Реализация государственной политики в сфере охраны объектов культурного наследия в Алтайском крае | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №3 (502) январь 2024 г.

Дата публикации: 17.01.2024

Статья просмотрена: 85 раз

Библиографическое описание:

Абсалямов, Р. Р. Реализация государственной политики в сфере охраны объектов культурного наследия в Алтайском крае / Р. Р. Абсалямов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 293-295. — URL: https://moluch.ru/archive/502/110257/ (дата обращения: 09.12.2024).



Государственная политика в сфере охраны объектов культурного наследия представляет из себя комплекс целей, задач и мероприятий, направленных на обеспечение сохранности объектов культурного наследия. Алтайский край владеет богатым и уникальным культурным наследием. На территории региона расположено 4468 объектов культурного наследия, принятых на государственную охрану в соответствии с законодательством Российской Федерации: 2297 памятников истории и культуры федерального и 2171 — регионального значения, а также 21 выявленный объект. В числе объектов культурного наследия — 1541 памятник истории, 646 памятников архитектуры, 2263 памятников археологии и 18 памятников искусства. По числу объектов культурного наследия на своей территории, Алтайский край лидирует в Сибирском федеральном округе [1, С.118].

Наибольший интерес вызывают прежде всего памятники истории, связанные с периодом освоения и началом развития территории Алтайского края русским населением. Это промышленные и гидротехнические сооружения, в качестве примеров можно привести Комплекс сооружений сереброплавильного завода кон. XVIII — нач. XIX вв. в г. Барнауле и Деривационный канал, построенный в 1763–1767 гг. на реке Змеевке в Змеиногорском районе. Эти памятники истории и культуры связаны также с деятельностью на них выдающихся изобретателей и инженеров, таких как Иван Ползунов, Козьма и Петр Фроловы.

Памятники архитектуры в основном представлены зданиями, которые были построены на рубеже XIX-XX вв., в основном это купеческие строения и здания, где происходили важные исторические события. В качестве примеров можно привести дом Шадрина и дом Полякова и Яковлева в г. Барнауле, созданные в стиле модерн данные памятники являются объектами федерального значения. Также много памятников архитектуры представлены зданиями, построенными в советский период [2].

Огромное количество объектов культурного наследия регионального значения представлено памятниками истории, которые отражают события Гражданской и Великой Отечественной войн, это в большинстве своем памятники, представленные мемориальными комплексами, братскими могилами участников войны, монументальными сооружениями. Также памятники Великой Отечественной войны представлены сооружениями, где находились госпитали и братские могилы солдат, которые умерли в госпиталях от ран [3, С. 191].

Отдельно стоит сказать и о памятниках археологического наследия. Они представлены поселениями, курганами, грунтовыми могильниками, горными выработками и другими объектами, которые отражают историю развития человека с эпохи палеолита до настоящего времени. Особый интерес у жителей и туристов на территории Алтайского края вызывает объект «Денисова пещера», расположенный Солонешском районе. Он отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации. Памятник представляет уникальную научную ценность с точки зрения археологии, а 21 октября 2022 г. «Денисова пещера» была включена в предварительный список всемирного наследия ЮНЕСКО от Российской Федерации [4, С.41].

В настоящее время государственную политику в сфере охраны объектов культурного наследия в Алтайском крае реализует Управление государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края. Оно было создано на основании внесенных изменений в 2014 г. в Федеральный закон № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», предусматривающие создание на региональном уровне отдельного управления с правами юридического лица и Указа Губернатора Алтайского края «Об утверждении Положения об управлении государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края». Свою работу управление начало в январе 2017 г., до этого функцию по охране объектов культурного наследия в Алтайском крае осуществлял научно-производственный центр «Наследие» [5].

