Официальные сообщества российских университетов в социальной сети «ВКонтакте» как эффективный инструмент формирования положительной репутации вуза и привлечения абитуриентов (на примере сообщества ДВФУ) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №3 (502) январь 2024 г.

Дата публикации: 17.01.2024

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Яковлева, Э. В. Официальные сообщества российских университетов в социальной сети «ВКонтакте» как эффективный инструмент формирования положительной репутации вуза и привлечения абитуриентов (на примере сообщества ДВФУ) / Э. В. Яковлева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 271-277. — URL: https://moluch.ru/archive/502/110313/ (дата обращения: 27.04.2024).



Встатье рассматривается официальное сообщество ДВФУ в социальной сети ВКонтакте как инструмент для формирования положительной репутации университета и привлечения абитуриентов. На основе эмпирического исследования делается вывод об общей эффективности официальных сообществ российских вузов в качестве инструмента продвижения, а также выдвигается мнение о том, что отечественные университеты уделяют недостаточное внимание взаимодействию с аудиторией.

Ключевые слова: сообщество, социальная сеть, Дальневосточный федеральный университет, репутация.

The article examines the official FEFU community on the VKontakte social network as a tool for building a positive reputation for the university and attracting applicants. Based on the empirical study, a conclusion is made about the overall effectiveness of the official communities of Russian universities as a promotion tool, and the opinion is put forward that domestic universities pay insufficient attention to interaction with the audience.

Keywords: community, social network, Far Eastern Federal University, reputation.

Продвижение как процесс стало неотъемлемой частью деятельности современных вузов. Сегодня на рынке образовательных услуг наблюдается стремительный рост, и, в связи с этим, каждому университету необходимо уделять большое внимание созданию позитивного общественного мнения о себе. При этом выделяется множество способов, которые они активно используют: от контекстной рекламы и продакт-плейсмента в онлайн-играх до создания отдельных интернет-сообществ. Именно последние из приведенных являются наиболее актуальными, поскольку дают возможность, с одной стороны, всесторонне представить деятельность ВУЗа, а с другой — получить обратную связь от целевой аудитории [1].

Для того, чтобы это подтвердить, мы провели опрос студентов отечественных вузов и 11-классников возрастом старше 18 лет на предмет того, из какого источника они главным образом получают информацию об университете, в котором учатся, или только планируют поступать. Нами было опрошено 100 человек, из которых 42 ответили, что преимущественно узнают информацию об университете из официальных сообществ в социальной сети ВКонтакте, еще 30 указали, что пользуются официальными сайтами учебных заведений, 12 человек отметили, что узнают все из Интернета, а из сообществ в других социальных сетях и от родителей информацию узнают 10 и 6 человек соответственно. Результаты опроса отражены на рис. 1.

Результаты онлайн-опроса. Автор — Э. В. Яковлева.

Рис. 1. Результаты онлайн-опроса. Автор — Э. В. Яковлева.

Как можно заметить из результатов опроса, будущие абитуриенты и студенты в основном узнают информацию об университете не просто из социальных сетей, а конкретно из ВКонтакте.

Рассмотрим же как отечественные вузы продвигают себя в этой соцсети на примере самого популярного вуза Дальнего Востока России — Дальневосточного федерального университета (ДВФУ).

Прежде всего стоит отметить, что сегодня одним из самых актуальных методов привлечения абитуриентов является вирусный маркетинг в социальных сетях. Эта техника использует людей для повышения внимания к рекламе, с помощью различного контента. Схема проста: пользователь (студенты, преподаватели или другие распространители информации) размещают сообщение в группе, где остальные участники распространяют его дальше по кругу общения. При этом информация воспринимается не как реклама, а, скорее, как досуг и развлечение. Суть вирусного маркетинга в том, что пользователи транслируют сообщение, содержащее нужную информацию, добровольно — за счёт того, что она им интересна причем вирусными могут быть могут быть даже фразы [3].

