Проблемы в управлении землями сельскохозяйственного назначения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Сельское хозяйство

Опубликовано в Молодой учёный №3 (502) январь 2024 г.

Дата публикации: 16.01.2024

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Балаева, А. А. Проблемы в управлении землями сельскохозяйственного назначения / А. А. Балаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/archive/502/110250/ (дата обращения: 04.05.2024).



Главным источником жизнеобеспечения и процветания любого государства являются принадлежащие ему земельные ресурсы. Согласно статьям 9, 36 Конституции РФ «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Земли сельскохозяйственного назначения занимают самое значимое место в составе земельного фонда Российской Федерации и подлежат особой охране. К ним отнесены ценные земли, обладающие плодородным слоем — почвой, необходимым для производства сельскохозяйственной продукции.

Ключевые слова: земли сельскохозяйственного назначения, управление, проблемы, землеустройство, проблемы, неиспользование.

The main source of livelihood and prosperity of any state is its land resources. According to articles 9, 36 of the Constitution of the Russian Federation, «land and other natural resources are used and protected in the Russian Federation as the basis for the life and activities of peoples living in the relevant territory». Agricultural lands occupy the most significant place in the composition of the land fund of the Russian Federation and are subject to special protection. These include valuable lands with a fertile layer — the soil necessary for the production of agricultural products.

В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенных пунктов и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Управление землями данной категории — важный и многогранный вопрос нынешнего состояния и развития отрасли аграрного производства, объединяющий интересы непосредственных землепользователей, муниципалитетов и государства в целом, а также всех потребителей сельскохозяйственной продукции.Система управления землями сельскохозяйственного назначения предполагает необходимость регулярной актуализации и совершенствования на основании учета изменений социально-экономических условий и характера ведения деятельности по использованию земли.

Использование и оборот земельных участков (земельных долей) из земель сельскохозяйственного назначения регулируется законодательством. Нужно отметить, что ни одна из проводимых ранее земельных реформ в России не была полностью осуществлена и серьезных изменений не последовало. Вследствие чего, в аграрном секторе накопились существенные проблемы, которые имеют давнюю историю, и для того чтобы их решить, нужно продуманная стратегия.

Проблем в управлении землями сельскохозяйственного назначения не мало. Это: отсутствие единой функционирующей системы управления земельными ресурсами; несовершенство законодательства; отсутствие единой системы информации о землях; неконтролируемый должным образом оборот земельных участков сельскохозяйственного назначения; отсутствие финансирования для проведения землеустроительных работ

Но хотелось бы выделить, на мой взгляд, основную проблему в управлении землями сельскохозяйственного назначения:

— неиспользование или использование не по назначению огромное количество земель сельскохозяйственного назначения.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы (далее Россельхознадзор) осуществляют государственный земельный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2012 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Закон № 101-ФЗ).

Собственники и арендаторы земельных участков должны использовать землю в соответствии с установленным для нее целевым назначением. Основным нарушением, выявляемым Россельхознадзором из года в год, является зарастание участков сорной, древесной и кустарниковой растительностью и неиспользованием их для ведения сельского хозяйства или иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

С 17 марта 2023 года Россельхознадзор начал проводить внеплановые выездные проверки по согласованию с органами прокуратуры в случае выявления индикаторов риска, одним из которых является зарастание земель сорной, древесно-кустарниковой растительностью. По результатам проверки инспектора Россельхознадзора теперь обязаны выдавать предписание с указанием разумных сроков устранения нарушений (например, провести рекультивацию почвы), а также возбудить дело об административном правонарушении. В 2023 году таких земель было выявлено — 2,4 млн га.

Всего за 2023 год территориальными управлениями Россельхознадзора было обследовано 8,9 млн га земель, нарушения обязательных требований земельного законодательства выявлены на общей площади 2,5 млн га.

С декабря 2022 года вступили в силу изменения в части изъятия земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, который не используется по целевому назначению или используется с нарушением законодательства Российской Федерации. В соответствии с этими изменениями в 2023 году Россельхознадзором выявлено 1 707 земельных участков общей площадью 114,2 тыс. га, которые могут быть изъяты у собственников земельных участков в судебном порядке. Также службой ведется систематическая работа с учетом положений моратория и Закона по подготовке и направлению в уполномоченные органы исполнительной власти субъекта России материалов по земельным участкам, которые подлежат изъятию. В настоящее время инициированы процессы по изъятию через суд по 116 земельным участкам площадью 19,9 тыс. га.

