Деконструкция древнегреческой трагедии в романе «Тайная история» Д. Тартт | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (502) январь 2024 г.

Дата публикации: 18.01.2024

Статья просмотрена: 97 раз

Библиографическое описание:

Аманкосова, Ш. М. Деконструкция древнегреческой трагедии в романе «Тайная история» Д. Тартт / Ш. М. Аманкосова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 494-496. — URL: https://moluch.ru/archive/502/110393/ (дата обращения: 30.04.2024).



В статье исследуется влияние античной культуры на сюжет и композицию романа «Тайная история» Донны Тартт. Писательница активно использует античный код, переосмысляя сюжет древнегреческих трагедий. Восприятие античной культуры проявляется через повествование и интертекстуальность, выполняющую в романе сразу несколько функций: сюжетообразующую, композиционную и эскапистскую.

Ключевые слова: трагедия, «Тайная история», гамартия, дионисийское начало, аполлоновское начало

Роман «Тайная история» Д. Тартт был опубликован в 1992 году и стал предтечей нового для литературоведения явления как «dark academia». Дебютный роман писательницы представляет собой многогранное литературное произведение, новую интерпретацию идей из античных трагедий, концепции Ницше о «сверхчеловеке» и романов Достоевского.

Действие романа разворачивается в Хэмпденском колледже, где под руководством эксцентричного профессора Джулиана Морроу группа студентов изучает древнегреческий язык и культуру. Морроу, харизматичный и манипулятивный профессор, становится центральной фигурой, которая ведет своих учеников в исследование древних ритуалов и традиций. Под его влиянием студенты начинают экспериментировать с древними дионисийскими практиками, стремясь достичь состояния экстаза и трансцендентности. Эксперименты студентов в конечном итоге приводят к трагическому событию: во время ночной мистерии они непреднамеренно убивают местного фермера. Чтобы скрыть свое преступление, студенты, раздираемые чувством вины и страха, принимают решение убить своего одногруппника, Банни Коркорана, единственного, кто не участвовал в ритуале, но догадался о происшедшем.

По своей структуре «Тайная история» деконструирует жанр древнегреческой трагедии. Анцыферова О. Ю. в статье «Античный код в университетском романе Донны Тартт «Тайная история» отмечает, что композиция романа повторяет аналитическую композицию трагедии «Царь Эдип» Софокла, сюжет которой также начинается с убийства и ретроспекции. Главный герой Ричард, глазами которого читатель наблюдает за сюжетом, предстает перед нами в роли хора в античной трагедии [1, c. 23]. Он заранее знает, что произойдет с героями, по ходу сюжета обращается к публике — читателям, объясняя происходящие события.

Немаловажную роль в романе также играет концепт гамартии — понятие, выведенное еще Аристотелем в своей «Поэтике». Гамартия — роковой изъян характера главного героя трагедии, либо его роковая ошибка, которая становится центром нравственных терзаний и чрезвычайно обостряет в нём сознание собственной вины: «Остается среднее между этими крайностями: такой человек, который не отличается ни добродетелью, ни праведностью, и в несчастье попадает не из-за порочности и подлости, а в силу какой-то ошибки, быв до этого в великой славе и счастии.».. [2, c. 130–131]. Уже в прологе, Ричард задается одним из главных вопросов романа: «Существует ли такая вещь, как «трагический изъян» — зловещая темная трещина, пролегающая через всю жизнь, — вне литературы? Когда-то я полагал, что нет. Теперь же уверен, что существует» [4, c. 4]. Роковой недостаток Ричарда, по его мнению, заключается в его тяге к внешнему великолепию. Другие студенты также одержимы идеей красоты, сознательно избегая реальности и не пытаясь увидеть мир таким, какой он есть на самом деле. Для героев эллинистический образ жизни — это своего рода побег от реальности. Постоянные обращения к образам древнегреческих деятелей, идей и литературы свидетельствуют о выраженной привязанности к этому миру и сожалении о том, что реальный мир другой. Так же, как и герои древнегреческих трагедий не властны над своей судьбой, так и герои Тартт из-за фатального изъяна характера попадают в безвыходную ситуацию.

