Теоретические основы реализации метода проектов при обучении монологическому высказыванию на уроках иностранного языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (502) январь 2024 г.

Дата публикации: 22.01.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Мамий, Г. А. Теоретические основы реализации метода проектов при обучении монологическому высказыванию на уроках иностранного языка / Г. А. Мамий. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 174-176. — URL: https://moluch.ru/archive/502/110219/ (дата обращения: 28.04.2024).



В данной статье рассматривается понятие говорения на уроках английского языка и его виды, а также взаимосвязь монологической и диалогической речи.

В процессе обучения иностранным языкам учащиеся должны развивать сразу несколько навыков: чтение, аудирование и говорение. От равномерного и эффективного развития каждого из этих навыков зависит то, как ученик будет применять речевое общение на английском языке в реальных ситуациях. Однако многие авторы находят трудности при реализации программ обучения устному общению, в частности при обучении говорению.

Развитие образовательной системы, особенно в рамках изучения иностранных языков, повышает требования к изучению английского языка. Это подразумевает необходимость выявления трудностей во время образовательного процесса и созданию новых методических рекомендаций по возможным путям их преодоления.

Ключевые слова: урок иностранного языка, обучение говорению, метод проектов, речевая деятельность, монологическая речь, трудности обучения говорению, школа.

This article considers the concept of speaking in English lessons and reveals kinds of speaking, likewise the connection between monological and dialogical speech.

In the process of learning foreign languages, students should develop several skills at once: reading, listening and speaking. The equable and effective development of each of these skills depends on how the student will use speech communication in English in real-life situations. However, many authors find difficulties in implementing oral communication training programs, in particular in teaching speaking.

The development of the educational system, especially in the framework of learning foreign languages, increases the requirements for learning English. This implies the need to identify difficulties during the educational process and create new methodological recommendations on possible ways of overcoming them.

Keywords: English lesson, teaching speaking, project method, speech activity, monological speech, difficulties in teaching speaking, school.

Понятие говорения

Говорение — вид речевой деятельности, который обладает такими уникальными характеристиками как: мотивированность, активность, целенаправленность, связь с деятельностью, связь с коммуникативной функцией мышления, и др. [1].

Этот процесс сложен, и подразумевает использование как аудирования, так и навыков устной речи. Однако без говорения не будет средства выражения мыслей и отношения к объектам.

Процесс говорения можно разделить на два основных этапа:

— Анализ — отбор необходимых слов и выражений из собственной памяти;

— Синтез — составление из слов последовательности, несущую смысловую нагрузку и осуществляющую определенный замысел или коммуникативное намерение [2].

Виды говорения

В теории выделяются два вида говорения: монологическая и диалогическая речь.

Монологическая — развернутое высказывание одного лица, обращенное к другому лицу или группе лиц, обладающая такими функциями как: информативная, воздейственная, экспрессивная, развлекательная и ритуально-культовая [3];

Диалогическая — последовательное сочетание высказываний, имеющее ситуативно-тематическую схожесть и использующееся в непосредственном акте общения. Выделают две основные характеристики диалогической речи: реактивность и ситуативность [4].

Однако в естественном общении диалогическая и монологическая речь часто переплетаются. Монолог может перейти в диалог, диалог — в монолог. Поэтому с методической точки зрения определить место того, или иного вида говорения в образовательном процессе довольно сложно. Приблизить ученика к естественной речи могут ролевые игры и проблемные ситуации. Они помогают симулировать реальную речевую ситуацию, повысить мотивацию и заинтересованность.

Трудности при обучении говорению на английском языке

В то же время, чтобы сделать применение говорения на уроках английского языка наиболее эффективным и комфортным для учащихся, необходимо рассмотреть имеющиеся трудности, с которыми сталкивается педагог на практике:

— Боязнь ошибок — ученики боятся совершать ошибки, которые при устной речи практически неизбежны. Это может быть связано как с низкой самооценкой и боязнью критики, так и влиянием сверстников, в результате которых учащийся испытывает дискомфорт при попытке высказаться на иностранном языке;

— Недостаток информации — это может касаться либо недостаточных знаний по обсуждаемой теме (“нечего сказать”), либо нехваткой языковых средств, из-за чего возникает “порочный круг”: ученик не имеет достаточно знаний, чтобы практиковать устную речь и одновременно н может развивать навыки устной речи;

— Непонятная речевая задача — учащийся может просто не понять задание в силу нехватки знаний или нечетко сформулированного задания;

— Нехватка мотивации — у ученика может отсутствовать мотивация к общению на иностранном языке так как практическое применение слишком отсрочено, задания скучные или непонятные и т. д.;

— Затянутость речевых задач — если в классе будет говорить только один ученик (монолог), остальные становятся исключенными из процесса, могут потерять нить рассуждения и интерес к заданию;

— Использование родного языка — во время парных или групповых форм ученики могут общаться между собой на родном языке, так как так удобнее и привычнее [4].

