Военно-патриотическое воспитание молодёжи (правовой аспект) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №3 (502) январь 2024 г.

Дата публикации: 18.01.2024

Статья просмотрена: 110 раз

Библиографическое описание:

Гайдуков, Д. А. Военно-патриотическое воспитание молодёжи (правовой аспект) / Д. А. Гайдуков, А. А. Воронцов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 330-338. — URL: https://moluch.ru/archive/502/110351/ (дата обращения: 30.04.2024).



В рамках настоящей статьи рассматривается система военно-патриотического воспитания молодёжи. Обращено внимание на круг проблемных вопросов теоретического, законодательного и практического характера, в частности, концепции допризывной подготовки граждан.

Использовались методы эмпирического анализа и синтеза, сравнительного правоведения, историко-ретроспективный метод, метод юридического прогнозирования, метод правовых конструкций.

Авторы приходят к выводу, что целесообразно ввести федеральную систему военно-патриотического воспитания с государственно-общественным характером. В результате исследования предпринимается попытка предложить конкретные рекомендации по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере военно-патриотического воспитания молодёжи.

Ключевые слова: военно-патриотические организации, военная подготовка, призывная политика, ДОСААФ, военно-патриотическое воспитание, молодёжные движения, гражданские инициативы.

Введение. Актуальность настоящей тематики обусловлена тем, что общественное сознание постоянно рефлексирует на тему свершений своих предков и находится в процессе поиска лучших практик военно-патриотического воспитания. Граждане воздают память тем, кто отдавал себя всего ради защиты Отечества и отстаивания национальных ценностей.

Совместная деятельность частных гражданских инициатив и государственных решений даёт положительный рывок для молодёжной политики. В молодёжной среде всегда проявлялся активный интерес к изучению военной истории, вооружения, техники и обучению основам военно-учётных специальностей.История военно-патриотических движений на территории России имеет очень сильный мобилизующий потенциал общества в трудные для Отечества периоды [1; с. 102]. Солидарность гражданского общества и государства за всю историю становления России всегда будет актуальна.

Защита Отечества является общим делом каждого из граждан и прямо закреплена в статье 59 Конституции РФ [2]. Поэтому политику в области военно-патриотического воспитания в противовес мировым интернациональным и наднациональным тенденциям следует строить на крепких основаниях русских ценностей.

Основная часть. С доктринальной точки зрения военно-патриотическое воспитание возможно определить как многоплановую, систематическую, целенаправленную и скоординированную деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодёжи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины [3; с. 129]. При этом следует учитывать ту социально-демографическая группу, на которую ориентировано военно-патриотическое воспитание. Федеральный законодатель определяет молодёжь в качестве лиц от 14 до 35 лет включительно [4].

Очевидно, что воспитание как деятельность, направленная на развитие личности, должно обладать дифференцированным подходом. В частности, военно-патриотическое воспитание студентов рассматривается С. А. Голованем в качестве многоплановой, систематической, целенаправленной и скоординированной деятельности государственных учреждений, военных учебных центров и организаций по формированию у молодежи возвышенного патриотического сознания, благородного чувства верности к своему родному Отечеству, высокой готовности к выполнению гражданского долга перед обществом, основных конституционных обязанностей по защите интересов своей страны. Он подытоживает, что военно-патриотическое воспитание студентов — одно из важных направлений современной государственной политики [5; с. 30].

Взаимодействие органов публичной власти с институтами гражданского общества по поводу организации военно-патриотического воспитания направлено на противодействие угрозам национальной безопасности [6]. Поэтому одним из основных направлений реализации молодёжной политики является, согласно п. 1 ст. 1 Закона о молодёжной политике, воспитание гражданственности, патриотизма, преемственности традиций, уважения к отечественной истории, историческим, национальным и иным традициям народов РФ.

На этом основании в соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона о воинской обязанности и военной службе Правительство РФ и другие органы публичной власти совместно с Министерством обороны РФ, иными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, и должностными лицами организаций обязаны систематически проводить работу по военно-патриотическому воспитанию граждан [7]. Военно-патриотическое воспитание непосредственно и качественно влияет на подготовку граждан, проходящих военную службу, независимо от того, призывная служба или контрактная.

