Выразительное чтение как активный метод анализа художественного произведения в единстве формы и содержания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (502) январь 2024 г.

Дата публикации: 20.01.2024

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Тюрина, М. А. Выразительное чтение как активный метод анализа художественного произведения в единстве формы и содержания / М. А. Тюрина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 203-205. — URL: https://moluch.ru/archive/502/110424/ (дата обращения: 05.05.2024).



Книга — это мощное средство образования, воспитания и развития: культурного, языкового, речевого, нравственного, интеллектуального и эмоционального.

Ключевой задачей учителя-словесника является воспитание у школьников полноценного эмоционального восприятия художественной литературы. Этому помогают различные виды творческой активности школьников на уроке, и в первую очередь выразительное чтение.

Процесс подготовки выразительного чтения создает на уроке атмосферу творческого единения с искусством, помогает ученикам постигать идейно-художественную суть анализируемого произведения, формирует умения и навыки творческого подхода при характеристике художественного текста и его воплощении в звучащем слове, играет важную роль в развитии устной речи.

Обязательным условием активизации учебной деятельности школьников на уроках литературы является внимание к психологическим особенностям учащихся, понимание учителем того, какая книга их привлекает, что они получают от литературного произведения при первом самостоятельном чтении, что им понятно и близко и что непонятно и чуждо. Только при таком отношении к внутреннему миру школьников педагогический процесс будет протекать успешно и бесконфликтно.

Теоретической основой данного выступления послужили труды отечественного педагога и методиста Василия Васильевича Голубкова, прежде всего, сборник статей «Активизация преподавания литературы в средней школе» [1, с.53].

В этой книге меня привлек материал коллеги и единомышленника Василия Васильевича Голубкова профессора Николая Оскаровича Корста «Выразительное чтение как активный метод анализа художественного произведения в единстве формы и содержания». В своей статье Николай Оскарович Корст поднимает вопрос о месте выразительного чтения на уроке литературы. Автор статьи уточняет, что выразительному чтению особенно важно учить учеников в средних классах, когда формируется общее художественное развитие школьников. Основа такого обучения — образцовое чтение самого учителя, которое в ряде случаев может заменить излишне детальное разъяснение содержания произведения и даже художественного мастерства писателя.

Умение читать не приходит само собой. Его нужно развивать умело и последовательно. Наиболее доступной для детей формой восприятия художественного произведения является слушание выразительного чтения.

Николай Оскарович Корст указывает на то, что работа на основе выразительного чтения строится на чтении учителя-мастера, затем — беседе с учениками о содержании прочитанного, необходимом комментарии. После этого выясняется общий характер чтения отрывка, строфы на основании подтекста. Работа заканчивается разметкой текста, то есть созданием партритуры, причем в зависимости от класса и возраста учащихся эта разметка может постепенно усложняться.

В данной работе профессор Корст приводит опыт анализа стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» средствами выразительного чтения в 5 классе.

Первый урок начинается кратким вступительным словом учителя о событиях Отечественной войны 1812 года.

Далее педагог должен указать ученикам, какими средствами располагает класс для решения поставленной задачи. Школьники получают представление об особенностях чтения стихотворного текста.

Здесь необходимо следовать рекомендации М. А. Рыбниковой, которая писала о том, что «нужно приучить ученика не только «видеть» картины, которые рисует поэт, но и слышать «звучание» стиха, его инструментовку, звукоподражание и звукопись» [3, с.25].

Говоря о логическом ударении (правильном выделении отдельных слов голосом), учитель с различными логическими ударениями произносит в классе фразу: «Вам не видать таких сражений», — и предлагает указать в каждом отдельном случае, на каком слове он это ударение сделал.

Ученики также должны понять, что в отдельных случаях логическое ударение может падать не только на одно слово, но и на несколько. Например, в стихотворении «Бородино» во фразе: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана», — словами, на которые падает логическое ударение, являются «французу отдана» [1, с.55].

Затем учитель демонстрирует разные виды пауз — коротких, продолжительных — и предупреждает учащихся, что в большинстве синтаксических случаев запятая определяет паузу, равно как и другие знаки препинания.

Далее учителю следует остановиться на интонации, определив ее как своеобразное повышение и понижение голоса, подчеркнув, что в конце предложения мы всегда понижаем голос (интонация конца предложения). Детям предлагается прочитать двустишие: «Уж постоим мы головою за родину свою», определив, где голос повышается («постоим») и где понижается («свою») [1, с.55]. Таким же путем определяется «интонация запятой» (обычно повышение голоса перед запятой):

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали,

Указывается, что в отдельных случаях чтец использует повышение голоса для выделения, подчеркивания нужного слова:

Чуть утро осветило пушки…

Далее учитель приступает к анализу строф, записанных на доске (в наше время целесообразно использовать презентацию). Используя метод фронтальной беседы, педагог показывает, как нужно читать каждую отдельную строфу, стараясь вскрыть подтекстовые мотивы, обосновывающие тот или иной характер чтения стихотворения. Здесь очень важно, чтобы учащиеся прониклись настроением, чувствами, мотивами, определяющими тональность произнесения того или иного фрагмента текста, чтобы они, представив изображенное автором, сопереживали поэту. С ранних лет нужно развивать душевную чуткость и тонкость чтеца, чтобы дети могли представить и понять причины, мотивы, породившие данное слово.

