Цифровизация транспортной отрасли | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №2 (501) январь 2024 г.

Дата публикации: 14.01.2024

Статья просмотрена: 158 раз

Библиографическое описание:

Бредихина, А. В. Цифровизация транспортной отрасли / А. В. Бредихина, Ю. И. Милёшкина, А. А. Хисамова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/archive/501/110120/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье рассматриваются основные направления развития цифровизации на транспорте, а также приведены примеры использования новейших инструментов, основанных на базе искусственного интеллекта, для улучшения безопасности, эффективности и устойчивости транспортных систем.

Ключевые слова: цифровизация, транспорт, искусственный интеллект, оптимизация перевозочного процесса.

В современном мире цифровизация является одним из важнейших факторов, определяющих конкурентоспособность и эффективность различных отраслей экономики. Транспортная отрасль не является исключением, и сегодня сталкивается с необходимостью внедрения современных цифровых технологий для оптимизации процессов управления и контроля за транспортными операциями. [6] Внедрение цифровизации позволяет не только сделать транспортировку более безопасной и эффективной, но и внести значительный вклад в устойчивое развитие и улучшение качества жизни граждан. [1] В данной статье мы рассмотрим основные направления развития цифровизации на транспорте, а также перспективы использования новейших технологий для улучшения безопасности, эффективности и устойчивости транспортных систем.

Цифровые инструменты, применяемые в транспортной отрасли, позволяют реализовать множество задач, важнейшими из которых являются повышение безопасности движения за счет мониторинга состояния инфраструктуры и прогнозирования аварийных ситуаций, оптимизация управления транспортными потоками, стимулирование развития новейших транспортных средств и повышение качества обслуживания. [4]

1) Технология виртуальной и дополненной реальности

Технологии виртуальной и дополненной реальности представляют собой потенциально мощные инструменты для улучшения транспортной отрасли в различных аспектах. Их использование подчеркивает потенциал для улучшения обучения, обслуживания и проектирования, что приводит к улучшению эффективности и комфорта как для персонала, так и для пассажиров, и в целом улучшает опыт взаимодействия с транспортной системой.

Виртуальная реальность (Virtual Reality, VR) — это комплексная технология, которая позволяет погрузить человека в увлекательный и полностью виртуальный мир, используя специальные устройства, такие как виртуальные шлемы.

Дополненная реальность (Augmented Reality, AR) — это технология, которая позволяет объединить реальный мир с дополнительной информацией в виде текста, компьютерной графики, аудио и других элементов в режиме реального времени. Это позволяет пользователям видеть и взаимодействовать с виртуальными объектами, которые появляются в реальном окружении.

В отрасли активно используются технологии виртуальной реальности (VR) для обучения различным профессионалам, таким как пилоты, машинисты, водители и капитаны. Они также применяются для удаленного управления беспилотными устройствами.

Технологии дополненной реальности (AR) успешно применяются при цифровой трансформации складских процессов и проведении технического обслуживания и ремонта. [4]

Пример: В МАИ в 2022 году был разработан комплекс, основанный на технологиях виртуальной и дополненной реальности (VR/AR), предназначенный для тренировки и отработки практических навыков обслуживания воздушных судов. [3] Включает в себя виртуальный шлем, коммутационный модуль, контроллеры и перчатки виртуальной реальности. Этот комплекс позволяет создавать симуляцию реального рабочего окружения и эффективно тренировать процессы обслуживания и ремонта авиационной техники.

2) Робототехника

Робототехника это отрасль машиностроения, которая занимается разработкой, созданием и эксплуатацией автоматических систем и устройств, способных самостоятельно выполнять определенные задачи.

В робототехнике широко используются технологии для автоматизации складов, контейнерных терминалов и различных видов беспилотных транспортных средств, которые часто сочетаются с беспроводной связью и системами видеонаблюдения.

При роботизации складов внедряются различные решения, такие как тележки для перемещения грузов, роботизированные системы хранения, экзоскелеты, манипуляторы, а также системы для перемещения и сборки грузов.

Контейнерные терминалы также получают преимущества от робототехники с помощью самодвижущихся тележек для перевозки контейнеров и роботов-кранов, которые автоматически выполняют задачи по перемещению и обработке контейнеров.

Пример: В 2023 году Яндекс начал использовать складские роботы собственной разработки.

3) Квантовые технологии

Квантовые технологии — это современное направление науки и техники, связанное с использованием свойств квантовой механики для создания новых технологий и применений. В настоящее время квантовые технологии исследуются в различных областях, включая транспортную отрасль.

