Обязанность и право государственных гражданских служащих на получение дополнительного профессионального образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №3 (502) январь 2024 г.

Дата публикации: 18.01.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Гущин, И. Л. Обязанность и право государственных гражданских служащих на получение дополнительного профессионального образования / И. Л. Гущин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 343-345. — URL: https://moluch.ru/archive/502/110368/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье анализируются возможности получения государственными гражданскими служащими дополнительного профессионального образования. Выявлено влияние инициативы служащего на получение им дополнительного профессионального образования. Определено различие между правом и обязанностью освоения программ дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, государственный гражданский служащий, профессиональная переподготовка, повышение квалификации.

Согласно части 2 статьи 62 ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» [2] (далее — ФЗ № 79), профессиональное развитие гражданского служащего осуществляется в течение всего периода прохождения им гражданской службы. Главным средством его реализации выступает дополнительное профессиональное образование, которое осуществляется посредствам программ профессиональной переподготовки и программ повышения квалификации. Несмотря на значительное регулирование содержания программ дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих и их освоения, в отраслевом законодательстве отсутствует дефиниция как дополнительного профессионального образования, так и его видов. Для определения данных понятий необходимо обратиться к статье 76 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [3], например, в ней указано, что дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Исходя из статьи 197 Трудового кодекса Российской Федерации [1] дополнительное профессиональное образование является правом, а не обязанностью работников. Данное положение нельзя экстраполировать на государственных служащих, так как часть 7 статьи 11 того же кодекса ограничивает распространения норм трудового права на всех государственных служащих особенностями, предусмотренными в законодательстве. Так, в статье 73 ФЗ № 79 указано, что нормы трудового права имеют остаточную компетенцию относительно норм, изложенных в данном законе, то есть трудовое право распространяет свою действие только на правоотношения, неурегулированные ФЗ № 79. Из этого следует, что прохождение программ дополнительного профессионального образования не может быть признано исключительно правом работника. Этому свидетельствует и норма, закрепленная в части 6 статьи 15 ФЗ № 79, указывающая на необходимость поддерживать профессиональный уровень, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей.

Признать дополнительное профессиональное образование обязанностью работника так же не представляется возможным. Главным препятствием является норма, указанная в пункте 18 Положения о порядке осуществлении профессионального развития государственных граждански служащих в Российской Федерации [4]. Согласно ей государственный служащий имеет право по собственной инициативе освоить программу дополнительного образования за счет собственных средств и вне пределов рабочего времени. В случае успешного окончания и получения удостоверения о повышении квалификации или диплома о профессиональной переподготовке такие документы будут приравнены к документам, полученным при прохождении обязательного дополнительного образования.

Инициатива государственного гражданского служащего, его желание, направленное на получение новых или улучшения имеющихся знаний и навыков, не может быть само по себе обязанностью. Обязанность возникает только в случае непосредственного вступления в соответствующие правоотношения. В рассматриваемом случае они возникают в момент направления государственного гражданского служащего на освоение дополнительного профессионального образования. Однако инициатива служащего на вступления в правоотношения также не может однозначно свидетельствовать о его праве. Например, статьей 57 ФЗ № 79 предусмотрена дисциплинарная ответственность служащего в случае неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей. Служащий, осознавая свою вину, может сам инициировать дисциплинарное взыскание, обратившись за этим к представителю нанимателя. В таком случае у государственного гражданского служащего не возникает права на получение дисциплинарного взыскания, но сохраняется обязанность на его перенесение. Нельзя признать правом и случай, указанный в пункте 4 Положения о государственном сертификате на дополнительное профессиональное образование государственного гражданского служащего Российской Федерации [5], когда служащий в инициативном порядке направляет заявление представителю нанимателя на получение желаемого образования на основании образовательного сертификата. Исходя из изложенного, право государственного служащего на получение дополнительного профессионального образования может реализовываться только при самостоятельном его получении.

Из вышесказанного следует, что существует нарушение законодательной техники в этом вопросе. В качестве исправления предлагается добавить в статью 62 ФЗ № 79 часть 9.1, изложенную в следующей редакции: «Государственный гражданский служащий в случаях направления его на программы дополнительного профессионального образования обязан их освоить. Государственный гражданских служащий вправе по собственной инициативе получать дополнительного профессионального образования за счет собственных средств и вне пределов служебного времени».

Литература:

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства РФ. — 07.01.2002. — № 1 (ч. 1). — ст. 3.
  2. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 02.08.2004. — № 31. — ст. 3215.
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. –31.12.2012. — № 53 (ч. 1). — ст. 7598.
  4. Указ Президента РФ от 21.02.2019 № 68 (ред. от 26.06.2023) «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации» (вместе с «Положением о порядке осуществления профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации») // Собрание законодательства РФ. — 25.02.2019. — № 8. — ст. 765.
  5. Постановление Правительства РФ от 18.05.2019 № 619 «О государственном образовательном сертификате на дополнительное профессиональное образование государственного гражданского служащего Российской Федерации (вместе с Положением о государственном образовательном сертификате на дополнительное профессиональное образование государственного гражданского служащего Российской Федерации)» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 15.01.2024.
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное профессиональное образование, служащий, Российская Федерация, профессиональная переподготовка, дисциплинарное взыскание, обязанность, повышение квалификации, представитель нанимателя, профессиональное развитие, собственная инициатива.


Похожие статьи

Задать вопрос