Особенности проявления социофобии у подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (501) январь 2024 г.

Дата публикации: 16.01.2024

Статья просмотрена: 46 раз

Библиографическое описание:

Середина, А. Д. Особенности проявления социофобии у подростков / А. Д. Середина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 423-424. — URL: https://moluch.ru/archive/501/110259/ (дата обращения: 05.05.2024).



Данная научная работа исследует особенности проявления социофобии у подростков. Социофобия является одним из распространенных психологических расстройств среди подростков, которое сопровождается страхом и тревожностью в социальных ситуациях. Целью исследования является выявление основных факторов, влияющих на проявление социофобии у подростков, а также оценка ее последствий для их психологического и социального благополучия.

Ключевые слова: социофобия, подростков, подростковый возраст, идентичность, страх.

This scientific work examines the peculiarities of the manifestation of social phobia in adolescents. Social phobia is one of the most common psychological disorders among adolescents, which is accompanied by fear and anxiety in social situations. The aim of the study is to identify the main factors influencing the manifestation of social phobia in adolescents, as well as to assess its consequences for their psychological and social well-being.

Keywords: social phobia, adolescents, adolescence, identity, fear.

В контексте социальной фобии наблюдаются явные трудности в установлении нормальных границ взаимодействия с обществом. Поскольку подростки формируют свою идентичность главным образом через социальное взаимодействие [8], это означает, что у людей, страдающих социальной фобией, идентичность существенно искажена и фрагментирована.

Работы Э. Эриксона рассматривают формирование идентичности как непрерывный процесс, объединяющий собственные представления о себе и отражение себя в других людях в процессе взаимодействия с ними [8]. Современные исследования в области идентичности проводятся на пересечении нескольких научных дисциплин: психологии личности, социальной психологии, психологии развития и когнитивной психологии [2].

С точки зрения теории развития, первыми людьми, которые участвуют в формировании идентичности, являются родители и семья, которые составляют первичную референтную группу для ребенка. Референтная группа, как часть окружающей среды, была выделена ранее других подструктур, в том числе в работах У. Бронфенбреннера и Дж. Вулвилла. Под влиянием трудов Л. Выготского и К. Левина У. Бронфенбреннер разработал психологическую теорию экологических систем. Микросистема семьи, первая подсистема этой теории, рассматривается как первичная референтная группа. Автор считал, что отношения взаимообратны, то есть не только взрослые оказывают влияние на поведение детей, но и сами дети, их физические характеристики, черты личности и способности также влияют на поведение взрослых [9].

При изменениях в поведении детей, как замечает Г. Фигдор, чаще всего проблема привлекает внимание только тогда, когда возникают трудности со школьными делами [6]. Особенно явные проявления социальной фобии можно наблюдать во время подросткового периода, когда дети находятся в школе. Важным фактором успешной адаптации в этот период являются принятые обществом взгляды на независимость подростка, поведение и воспитание его родителей, а также взаимоотношения подростка с сверстниками и их поддержка в его самостоятельном поведении [1]. Возможно, что социальная фобия, возникающая в подростковом возрасте, может быть способом ухода от процесса формирования личности, связанного с проблемами, возникшими в предыдущие стадии развития и взаимоотношениями внутри семьи.

В период подросткового возраста нервная система у большинства подростков находится в нестабильном состоянии. Причинами изменений в их состоянии могут быть огромный объем информации, получаемой в школьной программе, личная жизнь, общение с ровесниками, влияние гормонов и т. д. Все это может стать источником возникновения фобий в подростковом возрасте. Самыми распространенными фобиями в этот период являются танафобия — страх смерти, и интимофобия — страх отношений с противоположным полом. Однако, эти фобии обычно проходят со временем. Однако, если какой-либо страх остается с детства или подросткового периода, необходимо принимать его не как пожизненный диагноз, а предпринять меры для его предотвращения [7].

Следует отметить, что социальная фобия может рассматриваться как граничное расстройство личности, которое характеризуется синдромом диффузной идентичности. Плохая интеграция между «концепциями Я» и значимыми другими людьми является наиболее полной характеристикой диффузной идентичности, как показано в исследованиях О. Кернберга [3]. При социальной фобии существует предположение о серьезном нарушении механизмов формирования идентичности, что приводит к дискомфорту и избеганию социальных контактов [5].

Рассмотрение феномена социальной фобии в комплексе подразумевает наличие следующих взаимосвязей:

  1. Специфика отношений внутри семьи приводит к систематическим нарушениям психологического пространства ребенка, затрудняя его самостоятельное формирование устойчивых и гибких межличностных границ.
  2. Затруднения в установлении межличностных границ создают сложности в социализации вне семейной среды, что не позволяет сформировать цельную идентичность.
  3. Коллективность затруднений в межличностных границах и разобщенной идентичности может привести, с одной стороны, к неадекватным ожиданиям индивида, а с другой стороны — к социальному отвержению, что способствует развитию социальной фобии.

В настоящее время проблема социальной фобии изучена в большей степени в контексте искажений мышления и оценки социальной ситуации. Хотя эти феномены достаточно подробно описаны в рамках когнитивной психологии, вопросы отношений родителей с детьми, нарушений границ и особенностей идентичности при социальной фобии остаются недостаточно изученными.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Педология подростка / Л. С. Выготский // Собр. Соч.: в 6 т. — Москва: Педагогика, 1984. — Т. 4: Детская психология. — 433 с.
  2. Изард К. Психология эмоций / К. Изард. — Санкт-Петербург: Питер, 2003. — 464 с.
  3. Карвасарский Б. Д. Неврозы. Руководство для врачей / Б. Д. Карвасарский. — Москва: Медицина, 1990. — С. 69–87.
  4. Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. З. Зинченко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Педагогика-Пресс, 1997. — 440 с.
  5. О любви из уст великих людей https://studwood.net/971731/filosofiya/lyubvi_velikih_lyudey (Дата обращения 14.01.2024).
  6. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. Москва, 2006. — 208 с.
  7. Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни / Д. Элкинд. — Москва: Когито -центр, 1996. — 590 с.
  8. Ястребов, Д. В. Терапия социальных фобий / Д. В. Ястребов // Тревога и обсессии / Д. В. Ястребов. — Москва: Изд-во МГУ, 1998. — 26 с.
  9. Devidson, Jr. The epidemiology of social phobia: findings from the Duke Epidemiological Catchment Area Study / Jr. Davidson, D. Hughes, L. George // Psychol. Med. — 1993. — № 23.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная фобия, подростковый возраст, диффузная идентичность, когнитивная психология, первичная референтная группа, поведение детей, подростковый период, подросток, страх, формирование идентичности.


Похожие статьи

Задать вопрос