Вирусный маркетинг очень просто реализовать на платформе ВКонтакте, так как в этой соцсети у пользователей есть возможность свободно распространять контент. Например, ДВФУ воспользовался этой функцией во время своей приемной кампании 2022 года, когда запустил вирусные фразы «Утром учеба — вечером серфинг» и «ДВФУ — лучший ВУЗ», которые преимущественно распространяли сами студенты.

Однако в продвижении сообщества важна не только методика ведения страницы, но и соблюдение некоторых правил. Далее обозначим, что в себя включает грамотная работа над развитием интернет-сообщества вуза в социальной сети ВКонтакте:

1) оформление интернет-страниц в стиле, который соответствует стилю вуза;

2) регулярная модерация группы, удаление «спама»;

3) добавление мероприятий, обсуждений, опросов, комментариев, способствующих активизации участников сообщества;

4) расширение количества участников, в том числе с помощью личного приглашения вступить в соответствующую группу;

5) регулярное размещение новых актуальных материалов (2–3 материала ежедневно, за исключением выходных) с преимущественно позитивной коннотацией;

6) грамотное использование заимствования материалов, инструментов «искусственной раскрутки» с помощью дополнительных «лайков», просмотров публикаций и т.д [2];

7) при наличии дополнительного финансирования — привлечение рекламы и организация различных конкурсов с ценными призами;

8) регулярное отслеживание сообщений от пользователей и своевременная обратная связь;

При анализе сообщества Дальневосточного федерального университета мы будем пользоваться этими правилами. Для начала отметим, что по поисковому запросу «ДВФУ» в социальной сети ВКонтакте нами было обнаружено более 300 релевантных сообществ, ранжированных по количеству участников. Большинство из них небольшие (до 100 участников), открытые сообщества, посвященные различным направлениям внеучебной деятельности (клубам), а также группы отдельных школ и институтов.

В рамках этой работы мы рассмотрим наиболее крупное сообщество — официальную группу вуза «ДВФУ» (56 тысяч участников по данным на декабрь 2023 г., https://vk.com/fefudvfu). Характеризуя страницу сообщества «ДВФУ», отметим, что ее наполнение соответствует необходимым требованиям: во всех публикациях используется официальный стиль оформления, в группе проводятся мероприятия и конкурсы, ссылки на сайт вуза и другие страницы в социальной сети релевантны, а материалы регулярно обновляются — в сообществе публикуется по 2–5 материалов в день. При этом они носят либо позитивную, либо в более редких случаях нейтральную эмоциональную окраску. Анализ содержания материалов, выложенных на странице в период с 25.11.2023 по 25.12.2023 г., позволил выявить два основных недостатка в функционировании интернет-сообщества: во-первых, в нем достаточно часто публикуются анонсы мероприятий, не вызывающие особого интереса у участников группы, а во-вторых, подписчики паблика проявляют достаточно низкую активность. Так, посты сообщества набирают в среднем 62 лайка, 11 репостов и меньше 1 комментария, что очень мало, если учитывать число просмотров — за месяц публикации группы посмотрело 455 552 человека. Основные метрики показаны на рис. 2.

Анализ сообщества официального сообщества ДВФУ и основные метрики

Рис. 2. Анализ сообщества официального сообщества ДВФУ и основные метрики

Наиболее эффективным за месяц стал пост в честь Дня Матери. Он набрал 547 лайков, 59 репостов и 2 комментария. Это проиллюстрировано на рис. 3.

Самый эффективный пост в сообществе ДВФУ за период с 25.11.2023 по 25.12.2023

Рис. 3. Самый эффективный пост в сообществе ДВФУ за период с 25.11.2023 по 25.12.2023

Активнее всего аудитория сообщества взаимодействовала с записями и заходила в паблик по воскресеньям и пятницам, что можно объяснить тем, что в эти дни у большинства студентов и сотрудников появляется свободное время. Это изображено на рис. 4.

Инфографика, показывающая эффективность публикаций по дням недели

Рис. 4. Инфографика, показывающая эффективность публикаций по дням недели

Также самым эффективным временем суток для записей сообщества стал промежуток с 12:00 до 13:00. Это изображено на рис. 5.