На транспорте применяются квантовые вычисления и квантовые коммуникации. Квантовые вычисления используются для оптимизации цепочек поставок, хотя в настоящее время такие проекты в основном находятся в стадии пилотных проектов за рубежом. Квантовые коммуникации, с другой стороны, используются для шифрования передаваемых данных с использованием квантового распределения ключей шифрования. В России разработкой данного технологического направления занимается РЖД (Российские железные дороги). Они активно работают над внедрением и развитием квантовых коммуникаций и их применения в различных сферах, включая транспортную инфраструктуру.

Пример: В рамках национальной программы «Цифровая экономика», РЖД разрабатывает и внедряет квантовые сети. Эти сети базируются на собственных оптоволоконных кабелях и предназначены для работы с традиционными сетями связи. Они будут использоваться как для целей РЖД, так и для защищенной передачи данных других организаций.

В 2021 году была запущена первая линия квантовой сети между Москвой и Санкт-Петербургом. Планируется, что к 2024 году будет создано квантовых сетей на протяжении 7000 километров. Это позволит обеспечить мощные и безопасные коммуникации между различными участками железнодорожной инфраструктуры и оперативно обмениваться информацией с другими организациями.

4) Искусственный Интеллект

Искусственный интеллект играет ключевую роль в транспортной отрасли, помогая создать более безопасные, эффективные и удобные транспортные системы для всех участников перевозочного процесса.

Искусственный интеллект (ИИ) — технология, позволяющая системе, машине или компьютеру выполнять задачи, требующие разумного мышления, то есть имитировать поведение человека для постепенного обучения с использованием полученной информации и решения конкретных вопросов. В транспортной отрасли уже нашли применение несколько технологий искусственного интеллекта, перечислим основные из них: распознавание изображений, распознавание речи, интерпретация естественного языка и интеллектуальная поддержка решений.

Распознавание изображений находит свое применение в беспилотном транспорте, анализе загруженности дорог, выявлении инцидентов и сканировании номерных знаков, а также в системах транспортной безопасности.

Распознавание речи и анализ естественного языка играют важную роль в автоматизированных системах взаимодействия пассажир-перевозчик.

И наконец, интеллектуальная поддержка решений используется в беспилотном транспорте, цифровых помощниках, искусственных интеллектуальных системах для автомобильных дорог и городских агломераций, а также для управления общественным транспортом.

Пример: ИИ-система «ИТС Москвы» является передовым инструментом для обеспечения безопасности и эффективности дорожного движения. Она применяет технологию распознавания изображений для обнаружения нарушений ПДД и оценки загруженности дорог. Более того, система предоставляет интеллектуальную поддержку в принятии управленческих решений, включая управление светофорами. «ИТС Москвы» постоянно совершенствуется и с 2023 года ее камеры смогут распознавать нарушения ПДД водителями СИМ. Не сложно заметить, что «ИТС Москвы» является одной из самых мощных и эффективных систем данного рода в мире, а ее ситуационный центр — самый современный в Европе.

Для отлаженной и бесперебойной работы, необходимо обратить внимание на стандарты безопасности. Нужно определить стандарты безопасности в условиях нашей страны для реализации внедрения ИИ. [5]

Для этого необходимо опробовать стандарты безопасности в пилотных зонах и в проектах, чтобы убедиться в их состоятельности, после этого закрепить стандарты в форме законов и нормативных актов.

Возможные ошибки внедрения повсеместно ИИ в транспортной области — чрезмерная автоматизация. Не нужно пытаться внедрить сразу по всей стране, нужно последовательно на пилотных проектах. [2]

Нужно проработать механизм обновления ИИ, нужно предусматривать оптимальный период обновления ПО ИИ, а также других механизмов.

Важно обеспечить прозрачность алгоритмов ИИ. Люди должны определить как алгоритм действует в той или иной ситуации — должны быть разработаны моральные нормы поведения ИИ, например, в случаях, когда нельзя избежать аварии ИЛИ внедренный в автомобиле должен решить — врезаться в столб и разбить автомобиль или спасти чью-то жизнь. [2]

Эти вопросы должны быть реализованы в единой стратегии развития ИИ в транспортной области.

Необходимо разработать системы взаимодействия ИИ между собой.

Рассмотрим информационные системы, разработанные на базе искусственного интеллекта, активно применяемые в транспортной и смежных отраслях Российской Федерации в рамках отечественной цифровизации в эпоху Международных санкций.

Система навигационных решений — ГЛОНАСС

(GLONASS) — это российская разработка, которая обеспечивает точное позиционирование объекта в пространстве с минимальной погрешностью. Для определения координат используется специальное оборудование, которое при поддержке наземной инфраструктуры связывается с сетью спутников, выведенных на околоземную орбиту.

Основное направление — автоматизированная информационная система «Эра-ГЛОНАСС». Сейчас в системе более 10 миллионов автомобилей, а всего в России 55 миллионов автомобилей. В ближайшее время планируется подключение всех автомобилей.

