Правовые особенности структуры органов местного самоуправления в муниципальном образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №3 (502) январь 2024 г.

Дата публикации: 16.01.2024

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Володин, В. А. Правовые особенности структуры органов местного самоуправления в муниципальном образовании / В. А. Володин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 328-330. — URL: https://moluch.ru/archive/502/110260/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье автор рассматривает правовые особенности структуры органов местного самоуправления в муниципальном образовании.

Ключевые слова: муниципальное образование, органы местного самоуправления, структура.

Несомненно, местное самоуправление является одной из фундаментальных основ конституционного строя Российской Федерации. Данный факт обуславливается тем, что народовластие в большей мере осуществляется непосредственно через органы местного самоуправления и вопросы местного значения для населения всегда были и будут насущными на всех этапах развития общества и страны в целом.

В соответствии с ч. 1 ст. 131 Конституции РФ структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Что именно необходимо понимать под структурой органов местного самоуправления в Конституции РФ — не уточняется.

В соответствии с ч. 1 ст. 131 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях, виды которых устанавливаются федеральным законом. Территории муниципальных образований определяются с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации, установленными федеральным законом [1]. В данной статье принимается во внимание Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее-Закон). Фактически, вышеуказанная норма Конституции Российской Федерации прямо не указывает что необходимо понимать под структурой органов местного самоуправления, а лишь делает отсылку к профильному закону.

Профильный закон, в свою очередь, в статье 34 структуру органов местного самоуправления закрепляет следующим образом:

— представительный орган муниципального образования;

— глава муниципального образования;

— местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

— контрольно-счетный орган муниципального образования;

— иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения [2].

Структура органов местного самоуправления содержится в уставе муниципального образования. Для того, чтобы изменить структуру, необходимо внести соответствующие изменения в устав.

Также, в законе обозначены обязательные органы в структуре местного самоуправления, к ним относятся: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования и местная администрация. Фактически, без вышеуказанных обязательных органов, муниципальное образование существовать не может, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Предлагаю рассмотреть структуру органов более детально на примере обязательных.

Могу предположить, что в статье закона неспроста на первом месте выделен представительный орган муниципального образования. Скорее всего, представительный орган занимает главенствующее место в данной иерархии в связи с тем, что он является выборным нормотворческим органом и имеет право представлять интересы населения и принимать от его имени решения. Также, представительный орган вправе удалить главу муниципального образования в отставку и осуществляет определенный контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, что определенно подчеркивает его особый статус в структуре. В зависимости от исторических, национальных и иных сложившихся традиций в муниципальных образованиях, представительный орган может называться: муниципальный совет, дума, сход, собрание представителей, рада и так далее.

Представительный орган формируется из депутатов, которые избираются на выборах муниципального уровня. Орган вправе осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Численность депутатов представительного органа закрепляется в уставе муниципального образования, в то же время Федеральный закон устанавливает минимальный порог по количеству депутатов. В качестве исключения, представительный орган поселения не формируется в том случае, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. Также, если в поселении численность жителей менее 300 человек, представительный орган может не формироваться, если это закреплено в уставе.. В данном случае полномочия представительного органа осуществляет сход граждан.

Следующим органом, согласно закону, является глава муниципального образования. Он является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения. Законодательство Российской Федерации предусматривает несколько моделей избрания главы муниципального образования:

  1. Избирается на муниципальных выборах. В этом случае глава муниципального образования либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию.
  2. Избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса [3].

Иными словами, если говорить о полномочиях главы муниципального образования, то они всегда подразделяются на два вида: общие полномочия и полномочия, в зависимости от органа, который он возглавляет.

В обязанности главы муниципального образования входит ежегодный отчет о деятельности перед представительным органом, а если возглавляет местную администрацию, то дополнительно и перед ней. В случае, если отчет главы за два года подряд будет признан представительным органом неудовлетворительным, то это может стать основанием для удаления главы в отставку.

Заключительным из обязательных органов в муниципальном образовании является местная администрация. В структуру местной администрации входят отраслевые (функциональные) и территориальные органы. Деятельность каждого структурного подразделения регулируется внутренним положением, которое утверждается главой местной администрации.

Помимо вопросов местного значения, местная администрация может исполнять отдельные государственные полномочия. К таким полномочиям относится комплекс мероприятий, связанных непосредственно с гражданином, например: регистрация и расторжение брака, регистрация рождения и смерти. Органы записи актов гражданского состояния находятся в ведении местной администрации.

Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение этой должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования, но не менее, чем на два года и не более чем на пять лет [4]. Местная администрация обладает правами юридического лица, и её структура утверждается представительным органом муниципального образования по рекомендации главы местной администрации.

Таким образом, формирование местной администрации никак не связано с участием органов государственной власти, лишний раз подтверждая, что местное самоуправление самостоятельно и не входит в систему государственной власти.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.]. — Текст: электронный // Официальный интернет–портал правовой информации. — URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 13.01.2024).
  2. Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: [принят Государственной думой 16 сентября 2003 года: одобрен Советом Федерации 24 сентября 2003 года] — Текст: электронный // Официальный интернет–портал правовой информации. — URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 13.01.2024).
  3. Соловьев С. Г., Бычкова Е. И. Муниципальное право: учебник — Москва: 2015, — с. 263. — Текст: электронный // — URL: https://infomiass.susu.ru/wp- content/uploads/2017/11/kaimp_Solovev_Bichkova_Munisip._pravo_uchebnik-.pdf (дата обращения: 13.01.2024).
  4. Сафронова А. М. Организационно-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации: учебное пособие / А. М. Сафронова; [науч. ред. Л. Н. Мазур]; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2019, — с. 98 — Текст: электронный // — URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/77622/1/978–5-7996–2733–1_2019.pdf (дата обращения: 13.01.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): муниципальное образование, местное самоуправление, представительный орган, местная администрация, структура органов, Российская Федерация, местное значение, орган, главая местная администрация, государственная власть.


Похожие статьи

Задать вопрос