Предупреждение коррупции в правоохранительных органах: проблемные аспекты, правовая основа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №3 (502) январь 2024 г.

Дата публикации: 17.01.2024

Статья просмотрена: 116 раз

Библиографическое описание:

Мухаметшина, Д. Р. Предупреждение коррупции в правоохранительных органах: проблемные аспекты, правовая основа / Д. Р. Мухаметшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 391-394. — URL: https://moluch.ru/archive/502/110336/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье рассматриваются некоторые вопросы, касающиеся коррупции в органах правоохранительной системы, возможные способы эффективной борьбы с этим явлением, выделяются проблемы и пробелы в законодательстве, не позволяющие с достаточной эффективностью предупредить и искоренить это явление в государстве, приводится статистическая отчетность, а также предложения по совершенствованию законодательства и мер борьбы с коррупцией в правоохранительных органах РФ.

Ключевые слова: детерминанты, коррупция, закон, борьба, предупреждение, выявление.

Преступления коррупционной направленности в Российской Федерации совершаются достаточно часто и регулярно, несмотря на наличие антикоррупционных мер и мер профилактического воздействия. Особое внимание необходимо уделить коррупции в правоохранительных органах.

Вопросы, связанные с коррупцией, регулируются различными нормативными правовыми актами и актами ведомственного характера, так, Конституция Российской Федерации устанавливает обязательность исполнения требований законодательства и нормального функционирования механизмов государственного управления на территории всего государства [1].

В Федеральном законе № 273 «О противодействии коррупции» определено легальное понятие термина «коррупция» и установление его в качестве противоправного деяния, но употребляется оно в двух аспектах и имеет следующий вид:

  1. Злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
  2. Те же деяния, совершенные от имени или в интересах юридического лица [2].

Федеральный закон № 279 «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Положения данного закона имеют отсылочной характер, специальные ведомственные акты устанавливают, что служащие правоохранительных органов является федеральными государственными служащими, следовательно нормы этого закона распространяются на служащих правоохранительных органов (ст. 16–17 ФЗ № 279 запреты и ограничения, связанные с государственной службой) [4].

Понятие коррупции в доктрине уголовного права выражено следующей формулировкой — прямое и незаконное использование должностным лицом своего служебного положения, в ущерб государственным и иным общественным интересам для получения выгоды как личного, так и имущественного характера.

На сегодняшний день достаточно актуально рассматривать вопросы коррупции в различных органах государства. Актуальность обуславливается социально-экономическими и политическими ситуациями, происходящими в РФ, а также во внешней политике и отношениях; наличием криминогенной обстановки не в утопичном ее виде (отсутствие преступности); определенным отношением служащих правоохранительных и иных государственных органов к нетерпимости и борьбе с коррупцией.

В настоящее время законодательство и меры, применяемые для борьбы с коррупцией имеют достаточно мягкий характер, что в первую очередь выражается в отсутствии антикоррупционных мер, необходимых для выявления детерминантов преступлений коррупционной направленности в правоохранительной системе.

Важно отметить, что наличие общих детерминантов преступности не ограничивает существование индивидуальных особенностей криминогенного типа того или иного региона нашей страны, а также иных особенностей в том числе и мировоззренческой установки (позиции) общества к этому явлению.

Г. А. Аванесова достаточно определенно ответила на указанное выше явление — «оценка факторов, влияющих на преступность, представляет собой наиболее сложный раздел криминологических исследований. Вряд ли в настоящее время кто-либо из криминологов может точно определить даже число этих факторов. Еще более трудно определить степень воздействия отдельных факторов на преступность [7, с. 3].

По общей концепции выделяют 6 групп причин и условий возникновения коррупции как в обществе, так и в правоохранительных органах: экономические, политические, социально-психологические, организационные, кадровые и правовые. На примере, нескольких позиций указанных групп детерминантов коррупции можно отразить современное существование коррупции в правоохранительных органах:

В экономической связи коррупция обуславливается наличием низкого уровня дохода служащих правоохранительных органов при достаточно большой загруженности, что обуславливает появление в психологии сотрудника более положительного отношения к коррупции.

Кадровые причины обуславливаются недостаточностью кадрового состава ведомств правоохранительной системы и необходимости набора в штат сотрудников не в полной мере соответствующим критериям отбора.

Одним из факторов, препятствующих эффективной борьбе с коррупционной преступностью, является распространение иммунитета на некоторых категорий должностных лиц, совершивших преступления, крайне сложная процедура привлечения их к уголовной ответственности, что усложняет возможность ведения следствия в отношении указанных субъектов и наличие «широких возможностей» [9, с. 4–6].

Предупреждение коррупции в соответствии с ФЗ № 273 не является самостоятельным явлением, а представляет собой один из элементов противодействия коррупции, который в большей степени носит профилактический характер с целью устранения детерминантов коррупционных проявлений в системе правоохранительных органов РФ.

Как отмечает Б. И. Шекультиров, эффективному противодействию коррупции («по всему фронту») необходимы не только государственно-правовые мероприятия, которые выполняют функцию неотложного хирургического вмешательства, но и долговременная профилактическая, терапевтическая работа по оздоровлению массового сознания современного общества. Последнее особенно актуально для Российской Федерации, в которой массовые психозы приобретают хронико-патологический, а зачастую агрессивный характер [8, с. 582].

По официальному заявлению Председателя Следственного комитета РФ Александра Ивановича Бастрыкина на начало 2022 года за коррупционные преступления к уголовной ответственности в РФ привлекли 1,4 тысячи сотрудников правоохранительных органов [6].