Первоначальное название романа «Бог иллюзий» отсылает нас к образу Диониса, центральному для античной философии. Культ этого бога в Древней Греции был тесно связан с театром и жанром трагедии. Автор подчеркивает эту связь эпиграфом ко второй книге: «Дионис <…> был Владыкой иллюзий, по желанию которого из корабельной доски могла вырасти виноградная лоза и который, в целом, даровал своим почитателям способность видеть мир в его несуществующих обличьях» [4, c. 203]. Сюжет романа опирается на трагедию «Вакханки» Еврипида, в котором также основополагающую роль играет образ Диониса. Именно божественный экстаз Диониса, часто называемый «вакхическим безумием», становится движущей силой как пьесы, так и романа. Так же как Дионис своими речами и иллюзиями увлекал менад, побуждая их отбросить общественные нормы и принять свои внутренние желания и первобытные инстинкты, точно так же Джулиан побуждает студентов к проведению ритуала. Параллель между трагедией и романом можно провести и в моменте, когда студенты в вакхическом исступлении жестоко убивают местного фермера — подобно тому, как в трагедии Еврипида менады разрывают на куски царя Пенфея.

Дуализм и противопоставление дионисийского и аполлоновского начал является одним из важных элементов как в «Вакханках», так и в «Тайной истории». В своем трактате «Рождение трагедии из духа музыки» Ф. Ницше утверждает, что Дионис является олицетворением хаоса и стихийности, а Аполлон — рациональности и порядка. Именно в столкновении этих двух начал: современного человека и первобытных инстинктов, рационального и бессознательного строится конфликт трагедии.

Аполлон, как представитель социально-иерархического и политического порядка, олицетворяет консерватизм, традиционность и смирение перед установленными нормами. С другой стороны, Дионис, персонаж хаотичной и дикой природы, выступает за полную противоположность: он мастер перевоплощений, бесконтрольных эмоций и экстатических состояний. В вакханалиях, посвященных ему, все участники лишены всяких иерархических границ и подчиняются лишь буйствующей энергии природы. Эта извечная дилемма порядка и хаоса характеризует нравственный выбор человека.

Чрезмерное увлечение литературой и постоянное обращение к античности символизируют отрешенность героев от реальной действительности: «Никому из них не было абсолютно никакого дела до того, что происходит в мире; их невежество в области современной жизни и истории последних десятилетий поражало. Однажды за ужином Генри чуть не потерял дар речи, услышав от меня, что люди побывали на Луне» [4]. Это демонстрирует, насколько герои ограничены своим собственным микрокосмом. Мифологизированность их сознания проявляется во всех их поступках. Доходит до абсурда — в самый решающий момент, когда ФБР собиралось допросить Генри, тот в первую очередь решает, какая книга произведет лучшее впечатление на следователей: «Сказать тебе, какие вопросы одолевали Его Высочество по ходу пьесы? Например, с какой книгой появиться в их присутствии — дескать, что произведет лучшее впечатление, Гомер или Фома Аквинский? Вот, блин, дилемма!» [4].

Финал античной трагедии предрешен с самого начала. Так и в «Тайной истории» на героев обрушивается божественная кара. Все герои в конце несчастны, они отмечены неизбежностью рока: Генри кончает жизнь самоубийством, Фрэнсис вынужден жениться на той, которую не любит, Чарльз становится алкоголиком, Камилла и Ричард сознательно выбирают одиночество и неприкаянность. Идея того, что убийство разрушает мир человека и его душу пронизывает роман.

Культурно-семиотическая составляющая романа, связанная с древнегреческой трагедией, играет важную роль в произведении. Автор использует античный код, чтобы не только развивать сюжет, но и выразить философские идеи, заложенные в тексте. Экфрасические обращения и структура античной трагедии вписываются в поэтику произведения. Произведение также пронизано интертекстуальностью и аллюзиями на классическую литературу. Древнегреческая мифология играет важную роль в романе, становясь символической платформой для развития психологической драмы главных персонажей. Использование структурных элементов, характерных для античной трагедии, таких как хор или монологи персонажей усиливают драматический эффект. Они также создают атмосферу и контекст, в котором развивается история, и придают произведению особую глубину и значимость.

Литература:

1. Анцыферова О. Ю. Античный код в университетском романе Донны Тартт «Тайная история». Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, 2015, № 2 (2)

2. Аристотель. Поэтика. / Пер. М. Л. Гаспарова. — В кн.: Аристотель и античная литература. М., 1978

3. Ницше Ф. В. Рождение трагедии из духа музыки. — М.: АСТ, 2022

4. Тартт Д. Тайная история. — М.: Иностранка, 2008.

Основные термины (генерируются автоматически): античная трагедия, роман, античный код, античная культура, герой, древнегреческая трагедия, какая книга, композиция романа, лучшее впечатление, местный фермер.


Ключевые слова

трагедия, «Тайная история», гамартия, дионисийское начало, аполлоновское начало

Похожие статьи

Задать вопрос