Стили саморегуляции у студентов гуманитарных специальностей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (501) январь 2024 г.

Дата публикации: 16.01.2024

Статья просмотрена: 71 раз

Библиографическое описание:

Дурасова, Е. А. Стили саморегуляции у студентов гуманитарных специальностей / Е. А. Дурасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 412-417. — URL: https://moluch.ru/archive/501/110240/ (дата обращения: 07.05.2024).



В статье автор исследует основные тенденции и различия в подходах к саморегуляции среди студентов гуманитарных специальностей. В ходе исследования было выявлено что студенты с высоким уровнем саморегуляции могут быть вовлечены в более сложные проекты и исследования. Они могут также служить моделями для своих сверстников, стимулируя развитие навыков саморегуляции у других студентов

Ключевые слова: студенты, саморегуляция, стиль саморегуляции, осознанная саморегуляция, планирование, моделирование, программирование, оценивание результатов, гибкость, самостоятельность.

Введение

Современный образовательный процесс ставит перед студентами высокие требования к саморегуляции и самоорганизации. В частности, для студентов гуманитарных специальностей, где требуется значительный уровень творчества и самостоятельности, вопросы эффективной саморегуляции становятся особенно актуальными. В данной статье рассматриваются особенности стилей саморегуляции поведения у студентов гуманитарных направлений, основываясь на данных, полученных с помощью опросника ССП-98 В. И. Моросановой. Целью исследования является выявление основных тенденций и различий в подходах к саморегуляции среди этой категории студентов. Полученные результаты предоставляют ценную информацию для разработки эффективных методов обучения и поддержки студентов в процессе их учебной и личностной деятельности.

В настоящее время образование первостепенно ставит перед собой задачу формирование у обучающихся эффективной учебной деятельности, самоорганизованности и развитие креативности. Если в течении жизни индивида саморегуляция формируется в адекватных условиях, то говорит о том, что в индивида заложены психические основы самостоятельности.

Исследования саморегуляции в отечественной психологической науке опирались на деятельностный и субъектный подходы к изучению психики человека. Так, Э. А. Грибенникова рассматривала саморегуляцию в контексте ценностных ориентаций, «Я-концепции», самооценки, уровня притязаний личности и самоконтроля [2]. В концепции осознанной регуляции деятельности О. А. Конопкина «под саморегуляцией произвольной активности человека понимается системно организованный психический процесс по инициации, построению, поддержанию и управлению всеми видами и формами внешней и внутренней активности, которые направлены на достижение принимаемых субъектом целей» [4]. О. А. Конопкин рассматривает осознанную саморегуляцию как открытую информационную систему, структура которой универсальна для разных видов деятельности и поведения. Д. А. Леонтьев пишет о саморегуляции в контексте исследования потенциала личности [5], Д. П. Заводчиков, П. О. Манякова связывают ее с личностной профессиональной перспективой [3].

В современных исследованиях особое внимание уделяется стилю саморегуляции. По мнению О. А. Конопкина [4], В. И. Моросановой [6], Л. С. Улановской [7] и др., о наличии общего стиля регуляции следует говорить лишь в том случае, когда индивидуальная структура и характерные для данного человека особенности регуляции имеют тенденцию устойчиво проявляться в различных жизненных обстоятельствах, видах деятельности и поведения [7]. К стилевым особенностям саморегуляции В. И. Моросанова относит: 1) индивидуальные особенности регуляторных процессов (особенности планирования, моделирования, программирования и т. п.); 2) стилевые особенности функционирования всех звеньев системы саморегуляции (регуляторно-личностные свойства самостоятельности, гибкости, надежности, инициативности и т. п.). Она выделяет автономный, оперативный и устойчивый стили саморегуляции [6]. Комплекс необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности учителя школы регулятивных умений описывает О. В. Белоус [1].

Саморегуляция — управление самим собой в разных условиях жизни. Саморегуляция бывает непроизвольной и произвольной. В нашей работе речь пойдёт основном о произвольной саморегуляции. Произвольная саморегуляция, иначе говоря, психологическая саморегуляция, которая включает в себя управление психическими состояниями процессами, действиями осуществляемые самим организмом при помощи психической активности. Под это определение попадают практически все сознательных действия, которые мы делаем. Саморегуляция является психическим процессом, который отвечает за сознательное управление поведением индивида.

Анализ эмпирических данных.

Студентам гуманитарных специальностей было предложено пройти опрос по методике В. И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения — ССП-98».

На рис.1 представлено распределение уровней планирования среди 72 участников опроса. Мы видим, что большинство участников имеют средний уровень навыков планирования, что указывает на достаточное, но не исключительное развитие этих навыков среди студентов. Небольшая часть участников показала высокий уровень планирования, что указывает нам наличие студентов с высоким навыком целеполагания, высокий уровень потребности осознанного планирования. У студентов с таким уровнем навыка планирования обычно развита инициативность и способность к формированию реалистичных целей. Так же имеется группа студентов с низким навыком планирования, это указывает на то, что есть студенты, которым трудно дается самостоятельно формировать свои цели и достигать их, инициативность данных студентов понижена. Планы, которые строят студенты данной категории часто не обдуманны и мало реалистичны.