Необходимо отметить, что в настоящее время в уголовном законодательстве содержатся пробелы по преступлениям коррупционной направленности, так, одним из пробелов является отсутствии нормы, устанавливающей конфискацию имущества по коррупционным составам преступлений, в частности УК РФ в статье 104.1. «конфискация имущества» не содержит пункта о конфискации имущества, то есть принудительного безвозмездного изъятия и обращения в собственность государства имущества на основании обвинительного приговора по составам коррупционных преступлений, например по ст. 290, 291,292,293 УК РФ связанных со взяточничеством.

Федеральный закон № 342 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает ответственность в сфере налоговых правонарушений: ст. 51.1. Порядок наложения на сотрудников органов внутренних дел взысканий за коррупционные правонарушения, что позволяет избежать строгой ответственности в том числе и уголовной и применить более мягкие меры воздействия [3].

Статья 6 ФЗ № 273 «О противодействии коррупции» в мерах по профилактики коррупции не содержит в достаточной мере эффективных мер, направленных на предупреждение коррупции в правоохранительных органах РФ.

В настоящее время имеется лишь несколько действительных мер предупредительного характера, устанавливаемых статьей 8 ФЗ № 273, одной из таких мер, является предоставление декларации о доходах, имуществе и расходах. Предупреждение преступлений коррупционной направленности в правоохранительных органах РФ имеет низкий и малоэффективный уровень полезности, действующие нормы ФЗ «О противодействии коррупции» не устанавливает жестких мероприятий и положений относительно требований к действующим сотрудникам правоохранительных органов, меры указанные в ФЗ лишь наполовину могут обеспечить предупредительный характер данной категории преступлений, например эффективна и достаточна актуальна такая мера, как представление декларации о доходах и расходах сотрудников, что позволяет предупредить, выявить и пресекать преступления коррупционной направленности в правоохранительных органах [2].

Достаточно широкий спектр предупреждения преступлений коррупционной направленности разработан и сформулирован Указом Президента РФ «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021–2024 годы», в указе отражены следующие значительные меры предупредительного характера:

Акцентирование внимания при назначении на государственные должности порядка отбора, прогнозирование коррупционных рисков, осуществлять защиту и безопасность сотрудников в случае сообщения ими о возможном конфликте интересов и другие формы предупредительного характера [5].

Таким образом, коррупция и формы ее проявления в правоохранительных органах РФ на сегодняшний день представляет собой достаточно серьезную проблему «раковую опухоль» с которой необходимо решать вопросы радикальными методами, основательное закрепление в правоохранительных органах и иных органах государственной власти РФ такого явления как коррупция в наглядном виде отображается в статистической отчетности, представленной надзорными и контрольными органами.

Существуют определенные упущения и пробелы в методах и организации деятельности кадровых служб, служб собственной безопасности и законодательстве, которые необходимо проанализировать законодателю и внести соответствующие изменения.

Представляется, что предупреждению коррупции в правоохранительных органах может способствовать: актуализация и улучшение материально-технического обеспечения служащих; повышение уровня стимулирования гарантий и выплат работникам правоохранительных органов; улучшение системы социальной защиты работников правоохранительных органов.

Конкретные меры предлагаемые в области предупреждения коррупции в правоохранительных органах РФ:

  1. Эффективная и беспристрастная работа кадровых органов и службы собственной безопасности по недопущению к службе в правоохранительных органах «неблагоприятных» субъектов, лиц, имеющих психологически скрытые наклонности к получения материальной и личной выгоды от службы;
  2. Задействование опыта в предупреждении и борьбе с коррупцией практики иностранных государств, например в Китае за коррупцию устанавливается следующие виды наказания: полная конфискация всего имущества; значительный срок лишения свободы вплоть до пожизненного и крайняя мера в виде смертной казни.
  3. Усиление воздействия государства в отношении сотрудников правоохранительных органов, при обнаружении имущества за рубежом — в назначении полной конфискации такого имущества в доход государства, а также имущества, законность приобретения которого данные сотрудники не способны доказать и обосновать, в том числе и в отношении родственников таких сотрудников и дополнение ст. 104 УК РФ «конфискация имущества» составами коррупционных преступлений.;
  4. Ужесточение ответственности за непредоставление в срок декларации о доходах и расходах;
  5. Усилить выявление фактов и рассмотрение сообщений о преступлениях коррупционной направленности органами собственной безопасности, каждый случай особенно повторного заявления о преступлении рассматривать тщательно и объективно.

Литература:

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). — Текст: непосредственный.
  2. «О противодействии коррупции» Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 15.09.2023). — Текст: непосредственный.
  3. «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 12.10.2023). — Текст: непосредственный.
  4. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 27.11.2023). — Текст: непосредственный.
  5. «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021–2024 годы» Указ Президента РФ от 16 августа 2021 г. № 478. — Текст: непосредственный.
  6. Следственный Комитет РФ: официальный сайт. — Москва. — URL: https://sledcom.ru/ (дата обращения 06.12.2023). — Текст: электронный.
  7. Сахапов И. Р. Факторы, детерминирующие совершение преступлений коррупционной направленности в ОВД / И. Р. Сахапов // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2012. № 3(9). С. 4. — Текст: непосредственный.
  8. Грибан, А. В. Причины коррупционных проявлений в правоохранительных органах / А. В. Грибан // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 582–584. — Текст: непосредственный.
  9. Аверинская С. А. Детерминанты коррупционной преступности: Лекции / С. А. Аверинская // ФГОУ ВПО ВСИ МВД России. — 2020. — С. 6. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): коррупционная направленность, орган, правоохранительный орган РФ, Российская Федерация, коррупция, мера, предупредительный характер, правоохранительная система, предупреждение коррупции, собственная безопасность.


Похожие статьи

Задать вопрос