Проблемы стратегического развития земельно-имущественных отношений на территориях российских курортов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (502) январь 2024 г.

Дата публикации: 19.01.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Догудовская, В. А. Проблемы стратегического развития земельно-имущественных отношений на территориях российских курортов / В. А. Догудовская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 216-218. — URL: https://moluch.ru/archive/502/110314/ (дата обращения: 01.05.2024).



Особенности регулирования землепользования в пределах курортных зон России направлены на обеспечение защиты и сохранности местных природных исцеляющих ресурсов, а также на развитие санаторно-курортной и отдыхательной инфраструктуры. Такое управление включает в себя не только ограничения на действия собственников в отношении их земель в рамках установленных правил, но также и ограничивает включение этих земель в коммерческий оборот, чтобы поддерживать устойчивость курортного региона.

Ключевые слова: землепользование, курортные зоны, инфраструктура, проблемы, критерии.

Особенности регулирования землепользования в пределах курортных зон России направлены на обеспечение защиты и сохранности местных природных исцеляющих ресурсов, а также на развитие санаторно-курортной и отдыхательной инфраструктуры. Такое управление включает в себя не только ограничения на действия собственников в отношении их земель в рамках установленных правил, но также и ограничивает включение этих земель в коммерческий оборот, чтобы поддерживать устойчивость курортного региона.

В связи с тем, что территории, отведенные для курортов, часто перекрываются с зонами, где располагаются поселения, применяемые там законодательные меры в области землепользования влияют на земельные и собственнические взаимоотношения в этих местах. Это воздействие распространяется на возможности людей покупать, возводить на купленной земле недвижимость и управлять ею в последующем. Таким образом, закон, регулирующий использование курортных зон, должен соответствовать установленным целям и задачам, не налагая ненужных ограничений на жителей и деятельность в пределах этих зон [3].

Проблематика юридического статуса курортных территорий часто приводит к правовым конфликтам, особенно когда речь заходит о том, какие ограничения накладываются на транзакции с земельными участками в этих зонах. Установление ограничений на право собственности и передачу земли, предусмотренное для защиты общественных интересов, включает запреты на приватизацию земель, предназначенных для государственных нужд, а также ограничения на заключение юридических сделок с этими участками.

Курортные районы и входящие в их состав санитарные охраняемые зоны, в действительности, представляли собой территории с специфическими регламентами использования, не затрагивая права владения земельными наделами.

Проблемы, связанные с определением границ государственной собственности на земли и ограничениями в их использовании в пределах курортных и лечебных зон, оказались особенно острыми [2].

Проблематика ограниченного доступа к земельным участкам в курортных зонах остается нерешенной и подчеркивает серьезность проблемы. Непоследовательность в действиях органов правопорядка при исполнении законных нормативов подрывает основы честности и непредвзятости, тем самым способствуя возникновению условий, благоприятствующих коррупции.

Чтобы гарантировать права на землю и имущество для жителей и предпринимателей в курортных районах, а также способствовать их муниципалитетам и регионам в достижении прогресса, критически важно научно подходить к определению границ санитарных (горно-санитарных) округов и их зон. Однако из-за отсутствия современных научных методов для вычерчивания этих границ, учитывая устаревание существующих и изменения в окружающих условиях, текущее разграничение кажется не вполне адекватным.

Многие курортные города столкнулись с проблемой, что объекты курортной инфраструктуры, располагающиеся в первой зоне, включая те, что были возведены до революционных времен, оказались вне закона в плане их размещения и эксплуатации. Это привело к тому, что муниципальные власти прекратили обновление арендных соглашений с такими санаториями, что в свою очередь вызвало дефицит доходов для местных бюджетов. Проблема затрагивает разнообразные объекты, начиная от незаконных строений и заканчивая законно учрежденными недвижимостями, которые были разрешены к эксплуатации еще до установления современных правил и ограничений.

Причем, прежде чем новый ЗК РФ [1] начал действовать, произошла приватизация значительной части земель, на которых располагались курорты, включая те, что были в составе санаторно-курортного фонда. В ряде обстоятельств, передача прав на использование и управление этими территориями осуществлялась на основе решений судебных инстанций [5].