В то же самое время Правительство РФ поясняет, что одной из основных причин низкого качества подготовки молодого пополнения, поступающего в войска в период призывной кампании, продолжает оставаться низкий уровень морально-психологического состояния основной массы граждан, призванных на военную службу, связанный с отсутствием осознанной мотивации к прохождению военной службы. В этой связи выделено, что в ряде основных задач системы подготовки граждан к военной службе остаётся совершенствование военно-патриотического воспитания граждан и повышение мотивации к военной службе [8]. В этой связи весьма остро стоит проблема комплектования Вооружённых Сил РФ, в частности, С. В. Кондратьев предлагает положиться на системы резервных формирований [9; с. 107]. По нашему мнению, поскольку центральным звеном подготовки военнослужащих предполагается физическое обучение и получение знаний в области обороны, качество военно-патриотического воспитания молодёжи напрямую влияет на качество и количество запаса военной службы и мобилизационных людских резервов.

Подготовка граждан к военной службе через призму военно-патриотического воспитания привлекала внимание федерального законодателя не единожды. Так, в 2018 году группа депутатов Государственной Думы и тогда ещё членов Совета Федерации внесла на рассмотрение парламента законопроект о допризывной и вневойсковой подготовке. По замыслу авторов законопроекта, устанавливался государственно-общественный характер управления военно-патриотическим воспитанием. Исходя из этого, определялось, что федеральная система подготовки граждан к военной службе — комплекс мер, включающих в себя допризывную и вневойсковую подготовку граждан, осуществляемую в пределах своей компетенции органами публичной власти, общероссийскими общественно-государственными и иными общественными объединениями и их образовательными организациями, в рамках реализации основных и дополнительных образовательных программ в области допризывной и вневойсковой подготовки граждан к военной службе в соответствии с образовательными стандартами и программами различных видов в интересах обеспечения обороны и безопасности РФ [10].

Предполагалось, что программы подготовки граждан к военной службе разрабатываются органами публичной власти. Главным координирующим органом назначалась межведомственная комиссия при Правительстве РФ, в состав которой, помимо федеральных государственных служащих, привлекались бы представители общероссийских общественно-государственных и иных общественных объединений всероссийского уровня. Однако круг таких общественных организаций строго ограничивался ДОСААФ, Юнармией, Российским движением школьников, Ассоциацией юношеских автомобильных школ, Русским географическим обществом.

При этом на законодательном уровне предлагалось обозначить субъектов военно-патриотического воспитания, например, предпринимательские структуры, осуществляющие свою деятельность на принципах государственно-частного и муниципально-частного партнерства, и трудовые, творческие, научные, воинские и другие коллективы.

На региональном уровне государственная политика в сфере военно-патриотического воспитания реализуется посредством законодательного регулирования и деятельности ряда специальных государственных органов исполнительной власти.

Под патриотическим воспитанием Законом Республики Татарстан от 9 декабря 2023 года № 123-ЗРТ поднимается целенаправленная деятельность региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, социально ориентированных некоммерческих организаций и иных субъектов по формированию у граждан патриотического сознания, верности Родине, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Отечества, уважения к отечественной истории [11]. Основной целью такой деятельности является формирование у граждан духовно-нравственных и социальных ценностей, гражданственности, верности конституционному и воинскому долгу, ответственности и дисциплинированности.

При этом субъектами патриотического воспитания становятся в том числе граждане РФ, чей авторитет, патриотизм и верность своему гражданскому, профессиональному и воинскому долгу стали побудительным примером и образцом для подражания.

Этим же актом поясняется, что к полномочиям главы региона относится образование Координационного совета по патриотическому воспитанию граждан. Однако сама концепция специализированного консультативного государственного органа не оказалась новой, поскольку в Республике Татарстан с 12 февраля 2018 года уже действует похожая структура [12]. Заметим, что из 38 членов этого органа 31 являются государственными служащими или представителями государственных учреждений и организаций.

В Московской области Министерство образования организовывает совместно с областным военным комиссариатом, Главным управлением региональной безопасности, Главным управлением МЧС России, главами муниципальных образований мероприятия по военно-патриотическому воспитанию граждан, по подготовке граждан по основам военной службы в образовательных организациях, в учебных пунктах организаций и в военно-патриотических молодежных и детских объединениях. Министерство образования ежегодно докладывает главе региона о состоянии подготовки граждан по основам военной службы с обобщением передового опыта, указанием недостатков, предложением мероприятий по обеспечению программы подготовки граждан по основам военной службы и военно-патриотическому воспитанию.