Инфографика, показывающая среднюю эффективность публикаций по времени суток

Рис. 5. Инфографика, показывающая среднюю эффективность публикаций по времени суток

Современные специалисты оценивают эффективность сообществ в социальных сетях с помощью таких метрик как ER post, то есть процента вовлеченности публикации и ER day, или коэффициента вовлеченности за день. Эти показатели позволяют дополнительно анализировать аудиторию сообщества в социальных сетях и ее активность по дням, постам и просмотрам. Мы рассчитали их с помощью сервиса Popsters.

ER post является наиболее полезным коэффициентом, который позволяет оценить и сравнить популярность и вирусность постов, а также тип публикаций, интересный аудитории. Для того чтобы рассчитать эту метрику используется следующая формула: ER post = (Все реакции публикаций за анализируемый период / (Количество подписчиков * Количество постов)) * 100 %. ER post сообщества ДВФУ составляет 0.137 %.

Рассмотрим метрику под названием ER day. Этот показатель отражает процент активных людей за день от количества подписчиков сообщества. В основном его используют для того, чтобы определить в какие дни недели подписчики проявляют наибольшую активность. Для того чтобы рассчитать эту метрику используется следующая формула: ER day = (Все реакции за анализируемый период / (Количество подписчиков * Количество дней в периоде)) * 100 %. ER day сообщества ДВФУ равен 0.4153 %.

Среди аналитиков и исследователей нет однозначного мнения о том, какими должны быть «нормальные» показатели этих метрик из-за их изменчивости. Поэтому мы сравнили результаты сообщества ДВФУ с пабликами четырех других российских университетов имеющих схожее число подписчиков — Донского государственного технического университета (Ростов-на-Дону), МГИМО (Москва), ЮФУ (Ростов-на-Дону) и СФУ (Красноярск).

У сообщества МГИМО 53 860 подписчиков, что всего на тысячу меньше, чем у ДВФУ. За месяц в нем опубликовали 155 постов, что больше, чем у ДВФУ. Однако ER post сообщества равен 0.0705 %, а ER day — 0.3526 %, что в общем меньше, чем у ДВФУ. Среднее число лайков, комментариев и репостов у МГИМО так же меньше, чем у Дальневосточного федерального университета — 32.52, 5.46 и 0 соответственно.

У сообщества Донского государственного технического университета 49 542 подписчика, что так же меньше, чем у ДВФУ. За месяц в сообществе опубликовали 81 запись, что на 13 меньше, чем у ДВФУ. ER post сообщества равен 0.1433 %, а ER day — 0.3743 %. Первый показатель у ДВФУ немного меньше, однако второй больше. Схожая ситуация наблюдается и в сравнении числа лайков, репостов и комментариев. В период с 25.11.2023 по 25.12.2023, записи сообщества получили в среднем 57.02 лайков, 12.42 репостов и 1.53 комментариев.

Выше мы рассмотрели два государственных университета. Далее мы проанализируем два сообщества федеральных вузов и сравним их показатели с результатами ДВФУ.

У ЮФУ 45 529 подписчиков, что на 9 тысяч меньше, чем у ДВФУ. За месяц в сообществе опубликовали 104 записи, что немного больше, чем у ДВФУ. ER post сообщества равен 0.275 %, а ER day — 0.9224 %. Эти показатели незначительно больше, чем у ДВФУ. Однако, если сравнивать число лайков, репостов и комментариев, то у ЮФУ их в среднем больше — 107.4, 12.95 и 4.83 соответственно.

В сообществе СФУ 47 325 подписчиков, что на 7 тысяч меньше, чем у ДВФУ. За месяц в нем было опубликовано 96 постов, что всего на 2 больше, чем у ДВФУ. ER post сообщества равен 0.1458 %, а ER day — 0.4514 %. Эти показатели так же незначительно больше, чем у ДВФУ. Если же говорить про реакции, то лайков у СФУ меньше, чем у ДВФУ — 53.8, а репостов и комментариев немного больше — 12.73 и 2.45 соответственно.

