Проблемы использования цифровой валюты в качестве средства платежа в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №3 (502) январь 2024 г.

Дата публикации: 17.01.2024

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Семченкова, И. С. Проблемы использования цифровой валюты в качестве средства платежа в Российской Федерации / И. С. Семченкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 418-421. — URL: https://moluch.ru/archive/502/110282/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье указываются современные тенденции внедрения и развития цифровой валюты в качестве средства платежа в Российской Федерации, включая деятельность Банка России в данном направлении. Выявляются основные проблемы использования цифровой валюты в стране, в том числе, проблемы нормативно-правового регулирования возникающих при этом отношений. Делается вывод о необходимости дальнейшего совершенствования российского законодательства с целью созданий условий для эффективного применения цифровой валюты в экономических отношениях.

Ключевые слова: цифровая валюта, криптовалюты, средство платежа, цифровой код, проблемы, Банк России, цифровой рубль, оборот, анонимность.

Глобализация мировой экономики и развитие инновационных технологий в финансовой сфере делает актуальным использование современных платежных систем, которые предполагают задействование последних достижений в этой области, и позволяют осуществлять платежи дистанционно, через сеть Интернет. В свою очередь, с развитием современных платежных систем связано возникновение так называемых цифровых денег, цифровой валюты. В настоящее время органы власти Российской Федерации и Банк России осуществляют активную деятельности по созданию системы правового регулирования оборота цифровой валюты, что, в частности, вызвано стремительным распространением криптовалюты, являющейся противоречивым цифровым активом, требующим контроля со стороны государства.

Банк России ставит перед собой в качестве важной задачи внедрение и развитие собственной цифровой валюты (цифрового рубля), сущность которой заключается в новой форме национального рубля, базирующегося на новой платежной системе, позволяющей физическим и юридическим лицам, включая участников внешнеэкономической деятельности, и государству осуществлять мгновенные операции. Соответствующий проект был представлен Банком России в октябре 2020 г. В то же время, несмотря на активную деятельность по развитию цифровой валюты в качестве средства платежа в Российской Федерации, в данной области сохраняются серьезные проблемы, связанные, как с практическим использованием данного финансового актива, так и с его нормативно-правовым регулированием.

Следует отметить, что основным понятием, лежащим в основе исследуемых отношений, является понятие цифровой валюты, определяемые в настоящее время на уровне российского законодательства. Так, согласно ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», цифровая валюта представляет собой «совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе» [1], которая, хотя не признается денежной единицей ни Российской Федерации, ни зарубежных стран, может применяться в качестве средства платежа или инвестиций. При этом, важной характеристикой цифровой валюты закрепляется отсутствие лица, которое несет ответственность за распространение электронных данных, за исключением оператора информационной системы.

Такие исследователи, как А. В. Иванущенко, Е. А. Плюснина и А. А. Яцык, обращают внимание на то, что основная ценность цифровой валюты, являющейся видом виртуальных активов, заключается в возможности их использования и распространения потребителями независимо от того, признана ли она в качестве средства платежа государством или не признана [3]. Цифровые валюты отличаются, как от наличных, так и от безналичных денежных средств. Основные отличия от наличных денежных средств заключаются в форме существования и способе их эмиссии; от безналичных денежных средств — в информационной среде, в которой формируются и используются цифровые валюты.

В качестве одного из вида цифровой валюты в настоящее время в научной литературе признаются криптовалюты [5]. В данных условиях одной из проблем использования цифровой валюты в качестве средства платежа в Российской Федерации является подмена понятий «криптовалюты» и «цифровой валюты» в процессе трактовки правовых норм российского законодательства и правоприменения, что, в свою очередь, обуславливает возникновение проблем, связанных с оборотом криптовалюты в России и ее влиянием на современных рынок цифровой валюты в стране. Среди данных проблем могут быть выделены следующие, применимые, в частности, к обороту цифровых валют в целом:

– отсутствие централизации процесса выпуска криптовалют (майнинга);

– анонимность цифровой валюты, в частности, криптовалют (с одной стороны, трансакции с ними характеризуются открытым доступом и легкостью отслеживания, но, с другой стороны, отсутствует их привязка к конкретным лицам, что препятствует их налогообложению);

– вследствие указанных проблем возникает проблема невозможности контроля оборота цифровой валюты, что обуславливает возникновение опасности ее использования в преступных целях;

– проблемой является невозможность обеспечения правовой защиты граждан в случае нарушения их прав в процессе оборота цифровой валюты.

Говоря о проблеме подмены понятий «криптовалюты» и «цифровой валюты», осложняющей использования цифровой валюты в качестве средства платежа в Российской Федерации, следует отметить негативную оценку возможности оборота криптовалюты в стране со стороны Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ. Обоснованием данной позиции является отсутствие системы правового регулирования данной сферы, а также фактом законодательного закрепления особого конституционно-правового статуса Банк России, за которым закреплено исключительное право осуществления денежной эмиссии, а в качестве основной функции его деятельности определена защита рубля, как валюты, и обеспечение его устойчивости. Кроме того, согласно ст. 27 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ», на территории страны запрещено введение денежных единиц, кроме рубля.

Не менее важной проблемой использования цифровой валюты в качестве средства платежа в Российской Федерации является сложность реформирования российского законодательства, которое требуется для закрепления цифровой валюты в качестве законного средства платежа. Данная проблема актуальна, как в отношении цифрового рубля, деятельность по внедрению и развитию осуществляет Банк России, так и в отношении криптовалюты, которую, с учетом ее признания во многих зарубежных странах, нельзя не рассматривать в качестве вида цифровой валюты. Причем, в данном случае большое значение имеет определение того, в качестве какого объекта следует рассматривать криптовалюту (как денежное средство, как товар, как денежный суррогат, либо как иной объект).