К мероприятиям по военно-патриотическому воспитанию привлекаются областные Министерство физической культуры и спорта и Комитет по туризму [13]. При этом под председательством министра образования функционирует организационный комитет по подготовке и проведению сборов по основам подготовки к военной службе, военно-патриотическому воспитанию и обучения по основам подготовки к военной службе [14].

Обращает внимание деятельность федеральных органов исполнительной власти по заключению договоров с регионами по поводу организации военно-патриотического воспитания. В частности, на основании отдельного соглашения Министерство обороны РФ создало военно-патриотический воспитательный центр в Московской области [15]. «Авангард» в качестве учебно-методического центра организует военно-патриотическое воспитание молодёжи и популяризацию военной и иной государственной службы. «Авангард» осуществляет организацию обучения граждан начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы [16].

Конституционный Суд РФ сформулировал свою правовую позицию о том, что Конституция РФ не запрещает государству передавать полномочия исполнительных органов власти негосударственным организациям, участвующим в выполнении отдельных функций публичной власти [17]. Например, ДОСААФ является общественно-государственной организация с отдельными публичными полномочиями [18]. Всего за период с 2015 по 2019 год организацией подготовлено по военно-учетным специальностям 145 727 человек. Возможности ДОСААФ позволяют в настоящее время осуществлять подготовку по 20 военно-учётным специальностям в объеме до 60 000 человек [19]. Деятельность ДОСААФ в области военно-патриотического воспитания граждан реализуется через организацию и проведение патриотических и военно-патриотических мероприятий, направленных на пропаганду историко-культурных, военно-героических традиций, любви к Отечеству, готовности к труду и защите Родины, уважения к национальной самобытности народов РФ.

В рамках гражданского общества действует правовой институт военно-патриотического молодёжного и детского объединения, которое в целях реализации своей программы взаимодействует с органами публичной власти, военными комиссариатами, органами по делам молодежи, образовательными организациями, учреждениями культуры, спорта, туризма, ветеранскими и другими общественными объединениями.

Основные направления и формы деятельности военно-патриотического объединения:

1) военно-спортивные соревнования, игры, походы;

2) экскурсии;

3) показательные выступления;

4) войсковые стажировки;

5) работа военно-спортивных и оздоровительных лагерей для молодежи и детей [20].

Заметим, что в настоящее время насчитывается более 500 таких объединений, в которых занимаются свыше полумиллиона юношей и девушек [21; с. 272]. Флагманом в этой сфере служит Юнармия, которая в военно-патриотическом воспитании решает задачи по:

1) воспитанию у молодежи высокой гражданско-социальной активности, патриотизма;

2) изучению истории страны и военно-исторического наследия Отечества;

3) развитию краеведения, расширению знаний об истории и выдающихся людях «малой» Родины;

4) развитию в молодежной среде ответственности, принципов коллективизма;

5) формированию положительной мотивации у молодых людей к прохождению военной службы и подготовке юношей к службе в Вооруженных Силах РФ;

6) укреплению физической закалки и физической выносливости;

7) приобщению молодежи к военно-техническим знаниям и техническому творчеству [22].

Важная роль в военно-патриотическом воспитании состоит в деятельности кадетских училищ. Образовательные программы школ могут быть интегрированы с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества. С точки зрения федерального законодателя основными целями и задачами кадетских школ и кадетских школ-интернатов являются интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще [23].

Например, в кадетскую школу-интернат № 5 «Преображенский кадетский корпус» г. Москвы принимаются несовершеннолетние граждане, годные по состоянию здоровья и выполнившие нормативы по физической культуре [24]. В общеобразовательной программе указанного учебного заведения предусмотрена военная подготовка, которая проводится с целью дать обучаемым знания, навыки и умения, необходимые для дальнейшего успешного обучения в военных образовательных учреждениях, привить им волевые, командирские и методические качества, позволяющие выполнять обязанности младших командиров в курсантских подразделениях.

Целями изучения основ военной подготовки кадетской школы-интерната № 5 являются воспитание у кадетов беззаветной преданности Отечеству и выработка у них высокого сознания общественного и воинского долга, морально-психологических качеств, дисциплинированности, любви к военной службе и профессии офицера. Ожидаемые результаты осуществляются через соблюдение гуманистических, военно-исторических, патриотических ценностей, воспитание чувства ответственности в выполнении конституционного и гражданского долга по защите своего Отечества, понимание ценности здорового и безопасного образа жизни, военной службы [25].