Таким образом, сообщество ДВФУ можно не менее эффективным, чем паблики других российских вузов. Несмотря на то, что значения метрик у них различны, можно заметить общий недостаток в стратегии ведения официальных сообществ вузов в социальной сети ВКонтакте — малая активность подписчиков. Исправить его можно при помощи дополнительного стимулирования активности участников сообщества со стороны его руководства, например, с помощью опросов, дополнительных обсуждений и т. д.

Устранение имеющихся недостатков в стратегии ведения официального сообщества ДВФУ необходимо также в виду существования неформального паблика «Подслушка ДВФУ» (https://vk.com/overhearfefu). У данного сообщества 41,6 тысяч подписчиков, однако его ER post равен 1.4627 %, а ER day — 6.1921 %, что сильно превосходит результаты «ДВФУ». Среднее число лайков также намного больше, чем у официальной группы — 512.85, та же ситуация с комментариями и репостами — 74.72 и 21.09 соответственно. Это проиллюстрировано на рис.6.

Анализ сообщества официального сообщества ДВФУ и основные метрики

Рис. 6. Анализ сообщества официального сообщества ДВФУ и основные метрики

«Подслушка ДВФУ» более популярна среди студентов и сотрудников, чем официальное сообщество как раз из-за большей открытости и более качественного взаимодействия администрации с аудиторией. Посты в данном паблике носят ярко негативный характер и отчасти вредят репутации Дальневосточного федерального университета. Если «ДВФУ» сможет больше взаимодействовать с аудиторией, то сможет снизить негативное влияние «Подслушки».

Проведенный обзор функций сообществ ВКонтакте показал, что в настоящее время официальные группы вузов являются весьма действенным и перспективным инструментом коммуникации университетов со студентами и абитуриентами. Однако современным вузам необходимо активнее взаимодействовать с аудиторией ВКонтакте, изучая ее вкусы и предпочтения, тем самым определяя наиболее действенные подходы к построению коммуникационной политики вуза.

По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что сообщество «ДВФУ» в настоящее время активно используются для продвижения и создания положительного мнения студентов и абитуриентов об учебном заведении, однако все же имеет недоработки, а также испытывает некоторое негативное влияние со стороны сообщества «Подслушано ДВФУ». Мы пришли к выводу о том, что с подобной ситуацией сталкиваются и другие российские университеты, однако они и ДВФУ, в частности, год от года бьют собственные рекорды по количеству поступивших. Именно поэтому мы сделали вывод о том, что официальные сообщества являются эффективным инструментом для формирования положительного мнения об учебном заведении и привлечения абитуриентов несмотря на то, что они не показывают высокого коэффициента вовлеченности аудитории.

Литература:

  1. Ваторопин, С. А. Социальные сети как фактор формирования имиджа ВУЗа / С. А. Ваторопин // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. — 2019. — № 2 (59). — С. 60–65.
  2. Марочкина, C. С. Эффективное ведение сообщества вуза в социальных сетях / С. С. Марочкина, Ю. В. Суворова // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. — 2023. — №. 4. — С. 55–60.
  3. Мусин, Р. Ф. Вирусный маркетинг: как привлечь абитуриента при помощи социальных сетей / Р. Ф. Мусин, Е. П. Румянцев, Л. З. Давлеткиреева // Современная техника и технологии. — 2016. — № 11. Ч. 2. — С. 2.
  4. Нечай, Е. Е. Методы привлечения абитуриентов в вуз (опыт ДВФУ): сборник трудов конференции. / Е. Е. Нечай, Н. А. Никифорова, И. В. Кисельников // Образование и педагогика: теория и практика: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 4 дек. 2020 г.) / редкол.: Ж. В. Мурзина [и др.] — Чебоксары: ИД «Среда», 2020. — С. 89–95.
  5. Романова, Л. Л. Привлечение абитуриентов в региональный вуз на основе анализа их потребностей / Л. Л. Романова // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2021. — № 94. — С. 69–72.
Основные термины (генерируются автоматически): сообщество, социальная сеть, Дальневосточный федеральный университет, официальное сообщество, анализ сообщества, вирусный маркетинг, ВКонтакте, комментарий, метрика, подписчик.


Ключевые слова

социальная сеть, репутация, сообщество, Дальневосточный федеральный университет

Похожие статьи

Задать вопрос