Как уже было сказано ранее, целью создания управления является реализация государственной политики в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в Алтайском крае. Для достижения данной цели за управлением закреплены определенные полномочия. Прежде всего управление осуществляет правовое регулирование в сфере охраны объектов культурного наследия, осуществляет разработку проектов правовых актов Алтайского края по вопросам, связанных с осуществлением своей деятельности, вносит проекты в правительство Алтайского края. Также важным полномочием является разработка и реализация государственных целевых программ по сохранению памятников культурного наследия Алтайского края и участие в них. Основным направлением работы является осуществление государственного надзора за исполнением требований в области сохранения объектов культурного наследия, а также выдача заданий и разрешений на проведение работ собственниками по сохранению памятников. Немаловажным направлением также является реализуемая популяризация объектов культурного наследия. Для реализации своих полномочий управление имеет право издавать правовые акты в форме приказов по вопросам, относящихся к сфере деятельности охраны объектов культурного наследия. Финансирование происходит за счет средств краевого бюджета, а для выполнения переданных Российской Федерацией полномочий федерального [6].

Анализируя деятельность Управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края с 2017 г. по 2021 г. включительно, можно отметить, что в целом наблюдается положительная динамика по основным направлениям работы в обеспечении сохранности объектов культурного наследия.

В рамках контрольно-надзорной работы в 2017–2021 гг. было проведено 2946 мероприятий федерального и регионального государственного надзора. Причем если смотреть статистику по годам, то кроме 2020 г. количество мероприятий с каждым годом увеличивалось: 2017 г. — 36, 2018 г. — 140, 2019 г. — 933, 2020 г. — 894, 2021 — 943. В рамках надзора также проводится работа по предупреждению и недопущению нарушений собственниками действующего законодательства в области охраны объектов культурного наследия. Осуществление государственного надзора управлением способствовало тому, что было повышено исполнение предписаний об устранении нарушений законодательства в области охраны памятников, уменьшено количество несогласованных управлением строительных и реставрационных работ [1, С.118].

В рамках разрешительной деятельности в 2017–2021 гг. в общем количестве было выдано 1020 заданий и разрешений на проведение ремонтных и восстановительных работ, выдано 235 актов приемки выполненных работ, рассмотрено 786 проектов вывесок и информационных табличек. Данная статистика отображает большой объем работ, выполненных в направлениях разрешительной деятельности [5].

Управление государственной охраны объектов культурного наследия является участником региональной государственной программы «Развитие культуры Алтайского края», а если уточнять более конкретно подпрограммы «Наследие», целями которой является сохранение объектов культурного наследия и расширение доступа населения к культурным и историческим ценностям. В подпрограмме дан перечень мероприятий, часть из них реализует Управление, это мероприятия по разработке проектов границ территорий и зон охраны объектов культурного наследия, выполнение государственной историко-культурной экспертизы [7]. За 2 года осуществления деятельности Управления в рамках подпрограммы «Наследие» в 2020–2021 гг. был проведен большой объем работ. Зонами охраны были обеспечены 1224 объекта культурного наследия, границы территории утверждены для 1717 объектов. Таким образом, можно сказать, что был выполнен большой объем работ по данным мероприятиям подпрограммы «Наследие» [1].

При изучении особенностей реализации государственной политики в сфере охраны объектов культурного наследия в Алтайском крае и рассмотрении ее результатов выявлены существенные проблемы, среди которых можно выделить несколько основных. Пожалуй, самой главной проблемой является дефицит бюджетных средств на осуществление мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия. Многие памятники культурного наследия находятся в неудовлетворительном состоянии. Часть памятников уже физически полностью утрачена, но при этом продолжает находится в Едином государственном реестре объектов культурного наследия, здесь в качестве наглядного примера можно привести здание гостиницы «Империал» в г. Барнаул, утраченное вследствие пожара в 1997 г. [8, С. 98] Реконструкция подобных объектов находится под вопросом или не планируется вообще. Весьма существенной угрозой для обеспечения сохранности объектов культурного наследия остается активное коммерческое строительство в исторических центрах городов. При этом, как представляется, органами власти уделяется недостаточное внимание поддержке и финансированию региональных и местных инициатив по инфраструктурному развитию территорий. Существует также потребность в совершенствовании законодательной базы в сфере охраны объектов культурного наследия.