Отдельный интерес представляет деятельность высших учебных заведений в области военно-патриотического воспитания. В частности, Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина обладает практиками взаимодействия с воинскими частями Тамбовского гарнизона в процессе допризывной подготовки [26; с. 157]. Военно-патриотическое воспитание Тамбовским государственным университетом реализуется через следующие аспекты:

1) участие в военном параде школьников посредством руководства региональным юнармейским движением;

2) предоставление места под ежедневную тренировочную базу для школьников;

3) проведение образовательных и прикладных мероприятий, в том числе регионального уровня;

4) формирование на базе учебного заведения военно-прикладного отряда;

5) открытие специализированной инфраструктуры для военной подготовки;

6) предоставление вакантных мест на военной службе и иной государственной службе.

Как указано в основных документах Русской Православной Церкви (далее — РПЦ), во все эпохи РПЦ призывала своих чад любить земное Отечество и не щадить жизни для его защиты, если ему угрожала опасность. Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как этнической общности и как общности граждан государства. Такая любовь служит одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам. Патриотизм православного христианина отражается в защите Отечества от неприятеля, труде на благо Отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления.

Деятельность РПЦ по патриотическому воспитанию молодёжи складывалась на протяжении всей многовековой истории и пытается отвечать на современные вызовы. РПЦ сотрудничает с военно-патриотическими клубами на поприще духовного и спортивного развития молодого поколения. Церковь проповедует, что патриотизм — деятельно взращенная любовь к окружающим. Посредством мероприятий патриотической направленности РПЦ стремиться скрепить общину христиан.

Областями сотрудничества РПЦ и государства в сфере патриотического воспитания являются:

1) духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание;

2) дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ;

3) попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное воспитание [27].

Одной из задач РПЦ по церковной работе с молодежью служит воспитание в молодом поколении почтения к родителям, уважения к старшим и любви к Родине в духе христианских заповедей. Среди приоритетных направлений церковной подростковой работы установлены патриотические, спортивные и стационарные лагеря и клубная деятельность скаутских отрядов, например, Братства православных следопытов, разведчиков, витязей и проч., патриотических центров и клубов [28]. Братство православных следопытов осуществляет свою деятельность через систему получения грантов, однако основной акцент, как и в других организациях, относительно недавно начавших свой путь, делается на инициативе энтузиастов. В рамках приходов, низового и основного звена инфраструктуры РПЦ, могут создаваться православные молодежные объединения, в том числе военно-патриотические клубы [29].

В ст. 54 Закона о воинской обязанности и военной службе предусмотрено, что военные сборы предназначены для подготовки к военной службе граждан, пребывающие в запасе, и длятся не более двух месяцев периодичностью не чаще одного раза в три года. Под военными сборами понимается комплекс мероприятий по подготовке граждан к военной службе, проводимых в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах [30]. В рамках допризывной и вневойсковой подготовки значительным потенциалом обладают военно-тактические игры как командные соревнования с использованием игрового оружия и с моделированием вооружённых конфликтов. В частности, такой вид спорта как страйкбол доступен для юношей с 14 лет, а для девушек — с 18 лет [31]. В результате прохождения спортивной подготовки по страйкболу обретаются следующие моральные и физические качества молодых игроков, как указывает Министерство спорта РФ: укрепление здоровья и формирование разносторонней общей и специальной физической, теоретической, технической, тактической и психологической подготовленности [32]. При этом О. А. Савельева выделила насущную проблему публичного контроля за деятельностью страйкольных клубов в отсутствии приемлемой материально-финансовой базы для проведения игр, например, соревнования в заброшенных и аварийных зданиях [33; с. 29].

