Развитие мелкой моторики в конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (502) январь 2024 г.

Дата публикации: 21.01.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Горн, Е. И. Развитие мелкой моторики в конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения / Е. И. Горн. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 147-149. — URL: https://moluch.ru/archive/502/110435/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье описываются затруднения в области мелкой моторики, возникающие у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. В качестве одного из педагогических средств развития мелкой моторики рассматривается конструктивная деятельность. Обосновываются условия ее использования в развивающей работе с дошкольниками, выделяются показатели мелкой моторики, раскрывается содержание этапов работы с детьми.

Дошкольный возраст выступает периодом интенсивного формирования всех органов и систем организма. В этом возрастном периоде развиваются структуры и функции головного мозга, что расширяет возможности в познании окружающего мира, способствует формированию представлений о нем на основе тактильно-двигательного восприятия. На этапе завершения дошкольного образования при условии отсутствия нарушений в развитии у детей формируются графомоторные навыки, обеспечивающие успешное овладение письмом, требующим высокой координированности движений, силы, выносливости, ловкости и скорости, а также развитие мышления и речи.

Под мелкой моторикой учеными понимается совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. Компонентами мелкой моторики являются: объем, точность, гибкость, скорость, сила, выносливость, координация, синхронность.

Исследования Л. А. Дружининой [1], Л. Б. Осиповой [5], Л. А. Ремезовой [7] и других ученых показывают, что у детей с нарушением зрения зачастую обнаруживается возрастная недостаточность развития мелкой моторики: движения кистей и пальцев рук плохо координированы, неловкие, снижены скорость и четкость движений, отсутствуют ритмика и плавность, снижена выносливость к статическим нагрузкам. Дети испытывают затруднения при выполнении некоторых бытовых и трудовых действий, не умеют пользоваться пишущим предметом, им сложно вырезать, конструировать, рисовать, лепить. Своевременно не выявленные и не устраненные нарушения мелкой моторики оказывают отрицательное воздействие на подготовку детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, препятствуют формированию графомоторных навыков, необходимых для дальнейшего овладения письмом.

В связи с этим необходимым выступает поиск эффективных педагогических средств развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрении. В «Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)» Л. И. Плаксиной [6] предусмотрено развитие мелкой моторики и ее компонентов (ловкости, координированности, силы, темпа (скорости), выносливости) в конструктивной деятельности, которая относится к практической продуктивной деятельности, направленной на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.

В исследованиях З. В. Лиштван [2], В. Г. Нечаевой [3], Л. А. Парамоновой [8] и других ученых отмечается, что конструктивная деятельность представляет собой новый контекст, в который включаются и внутри которых развиваются отдельные движения и действия ребенка. Конструктивная деятельность может выступать средством развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, если учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей с нарушением зрения, исходный уровень развития мелкой моторики; используются разные виды конструктивной деятельности (из строительных материалов, из бумаги, картона, коробок, из природного материала, из бросового материала), направленные на развитие компонентов мелкой моторики: объема движений, точности, гибкости, скорости, силы, выносливости, координации, синхронности; организуется кружок по конструктивной деятельности.

Учитывая, что при нарушении зрения у детей старшего дошкольного возраста наблюдается выраженная в разной степени недостаточность развития мелкой моторики, то в системе работы по обучению и воспитанию детей необходимо предусматривать усиленную коррекционную деятельность по развитию мелкой моторики. Нами была составлена и частично апробирована дополнительная образовательная программа кружка по конструктивной деятельности «Мастерок». Цель программы: развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в конструктивной деятельности. Принципы организации работы кружка: систематичности, доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей, наглядности, систематичности и последовательности, прочности.

Содержание программы разделено по видам конструктивной деятельности. Каждый месяц планируется работа в разных видах конструктивной деятельности с постепенным нарастанием сложности выполнения технологического процесса по мере развития моторных способностей и сложности обработки материала. Программа работы кружка «Мастерок» рассчитана на один год обучения (1 занятие в неделю в вечернее время –понедельник / пятница (через неделю) в период с октября по май. Продолжительность занятий — 25–30 минут). Форма работы: по подгруппам (по 5 человек) и индивидуально.

Занятия с детьми проводились по следующей схеме: начало занятия — сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая-либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, беседа; рассказ, который сопровождается показом материала для конструктивной деятельности. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру; демонстрация образцов изделия: поделки, аппликации, сооружения, их анализ (из какого материала выполнено, что самое легкое при выполнении, что самое сложное, с помощью какого оборудование выполняется); объяснение приемов создания: побуждение к высказыванию предложений о последовательности выполнения изделия, отметить особенности работы с данным материалом (как детали крепятся между собой, какие движения требуются, нужно ли прилагать силу, следует ли торопиться, быстро делать или медленно, аккуратно, важно ли соблюдать точность и размеренность при выполнении, чтобы детали не разъединились и т. п.); пальчиковая гимнастика, разминка рук; самостоятельное изготовление изделия (при необходимости оказывается помощь: дополнительный показ, совместное частичное выполнение). Работа может выполняться индивидуально, в паре и коллективно (в этом случае распределяются обязанности); анализ готовых поделок своих и сверстников, выставка, обыгрывание и т. д.; уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.

