Развитие креативного мышления на уроках гуманитарного цикла: история, обществознание, литература, русский язык, иностранный язык | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Лопатина, Н. А. Развитие креативного мышления на уроках гуманитарного цикла: история, обществознание, литература, русский язык, иностранный язык / Н. А. Лопатина, А. В. Литвинцева, Л. Г. Швецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 341-344. — URL: https://moluch.ru/archive/501/110135/ (дата обращения: 04.05.2024).



Рассматривается дивергентное мышление как умение обучающихся отступать от стандартных идей, правил и шаблонов при изучении предметов гуманитарного цикла. Научная новизна исследования обоснована разработкой и реализацией Модели развития креативного мышления обучающихся в образовательном процессе.

Ключевые слова: обучающиеся, мышление, учебные предметы, коллаборация, модель.

Актуальность исследования . В новых экономических и политических условиях, происходящих в Мире и России, изменил характер требований к уровню образованности выпускников образовательных организаций. На первый план выдвигается цель формирования креативной, инициативной личности, способной в условиях цифровизации всех систем и отраслей, решать проблемные ситуации, обогащая свой жизненный опыт.

Реализуемая образовательными организациями Федеральная образовательная программа основного общего образования (далее — ФОП ООО), утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации и включает программы, ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов:

– федеральные рабочие программы учебных предметов;

– программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;

– федеральную рабочую программу воспитания [3].

Степень разработанности проблемы

Автор Т. А. Гартунг рассматривала вопросы развития креативности подростков средствами дисциплин гуманитарного цикла, где подтвердила гипотезу о том, что «…развитие этого сложного феномена, включающего совокупность мыслительных и личностных качеств обучаемых, а также воображение, интуицию, эффективно в процессе изучения гуманитарных дисциплин», которые позволяют создать мир субъективных образов, смыслов и ценностей [1].

В других исследованиях, посвященных психологии творческих способностей, авторы Д. Рилфорд, Я. А. Пономарёв считают, что креативность является характеристикой, не зависящей от интеллекта. В то же время как Г. Айзенк, Р. Стернберг полагают, что уровень развития креативности обусловлен уровнем развития интеллекта.

По мнению Д. Б. Богоявленской, А. Маслоу, А. Олох креативность детерминируется личностными чертами, мотивацией и жизненными ценностями.

В диссертационном исследовании А. П. Гулова предметом исследования являются школьные предметные олимпиады как полифункциональное педагогическое средство развития творческого потенциала обучающихся. Автором разработана концепция школьных предметных олимпиад, как средство развития креативности [2].

На основании перечисленного списка научных исследований о развитии креативности на уроках гуманитарного цикла была сформулирована цель исследования — обоснование педагогических условий развития креативного мышления при изучении гуманитарных дисциплин.

Объект исследования : педагогический процесс, направленный на развитие креативного мышления при изучении дисциплин гуманитарного цикла.

Предмет исследования : педагогические условия развития креативного мышления в процессе изучения гуманитарных дисциплин.

Методы исследования и исследуемые

Исследование проходило в МКОУ «Курбатовская СОШ» Воронежской области. Участвовали обучающиеся 2–11 классов и педагоги. В качестве диагностики уровня креативного мышления использовались методики:

– измерительно оценочные методы (начальный этап) — выдвижение разнообразных идей. Пример задания для 7-го класса: обучающимся предлагается посмотреть картинки и ответить на вопросы «О чем книга, которую читает мальчик?», «Какое событие изображено на второй картинке?» и т. д. Таких заданий и предметных заданий для первичной диагностики креативного мышления имеется у каждого преподавателя по несколько комплектов.

Роль фантазии в развитии ребенка Сказка о стране Фантазии (Карпова Татьяна) / Проза.ру

Получив представление о возможностях каждого обучающегося, разрабатывается система развития креативного мышления на уроках гуманитарного цикла. Каждый педагог использует задания в рамках ФОП по своему предмету. Отличительная особенность — коллаборация педагогов, преподающих историю, обществознание, литературу, русский язык и иностранный язык.

Контрольно-измерительные средства для оценки креативного мышления обучающихся подготовлены по каждому предмету и используются на уроке.

Педагоги работают в соответствии с Моделью развития креативного мышления обучающихся в образовательном процессе.

Модель развития креативного мышления обучающихся в образовательном процессе

Рис. 1. Модель развития креативного мышления обучающихся в образовательном процессе

Модель представляет собой систему работы и взаимодействия педагогов в направлении развития креативного мышления у обучающихся на уроках гуманитарного цикла.

В систему включены: цель; модели развития креативного мышления; основания для развития креативного мышления (внешние и внутренние); движение и прогресс, выраженные в творческом мышлении и творческом выражении; новые знания по предметам; разрешение образовательных проблем. Конечный результат — способность обучающихся к дивергентному мышлению, а именно: способность формулировать несколько идей и решений; умение одновременно обдумывать различные способы решения учебных заданий; способность формулировать и генерировать идеи; способность обдумывать детали идеи и находить её воплощение на практике.

Методы развития креативного мышления, применяемые на уроках истории, обществознания, литературы, русского языка, иностранного языка: мозговой штурм; свободные ассоциации; составление карты памяти; метафорические сказки и др.

Таким образом, проведенное исследование направлено на развитие креативного мышления обучающихся общеобразовательной школы на основе

реализации авторской Модели. Важными принципами реализации Модели является: личностный подход; индивидуальная траектория обучения; реализация Стратегии воспитания; реализация Концепции развития психологической службы; принцип обучения одаренных детей; принцип осуществления профессиональной ориентации.

Литература:

  1. Гартунг Т. А. Развитие креативности подростков средствами дисциплин гуманитарного цикла: диссертация... кандидата педагогических наук: Т. А. Гартунг. — Тюмень, 2008.- 176 с.
  2. Гулов А. П. Реализация творческого потенциала обучающихся средствами предметных олимпиад. — Москва, 2023–407 с.
  3. Федеральная образовательная программа основного общего образования. URL: https://static.edsoo.ru/projects/fop/index.html#/sections/2000
Основные термины (генерируются автоматически): креативное мышление, гуманитарный цикл, креативное мышление обучающихся, модель развития, образовательный процесс, дивергентное мышление, иностранный язык, педагогическое условие развития, процесс изучения, русский язык.


Ключевые слова

модель, мышление, обучающиеся, коллаборация, учебные предметы

Похожие статьи

Задать вопрос