Специфика военно-патриотического воспитания ставит вопрос об безопасном обращении со стрелковым оружием, будь то огнестрельное или пневматическое. П. И. Дубенский предлагает ориентироваться на педагогические и психологические основания работы с молодёжью и полагает, что формирование ответственного обращения учащейся молодежи с оружием результативно при соблюдении ряда педагогических условий:

1) создании многослойной специальной предметно-пространственной среды (когда первый слой объединяет ресурсы учреждений, второй — аккумулирует ресурсы организаций при дискретных контактах, третий — строится на взаимодействии с социальными партнерами на региональном уровне);

2) организации насыщенной нравственно-правовой помощи, подразумевающей погружение учащихся в преобразовательную деятельность, обеспечивающую присвоение и трансляцию норм и правил социально одобряемого поведения;

3) налаживание непрерывного мониторинга, предполагающего замеры пошаговых изменений в опыте молодых людей для последующей коррекции педагогических действий [34; с. 22–23].

Борьба со страхами, стереотипами и негативными установками, касающимися обращения с оружием, остаётся важным аспектом в военно-патриотическом воспитании молодёжи. Решение этого комплексного вопроса смыкается с реализацией допризывной и вневойсковой подготовки. По нашему мнению, возможное введение гражданских довоенных сборов позволит решить указанные проблемы.

Гражданские довоенные сборы — регулярные мероприятия военно-тактического характера вне военной службы, предназначенные для восстановления и совершенствования военных знаний, умений и навыков и физической подготовки. Продолжительность гражданских довоенных сборов составляет семь дней периодичностью не реже одного раза в два года. В качестве результата гражданских довоенных сборов предполагается, что повысится качество людского мобилизационного ресурса в плане слаженной командной тактической работы, использования стрелкового и другого вооружения.

Заключение. На современном этапе правового, общественного и государственного развития создаются условия для всестороннего развития военно-патриотического воспитания. Плодами эффективной молодёжной политики в области военно-патриотического воспитания является в том числе и укрепление авторитета военной службы. Систему военно-патриотического воспитания возможно подразделить на следующие элементы:

1) военно-патриотическое просвещение;

2) участие в памятных мероприятиях;

3) физическое воспитание;

4) получение знаний, умений и навыков в области обороны;

5) стрелковая подготовка;

6) медицинская подготовка.

Субъекты военно-патриотического воспитания представлены в следующем широком спектре:

1) федеральные государственные органы;

2) региональные государственные органы;

3) органы местного самоуправления;

4) общественно-государственные оборонные организации;

5) военно-патриотические молодёжные и детские объединения, в том числе военно-патриотические клубы, военно-патриотические воспитательные центры;

6) образовательные организации, включая кадетские школы и училища, высшие учебные заведения;

7) социально ориентированные некоммерческие организации;

8) религиозные организации;

9) страйкбольные и спортивные клубы;

10) трудовые, творческие, научные, воинские и профессиональные коллективы;

11) коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, способствующие развитию материально-технической базы военно-патриотических организаций;

12) граждане, обладающие признанным авторитетом в деле верности своему гражданскому, профессиональному и воинскому долгу.

На основании вышеизложенного следует отметить, что на общегосударственном уровне отсутствует орган управления вопросами военно-патриотического воспитания, а его функции замещают иные публичные органы. Согласимся с одним из основных принципов, заложенных в проекте Федерального закона № 612259–7: ориентация на государственно-общественный характер управления военно-патриотическим воспитанием.

В этой связи понятие «Публичная система военно-патриотического воспитания молодёжи» будет являться фундаментальным в рамках теоретико-правовой разработки. По нашему мнению, публичная система военно-патриотического воспитания молодёжи — это совокупность государственных и муниципальных органов, общественных объединений и юридических лиц независимо от организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, профессиональных коллективов и отдельных граждан, которые скоординировано задействуют в отношении молодых граждан комплекс мер:

1) по формированию высокого гражданского и патриотического сознания;

2) по становлению возвышенного чувства верности к своему Отечеству и народу;

3) по включению в систему ценностей и традиций, присущих русскому народу как государствообразующему народу России и русской культуре;

4) по развитию и совершенствованию физических и профессиональных качеств в сфере обороны;

5) по комплектованию резерва для нужд военной службы на основе мотивирования граждан на военно-профессиональную деятельность.

Соответственно, такая система должна включать в себя следующие компоненты:

1) финансирование общественных гражданских инициатив в военно-патриотической области посредством грантовой системы, государственных программ и национальных проектов;

2) взаимодействие с общественной инициативой юридических лиц любой организационно-правовой формы, индивидуальных предпринимателей и деятелей культуры, науки и искусства;

3) субсидирование на нужды совершенствования и наращивания учебно-материальной базы ДОСААФ и других оборонных организаций;

4) строительство и реконструкция специальных полигонов для провидения гражданских довоенных сборов и мероприятий по военно-профессиональной ориентации.