Планирование

Рис. 1. Планирование

Анализируя предоставленные данные по категории «Моделирование» рис. 2 среди 72 студентов, мы видим следующее распределение:

Низкий уровень (15 студентов): студенты с низким уровнем по шкале «моделирование» склонны к неверному оцениванию обстоятельств, что далее может проявляться в резких перепадах настояния и отношения к развитию ситуации. Студенты данной категории испытывают сложность с постановкой реалистичной цели, планированию действий для её достижения из-за неадекватной оценки ситуации и обстоятельств. Средний уровень (43 студента): студенты с средним уровнем по шкале «Моделирование» способный адекватно оценивать ситуацию, им свойственна некоторая степень осознанности. Высокий уровень (14 студентов): студенты с высоким уровнем по шкале «Моделирование», способны очень хорошо оценивать обстановку и принимать решения быстро учитывая все внешние и внутренние факторы. Студенты данной категории отличаются высоким уровнем осознанности. Также студентам данной категории не составит труда подставиться под быструю смену обстоятельств.

Моделирование

Рис. 2. Моделирование

Анализ данных по категории «Программирование» рис 3. Из 72 студентов в нашей выборке 17 студентов имеют низкий уровень по шкале «Программирование». Студентам данной категории тяжело дается продумывать очередность своих действий, такие студенты склонны часто действовать импульсивно. Данные студенты могу часто сталкиваться с неудачей при достижении цели, получают не тот результат который хотели. 17 студентов из нашей выборки имеют высокий уровень по шкале «Программирование». Студентов с высоким уровнем по шкале «программирование» отличает от других потребность подумывать свои сланы и действия для достижения целей. Так же эти студенты легко подстраиваются под изменения, учитывают все внутренние и внешние факторы и двигаются к намеченной цели. Больше всего студентов (44 человека) по шкале «программирование» имеют средний уровень. Эти студенты имеют навык проставления целей в некоторой степени умеют подстраиваться под обстоятельства, способны адекватно воспринимать перемены.

Программирование

Рис. 3. Программирование

Изучение данных по категории «Оценивание результатов» рис. 4 в контексте опросника среди студентов выявляет аспекты в развитии их самооценочных навыков. Наибольшее количество участников, составляющее 38 человек, находится на среднем уровне оценивания результатов своей деятельности, что говорит о наличии у них базовых навыков самооценки и критического анализа собственных достижений, хотя и с пространством для улучшения. Также заметна значительная группа из 27 студентов, демонстрирующих высокий уровень оценивания результатов, что свидетельствует о развитой способности к адекватной самооценке и анализу собственных действий и достигнутых результатов. Эти студенты могут точно определять свои сильные и слабые стороны, а также эффективно корректировать свои стратегии в дальнейшем. В то же время, 7 студентов с низким уровнем оценивания результатов могут столкнуться с трудностями в адекватном восприятии и оценке своих достижений, что может влиять на их обучение и личностное развитие. Эти наблюдения подчеркивают важность внедрения программ и мероприятий, направленных на улучшение навыков самооценки и саморефлексии у студентов, особенно для тех, кто нуждается в дополнительной поддержке в этом аспекте.

Оценивание результатов

Рис. 4. Оценивание результатов

Анализ данных по категории «Гибкость» рис. 5 среди студентов показывает, что большинство из них, а именно 36 человек, обладают средним уровнем гибкости. Это говорит о том, что они способны адаптироваться к изменениям и новым условиям, хотя и могут испытывать определенные трудности в более сложных или непредвиденных ситуациях. Данный уровень указывает на потенциал для развития более высоких навыков адаптации. В то же время, 19 студентов демонстрируют низкий уровень гибкости, что указывает на неуверенность данных студентов в ситуациях быстро сменяющихся обстоятельств. Даже несмотря на сформированность процессов регуляции данные студенты испытывают трудности в адекватном реагировании на смену обстоятельств, не способны реагировать на ситуацию быстро и планировать дальнейшие действия. 17 студентов, обладающих высоким уровнем гибкости, что указывает способность данных студентов быстро и результативно реагировать на смену обстоятельств. Таким студентам не составит труда перестроить свои планы и подстроиться под обстоятельства.