Криптовалюта на территории РФ по-прежнему не признается в качестве законного платежного средства. В то время, как правом на выпуск денежных единиц обладает только Банк России, выпуск криптовалюты предполагает осуществление майнинга, требующего только необходимых технических возможностей, при наличии которой осуществлять майнинг может любое лицо. Соответственно, выпуск криптовалюты противоречит российскому законодательству. Так, эмиссия реальных денежных средств преследуется по закону в соответствии со ст. 186 Уголовного Кодекса РФ. Соответственно, в данном случае, можно говорить, что введение правовых норм, предполагающих признание криптовалюты в качестве виртуальных денег, противоречит Уголовному кодексу РФ.

Действующее в настоящее время российской законодательство в сфере финансовых активов (Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1], Федеральный закон от 18.03.2019 г. № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» [2]) характеризуются не полной разработанностью:

– не разработаны процессуальные аспекты внесения информации о цифровых активах, а именно, цифровой валюты, в реестр цифровых транзакций;

– отсутствует точное закрепление правового статуса цифровой валюты, в том числе, криптовалюты, с точки зрения того, каким именно имуществом она признаются.

Так, согласно Федеральному закону от 31.07.2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», цифровая валюта признается имуществом, что, в свою очередь, дает возможность определить майнинг как процесс изготовления имущества, оборот которого не запрещен. Тем самым исключаются противоречия выводимых правовых норм и действующего российского законодательства [7].

Важной проблемой использования цифровой валюты в качестве средства платежа в Российской Федерации является проблема обеспечения информационной безопасности возникающих при этом отношений. Связано это с тем, что исследуемый процесс предполагает задействование цифровой информационной системы, которая подвержена многочисленным угрозам, в том числе кибератакам [4].

Кроме того, среди исследуемых проблем следует выделить повышенную опасность возможности использования цифровой валюты для осуществления противоправной деятельности в сфере легализацию доходов, полученных преступным путем и т. п. Особенно важное значение данная проблема имеет в условиях, когда в Российской Федерации предпринимаются попытки предотвращения незаконного вывоза денежных средств за рубеж, уклонения от налогообложения и т. д. В России осуществляет свою деятельность Межведомственная рабочая группа по противодействию незаконным финансовым операциям.

На решение указанных задач направлены правовые нормы Федерального закона от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Следовательно, в России уделяется огромное внимание вопросу борьбы с уклонением от налогообложения. Использование же цифровой валюты в качестве законного средства платежа без решения указанной проблемы, создает возможности для уклонения от налогообложения и т. д.

Такие исследователи, как Т. Э. Рождественская и А. Г. Гузнов, обращают внимание на следующие проблемы использования цифровой валюты в качестве средства платежа в Российской Федерации [6]:

– сомнительная целесообразность внедрения и развития цифрового рубля, сущность которого не отвечает характеристикам криптовалюты, признанной в целом ряде зарубежных стран. Так, исследование отличительных характеристик криптовалют свидетельствует о том, что их ценность, в условиях отсутствия обеспеченности в физической форме (каким-либо товаром), определяется, в первую очередь, их анонимностью, уровнем индивидуального восприятия и доверия к ним;

– внедрение цифровой валюты в качестве средства платежа может привести к повышению уровня инфляции в стране, так как цифровые денежные средства являются неограниченными в своей эмиссии;

– отсутствие финансовой возможности у большей части населения России использовать цифровой рубль, деятельность по внедрению которого осуществляется Банком России, по причине того, что соответствующий процесс требует наличия и применения современных технических средств, девайсов, необходимых для активизации цифровой платформы.

Следовательно, проведенное исследование позволяет сделать вывод о существовании серьезных проблем использования цифровой валюты в качестве средства платежа в Российской Федерации, связанных, как с недостаточной разработанностью российского законодательства, регулирующего возникающие при этом отношения, так и сложностью правоприменения. Дальнейшая деятельность по внедрению и развитию применения цифровой валюты в экономических отношениях в стране требует решения указанных проблем, в частности, путем совершенствования российского законодательства.

Литература:

  1. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 259-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ — 2020 — № 31 (часть 1) — Ст. 5018.
  2. Федеральный закон от 18.03.2019 г. № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2019 — № 12. — Ст. 1224.
  3. Иванущенко А. В. Цифровизация национальной валюты: мировой и отечественный опыт / А. В. Иванущенко, Е. А. Плюснина, А. А. Яцык // Экономика. Право. Инновации — 2021- № 2 — С. 4–11.
  4. Криптовалюты: тренды, риски, меры. Доклад для общественных консультаций // Банк России-М., 2022–37 с.
  5. Кучеров И. И. Криптовалюта (идеи правовой идентификации и легитимации альтернативных платежных средств): монография / И. И. Кучеров. — М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2018. — 204 с.
  6. Рождественская Т. Э. Цифровая валюта: особенности регулирования в Российской Федерации / Т. Э. Рождественская, А. Г. Гузнов // Правоприменение — 2021- № 5. — С. 58–64.
  7. Ситник А. А. Цифровые валюты Центральных банков / А. А. Ситник // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина — 2020 — № 9 — С. 180–184.
Основные термины (генерируются автоматически): цифровая валюта, Российская Федерация, качество средства платежа, Банк России, российское законодательство, цифровой рубль, внесение изменений, проблема использования, качество, Россия.


Похожие статьи

Задать вопрос