Например, на занятии на тему «Карандашница» дети работали с LEGO-конструктором. Поскольку они уже хорошо знакомы с этим конструктором, после беседы, показа образца готового изделия, мы предложили задание: из коробки с деталями выбрать те, что понадобятся для работы, т. е. перебрать и отобрать нужные. Каждому ребенку дали индивидуальное задание и две коробки: с деталями и пустую. После того, в ходе работы дети учились соединять и рассоединять детали разных размеров и форм, что потребовало усилий, различных по направленности, силе и длительности, что позволило осуществить работу по развитию силы, точности движений, увеличение их объема, нормализацию скорости (торопиться не нужно), развитие координации, синхронности.

Использование конструктора «LEGO» для развития мелкой моторики имело ряд преимуществ для детей с разными уровнями развития мелкой моторики: то, что не получилось, можно было легко сломать, разобрав, любые ошибки ребенок мог исправить, а детали конструктора не ломались, не крошились, как листья, не мялись, как бумага. Все детали комфортны для рук ребенка и достаточно легко соединялись при сборке. Над карандашницей дети работали два занятия. Готовое изделие мы предложили им украсить. Для этого предложили дополнительные детали конструктора (разноцветные круглые детали, из которых дети выкладывали узоры, делали мордочки животных).

Таким образом, по результатам апробации программы кружка по конструктивной деятельности «Самоделкин» мы выяснили, что детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения более уверенными стали выполняемые действия. Они научились контролировать силу (где-то приложить усилия, чтобы приклеить элемент, туго намотать заготовку, где-то, наоборот, не прикладывать усилия, чтобы не разрушить хрупкие листья, готовы жгутики из бумаги). В ходе работы увеличилась степень подвижности пальцев, снизился тонус рук, улучшилась координация и точность движений рук, плавность. работа со строительным материалом способствовала развитию умений детей отбирать нужные детали конструктора по форме и по цвету, чередовать их при постройке, добиваться прочности при соединении, устойчивости постройки. Детям понравилась работать с различными материала, отметим высокую работоспособность, познавательный интерес и его устойчивость на протяжении всех занятий.

Литература:

  1. Дружинина, Л. А. Специфика коррекционной работы по развитию мелкой моторики и осязания у слабовидящих дошкольников в условиях образовательной организации [Электронный ресурс] / Л. А. Дружинина, Л. Б. Осипова // Вестник ЮУрГГПУ. — 2016. — № 8. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-korrektsionnoy-raboty-po-razvitiyu-melkoy-motoriki-i-osyazaniya-u-slabovidyaschih-doshkolnikov-v-usloviyah-obrazovatelnoy.
  2. Лиштван, З. В. Конструирование [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада / З. В. Лиштван. — Москва: Просвещение, 1981. — 159 с.
  3. Нечаева, В. Г. Конструирование в детском саду [Текст] / В. Г. Нечаева. — Москва: Учпедгиз, 1954. — 124 с.
  4. Никандров, В. В. Психомоторика [Текст]: учеб. пособие / В. В. Никандров. — Санкт-Петербург: Речь, 2002. — 103 с.
  5. Осипова, Л. Б. Методические рекомендации к программе «Развитие осязания и мелкой моторики» — коррекционно-развивающая программа для детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия): учебно-методическое пособие [Текст] / Л. Б. Осипова. — Челябинск: Цицеро, 2011. — 123 с.
  6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду [Текст] / под ред. Л. И. Плаксиной. — Москва: ЭКЗАМЕН, 2006. — 173 с.
  7. Ремезова, Л. А. Развитие конструктивной деятельности детей с нарушением зрения в аспекте модернизации дошкольного образования [Электронный ресурс] / Л. А. Ремезова // СНВ. — 2013. — № 2 (3). — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-konstruktivnoy-deyatelnosti-detey-s-narusheniem-zreniya-v-aspekte-modernizatsii-doshkolnogo-obrazovaniya
  8. Парамонова, Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. А. Парамонова. — Москва: Академия, 2002. — 192 с.
Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, конструктивная деятельность, нарушение зрения, ребенок, старший дошкольный возраст, готовое изделие, деталь, палец рук, педагогическое средство развития, ходя работы.


Похожие статьи

Задать вопрос