Для достижения правильного понимания текста методист советует использовать двоякий метод. Можно пойти от активного включения учащихся в характер и психологию действующих лиц, то есть проанализировать стихотворение методом инсценировки. Дети должны сыграть сцену диалога между старым и молодым солдатом.

Данный метод допустим, но нужно учитывать, что он потребует длительной подготовки, формирования определенных навыков у исполнителей.

Другой метод — путь фронтальной беседы и выяснения причин того или иного характера произнесения отдельных частей текста. При таком способе в работу на уроке вовлекается весь класс.

Данный разбор углубляет понимание художественного произведения и позволяет учащимся правильно его прочитать.

Учитель может предложить учащимся подумать, как нужно прочитать первую строфу стихотворения «Бородино», в которой молодой солдат обращается к ветерану с просьбой рассказать о Бородинском бое.

Одновременно с этим начинается работа по составлению партитуры: учитель размечает текст цветным мелом на доске, учащиеся карандашом в тетрадях. В условиях современной школы мы можем воспользоваться презентацией.

По составленной партитуре читает один-два ученика. Учитель спрашивает, кто из чтецов вернее прочитал строфу. В процессе работы над выразительным чтением школьники получают необходимые исторические сведения.

После того, как партитура второй строфы будет составлена, учитель спрашивает класс: как меняется тон рассказчика, когда он переходит к описанию сбывшегося ожидания подготовки к бою?

Далее выясняется, что в следующей строфе, в которой старый солдат рассказывает о подготовке к бою, его радостное настроение переходит в сдержанно восторженное, патриотическое, с оттенком гнева и иронии по отношению к врагу.

На этом заканчивается первый урок. На дом учащимся предлагается разметить 4-ю строфу, о характере которой говорилось в классе, выучить размеченные строфы наизусть и научиться читать их выразительно.

Главная задача второго урока — определить характер чтения строф, в которых описывается Бородинский бой. В этих строфах, посвященных самому бою, учитель может показать роль изобразительно-выразительных средств в картине Бородинского сражения. При анализе 8-й и следующих строф («И только небо засветилось…») [1, с.57] учитель, выясняя характер их звучания, подчеркивает глаголы, передающие динамику, движение боя, а также отмечает интонацию сравнений и звукопись.

Третий урок должен быть посвящен особенностям языка произведения и стихотворной речи.

Таким образом, в процессе обучения выразительному чтению стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» учащиеся осуществляют глубокий анализ художественного произведения, а также проникаются патриотическими чувствами: восхищением отвагой и смелостью русских солдат, гордостью за своих предков, совершивших беспримерный подвиг на поле Бородина во имя свободы своей Родины.

Кроме того, дети смогут понять ценность художественного слова, рисующего картины человеческого поведения, переживания, освоят в процессе обучения выразительному чтению и ритм, и своеобразие родного языка.

Итак, современная школа требует, чтобы мы формировали личность эмоционально развитую, отзывчивую, умеющую сопереживать и чувствовать красоту окружающего мира. Выразительное чтение влияет на воспитание нравственных качеств учеников. Чем раньше дети получат представление об интонационной выразительности речи, тем прочнее они успеют практически овладеть ею. Основная работа по обучению выразительному чтению лежит на педагогах. Главная цель образцового чтения учителем заключается в раскрытии содержания стихотворения, его диалогического характера, содействию понимания отдельных частей и детального анализа целого текста. Образцовое чтение учителя является примером для чтения учеников, но в то же время обучение выразительному чтению должно базироваться на понимании и выражении детьми голосом тех картин и чувств, которые автор запечатлел в своем произведении.

Статья Н. О. Корста помогла актуализировать понимание ценности уроков, посвященных выразительному чтению. Ведь на этих уроках дети обучаются правильно понимать и читать художественное произведение и одновременно — любоваться им, ценить авторское мастерство.

Эти уроки возвращают любовь учащихся к литературе даже в тех классах, где эта любовь по ряду причин была утрачена.

Выразительное чтение — это высший тип чтения.

Литература:

  1. Голубков, В. В. Активизация преподавания литературы в средней школе. Сборник статей. / В. В. Голубков. — М.: Просвещение, 1961. — 213 с.
  2. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: портал правовой информации. — URL: https://demo.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc (дата обращения: 27.11.2023) — Загл. с экрана. — Яз. рус.
  3. Рыбникова, М. А. Очерки по методике литературного чтения / М. А. Рыбникова. — М.: Учпедгиз, 1963. — 313 с.
Основные термины (генерируются автоматически): выразительное чтение, художественное произведение, учитель, класс, логическое ударение, урок, Бородинский бой, молодой солдат, образцовое чтение, современная школа.


Похожие статьи

Задать вопрос