Роль административных регламентов в органах внутренних дел в административном праве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №3 (502) январь 2024 г.

Дата публикации: 19.01.2024

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Галеева, В. Р. Роль административных регламентов в органах внутренних дел в административном праве / В. Р. Галеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 339-341. — URL: https://moluch.ru/archive/502/110335/ (дата обращения: 08.05.2024).



Один из ключевых методов улучшения эффективности работы правоохранительных органов заключается в интеграции административных регламентов в их оперативную практику. Внедрение административных регламентов в работу органов МВД России может значительно усовершенствовать несколько аспектов деятельности. В статье рассматривается, какую важную роль играют административные регламенты.

Ключевые слова: административные регламенты, оказание государственных услуг, деятельность, правовое регулирование, административные процессы.

One of the key methods for improving the efficiency of law enforcement agencies is to integrate administrative regulations into their operational practice, and the introduction of administrative regulations into the work of the Russian Ministry of Internal Affairs can significantly improve several aspects of their activities. The article discusses the important role played by administrative regulations

Keywords: administrative regulations, provision of public services, activities, legal regulation, administrative processes

Значимой чертой административной реформы является интеграция административных регламентов, которые предусматривают административные регламенты оказания государственных услуг и производство государственной деятельности.

Такого рода преобразование целесообразно ввиду того, что административно-управленческие процессы в органах исполнительной власти всех уровней публичной власти не организованы должным образом и зачастую неэффективны. Это направление является ключевым в рамках административной реформы.

Ж. Марк акцентирует внимание на том, что административные регламенты, разработанные федеральными министерствами, значительно повышают качество принимаемых решений и организацию административного обжалования, обеспечивая гарантии гражданам. Однако эти регламенты должны быть созданы в согласии с законодательством об административных процедурах.

Механизм административно-правового регулирования регламентной деятельности в органах внутренних дел является способом обеспечения и защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, которые взаимодействуют с органами исполнительной власти.

Как отмечают Н. Г. Салищева и Е. Б. Абросимова, «механизм административно-процессуального регулирования имеет первостепенное значение не только для эффективного управления, но и для обеспечения равноправия государственных должностных лиц и граждан в процессе осуществления их правовой полномочности».

Исходя из вышеизложенного, необходимо законодательно закрепить административные процедуры, осуществляемые федеральными органами исполнительной власти. Главные положения об этих процедурах должны быть установлены законами, а их детализация и развитие — в подзаконных нормативных актах. Иначе механизм осуществления полномочий этих органов, а также эффективность и демократичность их решений в общественных и частных делах не могут быть обеспечены на должном уровне.

Стремление к изучению механизма административно-правового регулирования общественных отношений, связанных с административными процедурами, вызвано необходимостью усовершенствования правовых норм, регулирующих административно-процессуальную деятельность. Перед изучением содержания механизма регулирования административных процедур в работе органов внутренних дел необходимо определить значение понятия «механизм правового регулирования».

Механизм представляет собой внутреннюю структуру и систему, обеспечивающую работу определенного процесса или вид деятельности.

В юридической науке широко используется понятие «механизм правового регулирования», которое используется в таких фразах, как: механизм правового воспитания, механизм реализации конституционных прав и свобод граждан, общий механизм действия права, механизм действия правовой системы, механизм укрепления законности, механизм обеспечения прав человека, механизм государства, и так далее.

Согласно мнению С. С. Алексеева, компоненты механизма правового регулирования включают в себя правовые нормы, правоотношения, акты применения норм права, правовую культуру и правосознание.

Процесс правового регулирования состоит из трех основных стадий: регулирование общественных отношений, применение юридических норм, реализация субъективных юридических прав и обязанностей.

Каждый элемент механизма административно-правового регулирования играет определенную роль в регулировании поведения людей и возникновении общественных отношений на основе этого.

Механизм правового регулирования административных норм и процедур в деятельности органов внутренних дел представляет собой отдельную систему правовых механизмов, с помощью которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений, направленное на обеспечение правопорядка при предоставлении государственных услуг гражданам и юридическим лицам органами внутренних дел.

Как отмечается в работе Н. В. Киселевой, государственные услуги представляют собой нематериальные блага, включая правовые, которые предоставляются нуждающимся субъектам бесплатно или за плату государственными органами, коммерческими или некоммерческими организациями при делегировании им полномочий на оказание таких услуг.

В то же время, по мнению других авторов, государственные услуги часто рассматриваются как теоретико-правовая конструкция, близкая к функциям государства, согласно которой государство служит обществу. Получателем государственных услуг выступает конкретное лицо, а не абстрактное общество.

Однако данный подход неприменим при оценке и регулировании государственных услуг, предоставляемых конкретным лицам государственными служащими. С административно-правовой точки зрения, государственные услуги представляют собой конкретные действия и повседневную деятельность государственных органов и служащих в отношении физических или юридических лиц, в результате которых эти лица получают определенные блага.

Особенность правового регулирования государственных услуг заключается в использовании административного регламента в качестве основного инструмента учета административных процедур, то есть действий, осуществляемых в процессе предоставления государственных услуг.

Изучение научной и учебной литературы, посвященной административному праву, позволяет сделать выводы о характеристиках административных правоотношений, возникающих при осуществлении административных процедур органами внутренних дел. Важной составляющей данных отношений является участие государства, которое выполняет роль органа государственного управления, в данном случае — органа внутренних дел. Это подразумевает, что данные отношения сопровождаются государственной активностью.

Таким образом, раскрывается механизм административно-правового регулирования общественных отношений. отмечается, что специфической особенностью административно-правовых отношений является необходимость обязательного участия в них стороны, обладающей юридической властью. Такой стороной является орган государственного управления — исполнительная власть, а также его представители.

Литература:

  1. Алехин, А.П., Кармолицкий, А. А. Административное право России: учебник для юридических вузов и факультетов / А. П. Алехин, А.А. Кармолицкий. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Зерцало-М, 2015. — 752 с.
  2. Давыдов К. В. Административные регламенты федеральных органов исполнительной власти РФ: вопросы теории. М., 2010.
  3. Постановление Правительства РФ от 16 мая 2011 года № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» // СЗ РФ. 2011. № 22. Ст. 3169; 2014. № 5. Ст. 506.
Основные термины (генерируются автоматически): правовое регулирование, административно-правовое регулирование, исполнительная власть, услуга, механизм, орган, отношение, административная реформа, государственное управление, дело.


Ключевые слова

деятельность, правовое регулирование, административные регламенты, оказание государственных услуг, административные процессы

Похожие статьи

Задать вопрос