В наше время складывается запутанная ситуация в области земельных и имущественных отношений на курортных территориях. Проблемы возникают из-за различных факторов, включая неправомерные действия правительственных учреждений и отдельных граждан, а также из-за отсутствия эффективного контроля за соблюдением земельного законодательства. Сложности с соблюдением законов, регулирующих санитарные зоны и районы на территориях курортов, настолько глубоки и распространены, что попытки привести их в соответствие с действующими законами сталкиваются с серьезными социальными и экономическими препятствиями [4].

Выходов из сложившейся ситуации видится два:

— оставить установленные ранее границы округов и зон, определив их на местности с уточнением фактических границ и постановкой на государственный кадастровый учет, после чего заняться приведением использования земельных участков, находящихся в их границах, в соответствие с установленным правовым режимом округов. Это потребует осуществления государственными надзорными органами и органами муниципального земельного контроля с участием прокуратуры РФ массовых мероприятий по выявлению нарушений законодательства и их устранению путем признания отсутствующим права собственности частных лиц на земельные участки в границах 1-й зоны санитарной охраны курортов, признания самовольными постройками незаконно возведенных строений и их сноса и т. п. Надлежащая реализация данного сценария представляется малореалистичной с учетом сложившейся ситуации и возможностей правоохранительных и иных органов власти. При этом данный сценарий оставляет механизм манипулирования правами частных лиц для органов власти в силу невозможности его полной реализации и создания различных условий осуществления земельно-имущественных прав для граждан и юридических лиц, что является, помимо прочего, существенным коррупциогенным фактором в правоприменительной практике;

— наиболее предпочтительным решением описанных проблем (но требующим переходного периода и дополнительных усилий) представляется система мер, включающая разработку новой современной методики установления границ округов и зон в их составе санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, проведение инвентаризации состояния и использования территорий курортов и объектов санаторно-курортного комплекса, включая сами лечебные ресурсы, уточнение фактических границ земельных участков в рамках комплексных кадастровых работ, после чего установление новых уточненных границ округов и зон в их составе санитарной охраны курортов с внесением сведений в Единый государственный реестр недвижимости и информационные ресурсы градостроительной деятельности, на основании уточненных/измененных границ округов и зон корректировка генпланов и правил землепользования и застройки. На необходимость разработки новых подходов к установлению границ и правового режима округов и зон санитарной охраны курортов указывают и специалисты в области курортного дела. И только после проведения указанных мероприятий следует выявление нарушений правового режима курортов и приведение его в соответствие с установленными требованиями.

Ключевым аспектом в управлении территориями курортов является создание четких научно обоснованных критериев для определения их границ и правил использования, которые включают в себя последние достижения в области экологии, курортологии и градостроительства. Это необходимо для формирования эффективного правового режима, который будет способствовать защите прав граждан, компаний и общественных интересов. Такой подход позволяет органам власти лучше контролировать деятельность на курортах и предотвращать нарушения законодательства, тем самым укрепляя законные права и интересы всех сторон на этих территориях.

Литература:

  1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // Российская газета. — 30.10.2001. — № 211–212.
  2. Бабич, М. Е. Пробелы законодательства о курортах и перспективы введения курортного сбора в России / М. Е. Бабич // Имущественные отношения в Российской Федерации. -2016. — № 11. -С. 96–105.
  3. Багаутдинов, С. Р. Публичные и частные интересы в регулировании оборотоспособности земель в границах курортов / С. Р. Багаутдинов // Экологическое право. 2022. — № 6. — С. 17–21
  4. Багаутдинова, С. Р. Правовой режим земель городов-курортов / С. Р. Багаутдинова // Вестник Московского университета. Серия. 11: Право.- 2019. — № 5. — С. 109–117
  5. Уваров, А. А. О разграничении и оптимизации компетенции муниципальных органов власти / А. А. Уваров // Журнал российского права. — 2022. — № 1. — С. 45
Основные термины (генерируются автоматически): зона, орган власти, действие собственников, коммерческий оборот, курортная зона России, курортный регион, обеспечение защиты, особенность регулирования землепользования, санитарная охрана курортов, сложившаяся ситуация.


Ключевые слова

критерии, инфраструктура, проблемы, землепользование, курортные зоны

Похожие статьи

Задать вопрос