31 августа приняты новые стандарты системы «Эра-ГЛОНАСС», будет произведено внедрение системы предотвращения ДТП, а именно информирование в пути следования, например, появление гололеда, дорожных работ, транспортных происшествий.

Начинается внедрение с помощью «Эра-ГЛОНАСС» инструментов для персональной защиты граждан (мобильные приложения, кнопки, брелки и др. устройства), которые смогут обеспечить безопасность.

Развитие ГЛОНАСС идет в двух больших направлениях — защита информации и навигационные технологии.

В России создается первый свой подключенный к системе автомобиль «Нева» похожий по своим функциям на автомобиль тесла.

Также к системе «Эра-ГЛОНАСС» будут присоединены маломерные суда, яхты, воздушные и легко-воздушные суда для мониторинга, организации движения и вызова экстренных служб.

Многие сервисы для сельхозпродукции, авиации, навигации стали недоступны.

В условиях нынешней радиоэлектронной борьбы необходимо создание помехоустойчивой аппаратуры.

Нужно:

– создать необходимую инфраструктуру и аппаратуру,

– создать специализированного оператора, который при помощи «Эра-ГЛОНАСС» сможет предоставлять точную навигацию зарегистрированным пользователям.

Российская система передачи авиационных сообщений — информационная система «авиационная сервисная платформа»

Началось с того, что после ситуации в мире очень срочно понадобилась замена для передачи авиационных сообщений. Нужно было за год сделать систему, которую в Швейцарии создавали 70 лет.

Отдельная сложности вызывал вопрос, касающийся защиты персональных данных, построение защищенных каналов связи.

«Авиационная сервисная платформа» — это, в первую очередь, это сервис доставки авиационных сообщений. Помимо внутренней связи программа включает в себя передачу сообщений во внешний мир (международное сообщение).

У пользователей есть свой личный кабинет с защитой от нежелательных сообщений, где они могут отправлять сообщения, покупать билеты, изменять класс поездки, делать пометки о состоянии здоровья, отменять перелет.

Эта система интегрируется с международными системами передачи информации о перелетах и пассажирах.

К этой системе уже подключены 40 крупных аэропортов России, 16 находятся в стадии подключения, и с ней работают крупнейшие российские авиакомпании, такие как Аэрофлот.

Также идет развитие сообщения системы «Борт-Земля» это замена сервису «Акатц», потому что помимо мессенджера не земле потеряли сообщения, которые приходят на борт. На текущий момент идет работа над созданием трекера для мониторинга воздушных судов, а также системы передачи сообщений с борта на землю и их обработки, чтобы определять местонахождение воздушных судов, их состояние, передавать на борт метеорологическую информацию и любые ограничения.

Заключение

Цифровизация транспортной отрасли предоставляет внушительный ряд возможностей для улучшения эффективности, безопасности и удобства для участников перевозочного процесса на всех видах транспорта. Внедрение современных технологий, таких как искусственный интеллект, виртуальная реальность, робототехника и квантовые технологии, предлагает решения для оптимизации транспортных процессов, улучшения мобильности, снижения негативного воздействия на окружающую среду т повышения качества обслуживания на транспорте.

Литература:

  1. Балабанова А. В. Возможности электронного маркетинга и электронных коммуникаций для современности. Путеводитель предпринимателя. 2018. № 39. С. 23–35.
  2. Борисов А. В. Транспортный комплекс Российской Федерации в контексте обеспечения правопорядка. Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2019. № 3 (25). С. 45–48.
  3. Власов А. В., Едигарева Ю. Г. Трансформация сферы услуг в контексте развития цифровой экономики. Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2019. Т. 18. № 2. С. 96–103.
  4. Горин В. С., Степанов А. А., Мищенко Е. А. Цифровизация как фактор развития транспортно-логистической отрасли в области управления операционными процессами «цифрового» транспорта и логистики. Современная экономика: проблемы и решения. 2020. № 2 (122). С. 73–82.
  5. Кушнир А. М., Дмух А. Н. Цифровизация экономики: теоретико-методологические и практические аспекты. Вестник Юридического института МИИТ. 2019. № 2 (26). С. 68–78.
  6. Рустамова И. Т. Теоретико-методологические аспекты обеспечения устойчивости развития предприятий сферы услуг на основе формирования эффективной системы управления нематериальными активами. Москва, 2017.
Основные термины (генерируются автоматически): искусственный интеллект, транспортная отрасль, система, дополненная реальность, виртуальная реальность, Москва, перевозочный процесс, стандарт безопасности, беспилотный транспорт, естественный язык.


Ключевые слова

транспорт, искусственный интеллект, цифровизация, оптимизация перевозочного процесса

Похожие статьи

Задать вопрос