые навыки персонала».

В настоящее время построение цифровой экономики с упором на решение проблем развития социальных институтов, адекватных условиям цифровой экономики — задача текущего момента. В национальном проекте «Жилье и городская среда» отмечена необходимость создания механизма для прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды.

В 2022 году проекты и системы Башкортостана получали высокую оценку на федеральном уровне. На X Всероссийском конкурсе региональной информатизации «ПРОФ-IT» проекты «СИРД — информационная система согласования исходно-разрешительной документации Республики Башкортостан» и «Региональная цифровая платформа управления развитием территории Республики Башкортостан “ТЕРРИТОРИЯ”» заняли первые места в категориях «Поддержка предпринимательства» и «Управление территорией».

Рассмотрим финансовое обеспечение программы «Развитие информационного общества. Цифровая трансформация Республики Башкортостан» на таблице 1.

Таблица 1

Общие сведения по финансированию программы «Развитие информационного общества. Цифровая трансформация Республики Башкортостан»

Наименование государственной программы (подпрограммы, основного мероприятия, регионального проекта/приоритетного проекта Республики Башкортостан/ведомственного регионального проекта, мероприятия)

Источник финансового обеспечения

2022 год

Объем финансового обеспечения реализации государственной программы, тыс. рублей

Отношение освоенных средств

Предусмотрено на реализацию государственной программы в текущем году

Освоено за отчетный период

к предусмотренному объему на текущий год, %

Государственная программа «Развитие информационного общества. Цифровая трансформация Республики Башкортостан»

Всего по государственной программе, в том числе:

953 566,4

422 416,1

44,3

бюджет Республики Башкортостан

935 462,2

422 416,1

45,1

федеральный бюджет

18 104,2

0,0

0,0

местные бюджеты

-

-

-

государственные внебюджетные фонды

-

-

-

внебюджетные источники

-

-

-

В 2022 году удалось добиться рекордной динамики прироста пользователей электронных госуслуг — на 900 тысяч новых учётных записей. В целом общее количество оказанных за год электронных услуг на региональном портале возросло год к году в 3,7 раза (рисунок 3).

Динамика регистраций жителей на портале «Госуслуги»

Рис. 3. Динамика регистраций жителей на портале «Госуслуги»

В рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в прошедшем году реализованы мероприятия по формированию IT-инфраструктуры в школах республики, в т. ч. по установке камер видеонаблюдения, точек доступа Wi-Fi с обеспечением безопасного доступа в Интернет. В 2022 году проект реализован в 99 школах Уфы.

Полностью реализована поставленная президентом России задача по увеличению доли массовых социально значимых услуг в электронном виде. В настоящий момент совокупно на федеральном и республиканском порталах госуслуг, жителям республики в электронном виде доступны 642 госуслуги, из них 84 — массовые социально значимые.

В 2019 году началось внедрение системы обеспечения градостроительной деятельности, предназначенной для упрощения процедур и сокращения сроков предоставления органами госвласти и органами местного самоуправления электронных услуг в области градостроительства.

В настоящее время в системе реализована возможность оказания 12 услуг. Для этого в базе данных системы оцифрованы и унифицированы реестры с информацией о территориальном планировании, градостроительном зонировании, документации по планировке территории и нормативов градостроительного проектирования. Общее количество заявок по услугам в сфере строительной деятельности в 2022 году достигло почти 30 тысяч, из них 10 532 направлений уведомления о планируемом индивидуальном жилищном строительстве. Среди юридических лиц наиболее востребована «выдача разрешения на строительство капитального объекта» — 5007 обращений.

Рассмотрим цифровые социально-значимые проекты, реализуемые в Республике Башкортостан на таблице 2.

Таблица 2

Цифровые социально-значимые проекты РБ

Социальная программа

Описание

Результат

Инцидент-менеджмент

Автоматизированный программный комплекс. Он отслеживает пять социальных сетей — «Вконтакте», Facebook, Instagram, Twitter и «Одноклассники». Роботы считывают все комментарии или посты, которые содержат жалобы и обращения граждан по ключевым словам.

Всего с октября 2018 года через системы ЦУР прошло 574 059 обращений жителей, из них на этапе готово — 567 185.

Платформа обратной связи (ПОС)

Платформа позволяет оставить жалобу или рассказать о проблеме, авторизовавшись через Госуслуги в приложении “Госуслуги. Решаем вместе”

Приложение «ТКО — Башкортостан»

Помогает в реальном времени отслеживать вывоз мусора. Она представляет собой интерактивную тепловую карту региона, где есть проблемы с вывозом отходов.

