Ил-80 — уникальный воздушный пункт управления (на основе открытых источников) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ил-80 — уникальный воздушный пункт управления (на основе открытых источников) / Д. А. Власов, Г. Д. Дехнич, О. В. Ефимов [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/archive/502/110415/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье рассматриваются уникальность создание воздушного командного пункта, назначение, применение в настоящее время и перспективы развития.

Ключевые слова: воздушный командный пункт, самолет судного дня, Ил-80, ядерная война.

Настоящая угроза ядерной войны заставила многие страны до мелочей продумать защиту от нападения. Допустим, а как лучше укрыть руководство страны? Спрятать в бункере? Опустить под воду? Или всё же отправить в небо? Результатом поиска ответов на эти вопросы стало создание самолётов «Судного дня» — полноценных командных пунктов, готовых на недели предоставить командованию возможность управления из воздуха без какого-либо ущерба самому процессу.

Создание проекта воздушного командного пункта

Отечественный вариант такого самолета был Ил-80 и появился ещё в советское время. Производить его начали в середине 1980-х годов, всего выпустили четыре экземпляра — два основных и два запасных.

При создании за основу военного проекта конструкторы взяли пассажирский Ил-86, фюзеляж которого был достаточно широк, чтобы разместить большую и габаритную аппаратуру. Однако от коммерческого авиалайнера он отличается высоким «лбом» — на носовой части корпуса расположили крупный накладной отсек, куда поместили необходимое для управления радиоэлектронное оборудование. Также на Ил-80 нет иллюминаторов — это сделано для того, чтобы руководство, находящееся на борту и экипаж не ослепли от вспышки близкого ядерного взрыва. Ещё одной визуальной особенностью стала выпускная тросовая антенна для связи с подводными лодками. Также были усилены стойки шасси из-за большого веса самолёта.

Уникальность применения

Рис.1 Уникальный ВКП Ил-80

На самолёте Ил-80 (рис.1) нет средств поражения, поэтому защитить его должны истребители. Но самое интересное кроется в его назначении. Этому способствует габаритная аппаратура, установленная в фюзеляже и даже на крыльях. Самолёт может управлять любыми пунктами с воздуха, передавать информацию, а также производить запуск ракет с земли с помощью команд операторов. Также конструкторами было предусмотрено создание коротковолновых антенн, если остальные средства связи на земле будут выведены из строя. Но такие массивные системы за затрачивают большое количество энергии, поэтому было решено установить дополнительные генераторы.

На самолёте установлены многие комплексы антенн на разных диапазонах приема и передачи, что обеспечивает управление с любой точки земли. Уникальность заключается и в том, что Ил-80 может выпускать некоторые типы антенн длинной около 4км прямо во время полета.

Так как самолет является одним из засекреченных на сегодня образцов российской военной техники, информации по самолету и его эксплуатации крайне мало. Известно, что, по крайней мере, один из Ил-86ВКП находиться в полной боевой и технической готовности.

На самолёте установлены четыре силовые установки, что обеспечивает лучшие аэродинамические характеристики. Проект судного дня может совершать полеты на расстояние до 5000 км со скоростью свыше 800км/ч. Но еще одна уникальная особенность данного самолёта заключается в том, что он имеет штангу дозаправки. А данное устройство позволяет такому типу воздушного судна находиться в воздухе несколько дней.

Другие проекты воздушных командных пунктов

Помимо Ил-80 в СССР были созданы и другие аналогичные проекты воздушного командного пункта. По спецзаказу Минобороны СССР два Ил-76МД СССР-76450 и СССР-76451 были построены как стратегические воздушные командные пункты (ВКП) для руководства ядерными силами СССР если наземные пункты управления будут выведены из строя.

Проект был построен на базе Ил-76, но в отличие от базовой модели имеют горб с радиоэлектронным оборудованием, остекление кабины штурмана было убрано от возможного облучения световой волны.

Второй проект такого пункта был Ил-22М. Он конструировался на базе гражданского Ил-18. Самолёт Ил-22 предназначен для выявления и подавления современных скрытных и защищённых систем боевого управления на всех театрах боевых действий. Включая РЛС, каналы наведения ЗРК и крылатых ракет, а также АСУ передачи тактической информации, такие как Link-16, внедрённая на таких самолётах иностранных ВВС как B-1B Lancer, F-15E, F-35 Lightning и другие. Другим объектом этого самолёта могут быть и зарубежные системы позиционирования, в том числе используемые странами блока NATO. Помимо этих задач он используется как воздушный командный пункт. Он не только может служить ретранслятором, но и подавлять каналы от нежелательных воздействий на работу ВзКП. Используется для уменьшения лётного ресурса Ил-80(87).

Перспективы развития

Конечно, российский самолёт «Судного дня» способен работать автономно в течение нескольких дней. Но для этого его необходимо постоянно дозаправлять — и делать это придется чаще.

Вероятно, именно поэтому ещё в 2016 году военное руководство России заговорило о планах разработать новые воздушные командные пункты на основе Ил-96–400м, дальность которых почти в два раза выше. Таким образом возможно будет ликвидировать пробелы за счёт улучшенных эксплуатационных характеристик: это и дальность, и время патрулирования, это и улучшение систем связи. Насколько я знаю, там будут использованы полностью российские компоненты, что позволит обезопасить, в том числе, системы связи от нежелательного влияния и какой-либо прослушки.

Заключение

Воздушный командный пункт — ИЛ-80 играет важную роль при возникновении ядерной угрозы, так как если будут уничтожены все наземные пункты управления он сможет запустить системы обороны с воздуха и решать поставленные задачи по организации боевых действий. Ил-80 в отличие от Ил-22М и Ил-82 может находиться в воздухе не один день, так как оборудован штангой для дозаправки, что обеспечивает его непрерывное действие. Также важен тот факт, что такими воздушными командными пунктами обладают только две державы — Россия и США.

Литература:

  1. Руководство по лётной эксплуатации самолёта Ил-86, книга 1, книга 2 / ОКБ Ильюшина/ под редакцией Г.Новожилова
  2. Руководство по лётной эксплуатации и полёта самолёта Ил-18: Приказ минст-ра гражданской авиации СССР № 69 от 17.02.1971
Основные термины (генерируются автоматически): воздушный командный пункт, NATO, воздух, габаритная аппаратура, наземный пункт управления, перспектива развития, проект, радиоэлектронное оборудование, судный день, ядерная война.


Ключевые слова

воздушный командный пункт, самолет судного дня, Ил-80, ядерная война

Похожие статьи

Задать вопрос