Особенности применения информационных технологий в педагогической деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (502) январь 2024 г.

Дата публикации: 15.01.2024

Статья просмотрена: 49 раз

Библиографическое описание:

Суздальцев, К. А. Особенности применения информационных технологий в педагогической деятельности / К. А. Суздальцев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 194-196. — URL: https://moluch.ru/archive/502/110211/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье были исследованы вопросы по применению информационных технологий в образовательной деятельности. Также были рассмотрены способы преподнесения учебной информации детям, в том числе при дистанционном обучении. И особое внимание в статье было уделено ИКТ — компетентности педагогов образовательных учреждений при реализации обновлённых ФГОСов.

Ключевые слова: информация, информационные технологии, ИКТ-компетентность, деятельность.

В настоящее время особую ценность представляют педагоги, способные и готовые меняться вместе с тем, как преобразуется система образования. Процесс обучения всегда был и будет ориентирован на главных участников деятельности — детей. Внедряя современные технологии, можно не только разнообразить способы и формы подачи информации, но и добиться главного — интереса и непосредственного участия школьников.

Владение ИКТ-компетентностью сейчас является обязательным условием при работе в образовательной сфере, согласно нормативным документам, регламентирующим деятельность учителя. Данное требование в значительной степени отражает то, как стремительно меняется мир и вместе с ним — системы обучения и воспитания школьников. Работа с компьютером и другими информационными средствами стала не только частью урочной и внеурочной деятельности, но и упрощает заполнение документации, а также играет важную роль в самообразовании учителя. Информационные технологии способны не только сохранить, но и в разы повысить эффективность учебного процесса при условии высокой квалифицированности педагогов.

Можно отметить, что многие педагоги, которые в необходимой мере освоили информационные технологии, активно занимаются не только применением, но и созданием различных дидактических заданий, презентаций и тренажёров для детей, а также материалов, курсов и пособий для учителей.

Что же такое информационные технологии и за что они так ценятся в современном мире? По определению И. В. Роберта [1], информационные технологии — это «программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной техники, современных средств и систем телекоммуникаций информационного обмена, аудио-видеотехники и т. п., обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации». Значение ИКТ-средств неоценимо. Это и снижение временных затрат на то, чтобы донести информацию до учащихся, и разнообразие подходов к представлению материала, и эффективность отработки и анализа полученных знаний. Такой потенциал применения информационных технологий является обоснованием необходимости изучения и распространения данной темы в обществе.

В сравнении с другими сферами нашей жизни, ИКТ-технологии появились в образовании сравнительно позже, поскольку образовательный процесс всегда следует только за глобальными тенденциями общества. Именно поэтому в учебных заведениях по-прежнему работают люди, которые с трудом владеют компьютером, предпочитая классические занятия, на которых все этапы реализуются посредством печатных материалов (учебник, рабочая тетрадь). Как показывает практика, вовлеченность детей при такой организации заметно ниже.

На данный момент активно развивается тенденция домашнего образования для детей, которые по каким-то причинам не имеют возможности посещать школу. Некоторые частные организации уже практикуют дистанционное присутствие детей на уроках во время болезни и отпуска, что позволяет учащимся оставаться частью процесса. Благодаря информационным технологиям они так же быстро могут получать дополнительные задания на изучение и отработку материала.

Как уже описывалось выше, информационные технологии могут стать частью разной деятельности педагога и детей. Можно выделить основные направления применения ИКТ в школе:

1) Ведение рабочей документации. Школы активно переходят на ведение электронного журнала, призванного упростить процесс анализа успеваемости учащихся, а также наиболее четко регламентирующего, за что выставляются оценки.

2) Урочная деятельность. Целесообразность использования информационных технологий на уроках обоснована в исследованиях ведущих педагогов. Широкий спектр средств можно использовать на всех уроках. Творческие уроки легко разнообразить видео-показом техники создания работы, на математике можно вывести с помощью проектора на маркерную доску примеры, на русском поработать с интерактивной доской, а урок литературного чтения завершить занимательной рефлексией. И это лишь малая и самая базовая часть средств, призванных заинтересовать учащихся.

3) Внеурочная деятельность. В зависимости от направления, во внеурочной деятельности применимы различные информационные технологии. Поскольку во внеурочной деятельности нет такой четкой регламентации этапов, открывается широкий простор для раскрытия потенциала всех возможных средств. Уроки с применением информационных технологий, характеризуются:

— соблюдение принципа адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;

— управляемость деятельностью учащихся: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;

— интерактивность и диалоговый характер обучения;

— ИКТ обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя; «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения. Таким образом, при подборе разнообразных информационных средств, обучение станет не только интереснее, но и побудит учащихся к созданию диалога на учебную тему.

— оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;

— поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером; для учащихся компьютер и телефон — важная и неотъемлемая часть жизни. Привнося их в учебную деятельность, мы создаем комфортную и привычную атмосферу, интегрируя в нее образовательные задачи.

— неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики. Конечно, наличие мультимедийного сопровождения не заменяет детям тетрадей, а учителю — меловой или маркерной доски. Но в некоторых случаях, в том числе в целях экономии времени, замена более чем целесообразна [2].

Экономия учителем времени на написании определенных заданий на доске позволяет включить больше дидактических упражнений на развитие навыков и получение знаний. Рассмотрим, как может быть построен современный урок с применением информационных технологий:

1) На этапе подготовки к уроку необходимо проанализировать электронные информационные ресурсы, а также УМК — учебник, рабочую тетрадь, определить для себя наиболее эффективные методы и средства изучения материала с применением ИКТ. На данном этапе происходит также подготовка (или поиск) интерактивных игр, презентации, заданий, которые будут выведены на доску с помощью проектора. Выбор средств зависит от типа и задач урока.

2) При объяснении нового материала на занятии можно использовать различные виды мультимедийного сопровождения (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты изучаемых процессов и явлений, демонстрации опытов, видео-экскурсии), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, символьные объекты. Разумеется, для создания отклика учащихся на представляемый материал, педагогу необходимо акцентировать их внимание на изображениях, задавать наводящие вопросы и пояснять, если что-то непонятно. Активная реализация принципа наглядности позволяет увлечь школьников, побудить к самостоятельному изучению предмету. Именно этого и требует от педагогов Федеральный государственный стандарт начального общего образования — создания личности, способной к самообразованию.

3) При закреплении пройденного материала можно предложить учащимся работу с текстом электронного учебника, словарями, задачниками и т. д. Замена бумажных учебников при этом обусловлена возможностью одновременной работы с большим количеством источников, а также возможностью более эффективной реализации различных форм работы: индивидуальной, фронтальной, групповой.

4) Этап рефлексии — наиболее творческий этап для учителя в отношении применения информационных технологий. Здесь можно отойти от привычных текстовых форматов и создать целую игру, которая поможет ребенку проанализировать, каких задач удалось достичь на уроке, над которыми еще нужно поработать [3].

Важно отметить, что наличие информационных технологий на уроках не является залогом положительных результатов. Они выступают лишь в роли средства более быстрого и эффективного достижения поставленных учителем целей, которые он реализует, в первую очередь, исходя из своего опыта, знания индивидуальных особенностей учащихся и желания улучшить качество образования. Таким образом, одним из основополагающих критериев результативности процесса обучения является личность педагога.

Глобальная цель педагогики — обучение учащихся, развитие их личности, напрямую зависит от качества образовательных программ, предлагаемых детям, от методов и средств, применяемых педагогами. Принимая во внимание интересы детей и запрос общества, мы рекомендуем образовательным учреждениям внедрять информационные технологии для своего личного роста, но их внедрение должно соответствовать научному подходу, то есть необходимо, чтобы каждое задание выполняло определенную образовательную функцию. Оно должно быть сосредоточено на повышении квалификации учителей и внедрении креативной и инновационной педагогики, развитии ИКТ и реализации Федерального государственного стандарта образования путем минимизации цифрового разрыва.

Также стоит отметить, что внедрение информационных технологий — это лишь этап в повышении качество образования. Основная же роль учителя состоит в том, чтобы непрерывно изучать новые методы и средства для повышения эффективности образовательного процесса. Педагоги развивают в детях способность к саморазвитию и самообучению, а значит им и самим необходимо соответствовать этому требованию.

Таким образом, современное образование, развивая личность ребенка, направлено на соответствие урочной и внеурочной системы требованиям ФГОС ООО и СОО, соблюдение которых невозможно без внедрения информационных технологий в соответствии с учебными задачами.

Литература:

  1. Роберт И. В. Цифровая трансформация образования: ценностные ориентиры, перспективы развития // Россия: тенденции и перспективы развития. 2021. № 16–1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-obrazovaniya-tsennostnye-orientiry-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 13.01.2024).
  2. Роберт И. В. Основные направления фундаментальных и прикладных научных исследований в области информатизации отечественного образования // Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Теория и практика. Ч. 1 / Под науч. ред. Я. А. Ваграменко, М. П. Карпенко. — М.: Изд-во СГУ, 2017. — С. 27–43.
  3. Салимова Б. Д., Худайкулов Р. М. Условия формирования мотивации к развитию ИКТ-компетентности в профессиональной педагогической деятельности // Проблемы науки. 2022. № 9 (178). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-formirovaniya-motivatsii-k-razvitiyu-ikt-kompetentnosti-v-professionalnoy-pedagogicheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 13.01.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, педагог, ребенок, средство, урок, маркерная доска, мультимедийное сопровождение, образовательный процесс, рабочая тетрадь, Федеральный государственный стандарт.


Похожие статьи

Задать вопрос