К настоящему времени в системе «ТКО — Башкортостан» силами муниципалитетов оцифрованы свыше 28 тыс. контейнерных площадок. Ежесуточно фиксируется свыше 14 тыс. отчетов о вывозе твердых коммунальных отходов. Общее число фотоотчетов, переданных и сохраненных в системе за все время функционирования «ТКО — Башкортостан», подтверждающих факт оказания услуги вывоза мусора, превысило 2,6 млн. единиц. Уровень соответствия периодичности фактического вывоза согласованным администрациями муниципальных образований графикам составляет 96–98 %

Система агропромышленного комплекса

Своего рода единое информационное пространство между органами государственной власти, органами местного самоуправления и сельхозпроизводителями. В системе ведется учёт показателей агропромышленного комплекса, таких как ход посевных работ, уборка урожая, производство молока и мяса и т. п.

В системе оцифрованы данные о более чем 5,6 миллиона гектаров (78 %) всех земель сельхозназначения. Кроме того, через данную систему можно получить данные о ходе посевной и уборочной кампаний.

Рассмотрим параметры выполнения мероприятий государственной программы в таблице 3.

Таблица 3

Параметры выполнения мероприятий государственной программы

Наименование параметра

Количество мероприятий, единицы

Доля в общем количестве мероприятий государственной программы, проценты

Выполненные показатели непосредственных результатов мероприятий в полном объеме

(100-процентное выполнение или перевыполнение показателя непосредственного результата)

17

74 %

Невыполненные показатели непосредственных результатов мероприятий в полном объеме

(не достигнут 100-процентный результат показателя непосредственного результата)

6

26 %

По итогам 9 месяцев 2022 года достигнуто 16 из 19 показателей государственной программы, поэтому общая оценка достижения плановых значений целевых индикаторов и показателей государственной программы (подпрограмм) составила 84 %. Эффективность реализации мероприятий подпрограмм составила 74 %. Достижение значений по 3 ЦИиП и 6 мероприятиям планируется по итогам года. Доля расходов бюджета Республики Башкортостан в соответствующем периоде на реализацию программы в общем объеме расходов на реализацию программы составила 44,3 %.

Таким образом, Республика Башкортостан большими темпами набирает обороты в области цифровой трансформации. Организовано предоставление государственных и муниципальных услуг в Республике Башкортостан в соответствии с целевой моделью (без необходимости личного посещения государственных органов и иных организаций, с применением реестровой модели, онлайн (в автоматическом режиме), проактивно, многоканально), в том числе с использованием облачной цифровой платформы обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг и сервисов. Разработаны и внедрены цифровые продукты и сервисы в различных отраслях экономики. Управленческие решения принимаются с применением сформированных реестров данных. Обеспечено преимущественно электронное взаимодействие граждан и бизнеса с органами власти за счет применения цифровых технологий. Оптимизированы, автоматизированы и роботизированы рутинные бизнес-процессы органов власти, в том числе с применением искусственного интеллекта.

Литература:

  1. Информационное общество в Российской Федерации. 2019: статистический сборник / М. А. Сабельникова, Г. И. Абдрахманова, Л. М. Гохберг, О. Ю. Дудорова и др.; Федеральная служба государственной статистики; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2019.
  2. Кузьмин А. Е. Современное состояние и перспективы применения информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении РФ / А. Е. Кузьмин, А. А. Матвеев // Научные труды СЗИУ РАНХиГС. — 2018. — Том 9. — № 4 (36). — С. 206–216.
  3. Мартакова К. А., Михайлюк Ю. С., Чаушьян Н. А. Роль электронного правительства в деятельности государственных органов // Современные наукоемкие технологии. — 2014. — № 7. ч.3 — С. 91.
  4. Мытенков С. С. Проблемы цифровизации государственных услуг / С. С. Мытенков, А. Б. Собольков //Бизнес. Общество. Власть. — 2020. — № 1. — С. 107–110.
  5. Прохоров А., Коник Л. Цифровая трансформация. Анализ, тренды, мировой опыт. — М.: ООО «АльянсПринт», 2019–368 стр., ил.
  6. Свиридова В. М. Развитие технологий электронного правительства в современной России: состояние и перспективы / В. М. Свиридова, О. А. Уржа // Материалы ивановских чтений. — 2018. — № 3 (21). — С. 57–64.
  7. Сорокина Г. П. Цифровые технологии как фактор повышения эффективности государственного и муниципального управления /
  8. Г. П. Сорокина, Л. В. Широкова, И. А. Астафьева // Интеллект. Инновации. Инвестиции. — 2019. — № 2. — С. 73–83.
  9. Тютюник О. Д. Развитие системы многофункциональных центров и проблемы, возникающие при предоставлении государственных и муниципальных услуг населению / О. Д. Тютюник // Северо-Кавказский юридический вестник. — 2018. — № 2. С. 60–64.
Основные термины (генерируются автоматически): Башкортостан, государственная программа, цифровая трансформация, отрасль экономики, Российская Федерация, цифровая трансформация Республики, информационное общество, система, социальная сфера, Цифровая экономика.


Похожие статьи

Задать вопрос