Гибкость

Рис. 5. Гибкость

Из 72 студентов, значительная часть, а именно 41 человек, находится на среднем уровне самостоятельности рис. 6. Это означает, что они имеют некоторую способность к самостоятельному принятию решений и реализации задач, но все же нуждаются в определенной степени поддержки или руководства. В контексте гуманитарных специальностей, где ценятся творческий подход и независимость мышления, эти результаты могут указывать на потребность в дополнительных усилиях по стимулированию самостоятельности среди студентов. Также обращает на себя внимание группа из 25 студентов с высоким уровнем самостоятельности, демонстрирующая способность к самостоятельному принятию решений и решению задач без значительной внешней поддержки. Это говорит о наличии у студентов гуманитарных специальностей потенциала для самостоятельного развития и реализации своих идей, что является ключевым для успешной карьеры в данной сфере. Наименьшее количество студентов, всего 6 человек, показали низкий уровень самостоятельности. Это может свидетельствовать о трудностях с самостоятельным планированием и осуществлением своей деятельности, что может стать препятствием для их успеха в учебе и профессиональной деятельности. Учитывая важность самостоятельности в гуманитарных областях, важно обеспечить этих студентов соответствующей поддержкой и руководством для развития их навыков самостоятельного принятия решений и саморегуляции.

Самостоятельность

Рис. 6. Самостоятельность

Анализируя общий уровень саморегуляции рис. 7 среди студентов гуманитарных специальностей, мы видим, что большая часть из них, а именно 44 человека, находится на среднем уровне. Это означает, что у большинства студентов развиты базовые навыки саморегуляции, которые включают в себя способность к планированию, моделированию, адаптации и самостоятельности в умеренной степени. Такой уровень саморегуляции может быть достаточным для справления с повседневными академическими и жизненными задачами, однако он также указывает на потенциал для дальнейшего развития этих навыков.

Общий уровень

Рис. 7. Общий уровень

С другой стороны, 19 студентов демонстрируют высокий уровень саморегуляции, что является значительным достижением в контексте учебы на гуманитарных специальностях. Эти студенты обладают хорошо развитыми навыками самостоятельного управления своей учебной и личной жизнью, что является ключевым фактором для успешного обучения и профессионального роста в будущем. Группа из 9 студентов с низким уровнем общей саморегуляции требует особого внимания. Эти студенты могут столкнуться с трудностями в самостоятельном управлении своим временем, целями и поведением, что может негативно сказаться на их учебных и профессиональных достижениях. Для них могут быть полезны специализированные программы и курсы, направленные на укрепление навыков саморегуляции, что поможет им более успешно справляться с академическими вызовами и подготовит к будущей карьере в гуманитарной сфере.

Выводы

Студенты гуманитарных специальностей демонстрируют различные уровни саморегуляции по всем рассмотренным категориям (планирование, моделирование, программирование, оценивание результатов, гибкость, самостоятельность, общий уровень саморегуляции). Это разнообразие подчеркивает необходимость индивидуального подхода в образовательном процессе.

Большинство студентов находятся на среднем уровне саморегуляции, что указывает на наличие потенциала для дальнейшего развития и улучшения этих навыков. Это особенно важно для курсов и программ, нацеленных на развитие критического мышления, самостоятельности и гибкости, которые являются ключевыми в гуманитарных областях. Небольшая группа студентов с низким уровнем саморегуляции нуждается в дополнительной поддержке. Это может включать в себя наставничество, консультации, рабочие группы или специальные образовательные программы, направленные на повышение их навыков саморегуляции. Студенты с высоким уровнем саморегуляции могут быть вовлечены в более сложные проекты и исследования. Они могут также служить моделями для своих сверстников, стимулируя развитие навыков саморегуляции у других студентов.

Результаты исследования подчеркивают важность интеграции стратегий развития навыков саморегуляции в учебные планы и программы. Это может включать разработку специализированных курсов, мастер-классов или воркшопов, а также внедрение методик активного обучения, направленных на развитие этих компетенций.

Литература:

  1. Белоус, О. В. Формирование осознанной саморегуляции педагогической деятельности как фактор становления профессионала // Вестник Томского гос. пед. ун-та. — 2009.
  2. Грибенникова, Э. А. Саморегуляция личности в индивидуальном стиле жизнедеятельности: Автореф. дис....канд. психол. наук. — М., 1995.
  3. Заводчиков, Д.П., Манякова, П. О. Взаимосвязь саморегуляции и личной профессиональной перспективы // Образование и наука. — 2018. — Т. 20, № 1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyazsamoregulyatsii-i-lichnoy-professionalnoy-perspektivy-studentov/viewer.
  4. Конопкин, О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. — М.: URSS: Ленанд, 2010.
  5. Леонтьев Д. А. Воля (в психологии) // Большая Российская Энциклопедия. Т. 5. М.: Большая Российская энциклопедия, 2006.
  6. Моросанова, В. И. Саморегуляция и индивидуальность человека. — М., 2010.
  7. Улановская, Л. С. Диагностика структуры индивидуального стиля саморегуляции психических состояний студентов: Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): студент, саморегуляция, высокий уровень, высокий уровень саморегуляции, категория, оценивание результатов, самостоятельное принятие решений, уровень, уровень саморегуляции, дальнейшее развитие.


Похожие статьи

Задать вопрос