— Усвоение речевых структур на родном языке — этот “обходной” путь мешает формированию речевого механизма на английском языке, и вместо того, чтобы строить предложение или конструкцию сразу на иностранном языке, ученик выстраивает ее на родном языке и затем переводит.

Отдельно стоит отметить неравные возможности некоторых обучающихся в процессе коммуникации. Чаще всего, на уроках активно общаются ученики с более высоким уровнем знания английского языка, а другие обучающиеся практически не проявляют активность или вообще не участвуют в речевых задачах. При этом, на учеников, попадающих под вторую группу как раз, и приходится наибольшее давление со стороны сверстников, боязнь ошибок и дискомфорт. Из-за этого если не контролировать атмосферу на занятиях, то давление может перерасти в личностные психологические барьеры и сильно усложнить процесс обучения ребенка.

Исходя из этих проблем, основными способами повышения эффективности обучения говорению на занятиях могут быть:

— Доверительная атмосфера — создание атмосферы доброжелательности и психологической безопасности поможет снизить уровень стресса и боязнь ошибок;

— Четкое представление и объяснение задач, соблюдение условий создания речевой ситуации;

— Использование взаимопомощи и взаимоподдержки;

— Создание достаточного уровня опоры речевого, языкового и информационного плана, в случаях, когда ученик не знает, что говорить на поставленную речевую задачу;

— Учитывать индивидуальные языковые возможности учеников и в зависимости от этого структурировать опрос, распределять по ролям и группам;

— Использовать различные мотивационные источники;

— Обеспечение каждого ученика конкретной задачей, создание игровых ситуаций;

— Использование групповых и парных форм работы.

Чтобы эффективно организовать групповую работу при разделении студентов необходимо учитывать не только языковые возможности, но и:

— Желание учеников;

— Содержание занятия (создание тематических блоков) [5].

При выборе методов обучения говорению важно учитывать индивидуальные и возрастные особенности. Методики должны отвечать практико-ориентировочному подходу. Они должны оказывать положительное воздействие на формирование критического и творческого мышления, развивать межпредметные связи, мотивировать и интересовать учеников.

Литература:

  1. Бочкарева П. В. Эффективные методы обучения говорению на уроке английского языка //ББК Ш12/18–9 К57. — 2019. — С. 154.
  2. Салиева З. И. Дискуссия как один из методов формирования навыка говорения на уроках английского языка //Педагогика высшей школы. — 2016. — №. 3. — С. 63–65.
  3. Скалкин В. Л. Коммуникативные упражнения на английском языке: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1983. — С. 6.
  4. Смирнова В. Е., Токарева О. Ю. Обучение говорению на уроках английского языка //Диалог культур-диалог о мире и во имя мира. — 2020. — С. 175–179.
  5. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам [Текст]: базовый курс лекций/ Е. Н. Соловова. — М.: Просвещение, 2002. — 239 с.
  6. Темякова Е. А. Роль групповой работы в процессе формирования навыков говорения на уроках английского языка в средней школе //Язык текущего момента. — 2022. — С. 228–230.
  7. Трусова Т. С. Обучение говорению на уроках английского языка в старшей школе //Концепт. — 2016. — №. S12. — С. 28–34.
  8. Шабалина Т. С. Актуальность использования интернет-ресурсов для обучения навыку говорения на уроке английского языка //Рецензенты: Исаев Юрий Николаевич, д-р филол. наук, ректор БУ ЧР. — 2019. — С. 68.
  9. Шайдт О. Ю. Трудности в обучении говорению на уроках английского языка в средней школе и пути их преодоления с учетом возрастных психолого-педагогических характеристик учащихся //Молодой ученый. — 2021. — №. 13. — С. 291–294.
Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, говорение, иностранный язык, родной язык, устная речь, ученик, боязнь ошибок, вид говорения, диалогическая речь, монологическая речь.


Похожие статьи

Задать вопрос