В рамках системы правового регулирования считаем необходимым принять федеральный закон «О военно-патриотическом воспитании молодёжи». Следует учесть следующие элементы предлагаемого законодательного акта:

  1. Утверждается публичная система военно-патриотического воспитания молодёжи.
  2. Центральным звеном публичной системы военно-патриотического воспитания молодёжи выступает Федеральная служба военно-патриотического воспитания (далее — Федеральная служба), под которой следует считать федеральный орган исполнительной власти, образованный в целях организации государственной политики в сфере военно-патриотического воспитания и координации деятельности органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по вопросам военно-патриотического воспитания.
  3. Руководитель Федеральной службы назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
  4. Руководитель Федеральной службы ежегодно представляет Президенту Российской Федерации и Федеральному Собранию доклад о реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, состоянии военно-патриотического воспитания и проделанной работе по повышению его эффективности.
  5. При Федеральной службе действует Совет по военно-патриотическому воспитанию, являющийся совещательным и консультативным органом, созданным для оказания содействия Федеральной службе в развитии военно-патриотического воспитания.
  6. В Совет по военно-патриотическому воспитанию входят по согласованию представители органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов муниципальных образований, судейского сообщества, общественных организаций по военно-патриотическому воспитанию.
  7. Совет по военно-патриотическому воспитанию не является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на общественных началах.
  8. Федеральная служба совместно с Министерством обороны Российской Федерации организует допризывную и вневойсковую подготовку граждан, гражданские довоенные сборы.
  9. В состав Федеральной службы входят: центральный аппарат, территориальные органы, образовательные, научные, медицинские, санаторно-курортные, физкультурно-спортивные организации, организации культуры, редакции печатных и электронных средств массовой информации.

Предложенная публичная система военно-патриотического воспитания молодёжи создаст необходимые условия для постепенного формирования ответственно вооружённого общества — совокупности общественных институтов, коллективов и отдельных лиц, способствующих уверенному и чёткому отражению угроз национальной безопасности. С точки зрения структуры устанавливается следующая система комплектования Вооружённых сил:

1) военная служба граждан по призыву;

2) военная служба граждан по контракту;

3) потенциальные кадры для нужд военной службы.

Литература:

  1. Воронцов А. А., Гайдуков Д. А. История развития военно-патриотического движения в России // Научные высказывания. № 22 (46). С. 102;
  2. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года // Российская газета. 1993. № 237;
  3. Мамалова Х. Э., Ахмадова З. М. Военно-патриотическое воспитание студенческой молодёжи, как патриотизм, преданность своему Отечеству // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75). С. 129;
  4. Федеральный закон от 30 декабря 2020 года № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 1 (ч. I). Ст. 28;
  5. Головань С. А. Инновации военно-патриотического воспитания студентов в военно-учебном центре // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. С. 30;
  6. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 27 (ч. II). Ст. 5351;
  7. Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 13. Ст. 1475;
  8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 года № 134-р «Об утверждении Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2030 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 7. Ст. 772;
  9. Кондратьев С. В. Проблемы комплектования Вооружённых Сил Российской Федерации в современных условиях // Военная мысль. 2021. № 5. С. 107;
  10. Законопроект № 612259–7 «О допризывной и вневойсковой подготовке граждан Российской Федерации». Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс:] https://sozd.duma.gov.ru/bill/612259–7;
  11. Закон Республики Татарстан от 9 декабря 2023 года № 123-ЗРТ «О патриотическом воспитании граждан в Республике Татарстан» // Официальный интернет-портал правовой информации parvo.gov.ru. 2023. № 1600202312140001;
  12. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 февраля 2018 года № 77 «О создании Координационного совета Республики Татарстан по патриотическому воспитанию» // Собрание законодательства Республики Татарстан. 2018. № 15. Ст. 0548;
  13. Постановление Правительства Московской области от 24 декабря 2021 года № 1434/43 «Об организации обучения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Московской области, начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций» // Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru. 27.12.2021;
  14. Распоряжение Правительства Московской области от 29 декабря 2021 года № 1401-РП «Об организации и проведении сборов по основам подготовки к военной службе, военно-патриотическому воспитанию и обучения по основам подготовки к военной службе обучающихся государственных общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций Московской области, подведомственных Министерству образования Московской области, автономных некоммерческих общеобразовательных организаций Московской области, в состав учредителей которых входит Московская область, и муниципальных общеобразовательных организаций в Московской области» // Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru. 26.01.2022;
  15. Закон Московской области от 26 ноября 2019 года № 241/2019-ОЗ «Об утверждении заключения соглашения между Министерством обороны РФ, городом Москвой и Московской областью об обеспечении организации военно-патриотического воспитания молодежи и популяризации военной и иной государственной службы от 10 сентября 2019 года» // Официальный интернет-портал правовой информации parvo.gov.ru. 2019. № 5000201911290001;
  16. Устав Автономной некоммерческой организации «Учебно-методический центр военно-патриотического воспитания молодёжи «Авангард». Официальный сайт Учебно-методического центра военно-патриотического воспитания молодёжи «Авангард» [Электронный ресурс:] https://avangard.center/docs;
  17. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 1998 года № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства РФ о нотариате» // СПС «КонсультантПлюс»;
  18. Устав Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России». Официальный сайт ДОСААФ [Электронный ресурс:] https://www.dosaaf.ru/files/Ustav_A6.pdf;
  19. Из доклада председателя ДОСААФ России А. П. Колмакова на V cъезде ДОСААФ России. [Электронный ресурс:] http://vestidosaaf.ru/2019/12/20/15897/;
  20. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года № 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 31;
  21. Романов В. А. Военно-патриотическое воспитание молодёжи как направление взаимодействия образовательных организаций и органов власти // Проблемы современного педагогического образования. 2020. С. 272;
  22. Устав Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия». Официальный сайт Юнармии [Электронный ресурс:] https://yunarmy.ru/;
  23. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53 (ч. I). Ст. 7598;
  24. Положение о порядке приёма кандидатов на вступление в ГКОУ Кадетская школа-интернат № 5 «Преображенский кадетский корпус». Официальный сайт ГКОУ Кадетская школа-интернат № 5 «Преображенский кадетский корпус». [Электронный ресурс:] https://kadv5.mskobr.ru/;
  25. Основная образовательная программа основного общего образования ГКОУ Кадетская школа-интернат № 5 «Преображенский кадетский корпус». Официальный сайт ГКОУ Кадетская школа-интернат № 5 «Преображенский кадетский корпус». [Электронный ресурс:] https://kadv5.mskobr.ru/;
  26. Макарова Л. Н., Новиков С. В., Богомолов Г. С., Иванников С. В. Взаимодействие университета с Вооружёнными Силами в сфере военно-патриотического воспитания молодёжи: опыт реализации // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 188. С. 157;
  27. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, принятые Архиерейским Собором 2000 году. Официальный сайт Русской Православной Церкви. [Электронный ресурс:] http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html;
  28. Концепция организации молодёжной работы и молодёжного служения в Русской Православной Церкви // Журнал Русской Православной Церкви № 19;
  29. Определение Священного Синода Русской Православной Церкви от 5–6 октября 2011 года «Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви» // Журнал Русской Православной Церкви № 116;
  30. Постановление Правительства РФ от 29 мая 2006 года № 333 «О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 23. Ст. 2525;
  31. Приказ Минспорта России от 17 ноября 2021 года № 902 «Об утверждении правил вида спорта «страйкбол» // СПС «КонсультантПлюс»;
  32. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 31 октября 2022 года № 874 «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «страйкбол» // Официальный интернет-портал правовой информации parvo.gov.ru. 2022. № 0001202212010018;
  33. Савельева О. А. Законодательный и правоприменительный пробел государственного и муниципального контроля (надзора) за деятельностью страйкбольных клубов // Отечественная юриспруденция. 2021. С. 29;
  34. Дубенский П. И. Определение педагогических условия формирования у учащейся молодёжи ответственного отношения к оружию // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28. № 3. С. 22–23.
Основные термины (генерируются автоматически): военно-патриотическое воспитание, военная служба, Федеральная служба, орган, Российская Федерация, публичная власть, военная подготовка, государственная служба, исполнительная власть, публичная система.


Ключевые слова

военно-патриотическое воспитание, молодежные движения, гражданские инициативы, военно-патриотические организации, военная подготовка, призывная политика, ДОСААФ

Похожие статьи

Задать вопрос