Еще очень важно отметить, что правильно нужно использовать не только земельные участки, но и здания, размещенные на них. Например, на участке земли сельхозназначения, расположено здание, часть которого собственник сдает в аренду. В этом случае тоже будет нарушение. Верховный суд отметил, что передача в аренду части помещений здания на участке приведет к тому, что земля будет использоваться не в соответствии с видом разрешенного использования (определение Верховного суда от 21.10.2019г № 308-ЭС19–10562). Нарушением также будет являться замена одного вида сельскохозяйственной деятельности на другой. Например, если вид разрешенного использования — садоводство, то содержание крупного рогатого скота на этом земельном участке запрещено (постановление Верховного суда от 23.06.2020г № 24-АД20–3).

Еще частым нарушением на землях сельхозназначения являются несанкционированные свалки. Обнаруженные за 2023 год несанкционированные карьеры по добыче общераспространенных полезных ископаемых занимают 1 451 га. Землепользователями устранены нарушения на площади 398,6 тыс. га, из которых 320,7 тыс. га вовлечено в сельскохозяйственный оборот.

Нарушителями земельного законодательства являются не только граждане и юридические лица, но и органы местного самоуправления. При этом в соответствии с Земельным кодексом России органы местного самоуправления могут осуществлять муниципальный земельный контроль, но уровень осуществляемых мероприятий в рамках муниципального земельного контроля остается на крайне низком уровне. В рамках реализации постановления Правительства России от 21.09.2020 № 1509 в территориальные управления Россельхознадзора поступило более 2 тыс. заявлений об использовании земельного участка в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения на площади более 240 тыс. га от правообладателей земельных участков в 63 субъектах Российской Федерации. В отношении 660 земельных участков на площади более 54 тыс. га были приняты положительные решения.

Следует отметить, что в результате нерационального использования земель сельскохозяйственного назначения муниципалитеты недополучают доходы, что влияет на качество жизни работников села. Таким образом, с одной стороны большая часть земель сельскохозяйственного назначения не используется, а с другой — в местах проживания сельского населения с благоприятными условиями для ведения сельскохозяйственного производства из-за дефицита земельных ресурсов малый и средний агробизнес не имеет возможности в полной мере заниматься сельхозпроизводством.

В государственных целевых программах развития сельского хозяйства и сельских территорий различного уровня проблеме развития сельскохозяйственного землепользования уделяется недостаточно внимания. Отсутствие целевого финансирования, предусмотренного соответствующими программными документами, также не способствует положительной динамике использования земель сельскохозяйственного назначения в стране, отдельных регионах, муниципальных образованиях. Для решения данных проблем необходимо совершенствование системы управления земельными ресурсами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также правоприменительной практики. Необходимо также повысить эффективность государственного управления земельными ресурсами, используемыми в сельскохозяйственном производстве, усилить гарантии целевого использования сельскохозяйственных земель и меры их правовой охраны.

В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что действующее земельное законодательство, главная задача которого заключается в закреплении и динамичном развитии установленных отношений, повышении эффективности использования и охраны земель, этих задач пока не выполняет.

Литература:

1. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (ред. от 29.12.2014 г.) (Глава XIV «Земли сельскохозяйственного назначения», ст.ст. 77–82);

2. Федеральный закон 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от (ред. от 29.12.2013 г.);

3. Федеральный закон от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (ред. От 07.06.2013);

4. Хусяйнова С. Г., Кагамлык М. Ю. Типичные нарушения законов в области оборота сельскохозяйственных земель. 2017;(11(997)):29–31;

5. Федеральный закон от 29.12.2010 № 435-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» // СЗ РФ. 2011. № 1. ст.47;

6. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель за 2023г / Росреестр. — М., 2023;

7. Романов В. И. О правовом регулировании оборота земель сельскохозяйственного назначения // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2003. — № 6 — С.53.;

8. https://www.gosuslugi.ru/624502

9. Елисеева И. А. Земли сельскохозяйственного назначения: проблемы эффективного гражданско-правового режима / И. А. Елисеева // Теория и практика общественного развития. — 2014. — № 15. — С. 140–145.

10. Определение Верховного суда от 21.10.2019г № 308-ЭС19–10562

11. Постановление Верховного суда от 23.06.2020г № 24-АД20–3.

Основные термины (генерируются автоматически): сельскохозяйственное назначение, земля, Российская Федерация, Верховный суд, земельный участок, сельское хозяйство, управление землями, участок, земельное законодательство, местное самоуправление.


Похожие статьи

Задать вопрос