Алтайский край обладает уникальным и огромным культурным наследием, в связи с этим обстоятельством ежегодно выполняется большой объем работ по обеспечению его сохранности. Изучив деятельность Управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края, можно заключить, что несмотря на существующие проблемы, Управление успешно выполняет возложенные на него функции по основным направлениям своей деятельности в сфере охраны объектов культурного наследия в Алтайском крае. В дальнейшем, необходимо также улучшать реализацию государственной политики в области сохранения объектов культурного наследия и решать проблемы в данной сфере.

Литература:

  1. Рябцева К. Д. Основные направления деятельности Управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края в 2021 году (Россия) // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. — 2022. — № 28. — С. 117–124.
  2. Архив культурного наследия — Алтайский край [Электронный ресурс]. — URL: http://nasledie-archive.ru/regs/reg_22_all.html.
  3. Целищева М. А. Памятники Великой отечественной войны на территории Алтайского края: вопросы сохранения и популяризации // Достояние Сибири: история, современность, перспективы. — Барнаул, 2017. — С.190–196
  4. Миляев Г. А., Белоусов Р. В., Запрудский С. С., Леонов А. С., Рябцева К. Д. Работы сектора археологии управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края в 2022 году (Россия) // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. — 2022. — № 28. — С. 38–42.
  5. Официальный сайт Управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края [Электронный ресурс]. — URL: http://ukn.alregn.ru/
  6. Указ Губернатора Алтайского края от 27.12.2016 № 174 «Об утверждении Положения об управлении государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края» [Электронный ресурс]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/444960777.
  7. Постановление Правительства Алтайского края от 06.03.2020 № 95 Об утверждении государственной программы Алтайского края «Развитие культуры Алтайского края» на период с 2020 по 2024 годы [Электронный ресурс]. — URL: https://www.altairegion22.ru/
  8. Целищева М. А. Учет исчезнувших и исчезающих объектов культурного наследия Алтайского края// Вестник АлтГПА: Музееведение и сохранение историко-культурного наследия. — 2013. — № 6. — С.97–103.
  9. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ (с изм. и доп.) // Доступ из справ. -прав. системы Консультант Плюс.
Основные термины (генерируются автоматически): культурное наследие, Алтайский край, государственная охрана, памятник истории, сфера охраны, государственная политика, Российская Федерация, Управление, барнаул, обеспечение сохранности.


Похожие статьи

Реализация государственной политики в сфере культуры в Вологодской области

Реализация процедуры банкротства физических лиц в рамках Федерального закона № 127 в Республике Саха (Якутия)

Состояние и развитие малого предпринимательства в Республике Хакасии

Реализация концепции социальной ответственности в бизнес-среде Республики Алтай

Активное участие родителей в образовательной деятельности ДОУ с целью воспитания и передачи семейных ценностей подрастающему поколению

Работа детского сада по повышению эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников в семье

Состояние и перспективы развития государственно-частного партнерства в Республике Бурятия

Взаимодействие педагога с семьями воспитанников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования

Влияние образовательной среды на сохранение профессионального здоровья педагога в ДОУ

Развитие творческого потенциала детей в сфере дополнительного образования

Похожие статьи

Реализация государственной политики в сфере культуры в Вологодской области

Реализация процедуры банкротства физических лиц в рамках Федерального закона № 127 в Республике Саха (Якутия)

Состояние и развитие малого предпринимательства в Республике Хакасии

Реализация концепции социальной ответственности в бизнес-среде Республики Алтай

Активное участие родителей в образовательной деятельности ДОУ с целью воспитания и передачи семейных ценностей подрастающему поколению

Работа детского сада по повышению эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников в семье

Состояние и перспективы развития государственно-частного партнерства в Республике Бурятия

Взаимодействие педагога с семьями воспитанников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования

Влияние образовательной среды на сохранение профессионального здоровья педагога в ДОУ

Развитие творческого потенциала детей в сфере дополнительного образования

Задать вопрос