Поддержка детской инициативы в рамках организации образовательного процесса с учетом ФГОС в сфере дошкольного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (501) январь 2024 г.

Дата публикации: 15.01.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Ермосова, Л. И. Поддержка детской инициативы в рамках организации образовательного процесса с учетом ФГОС в сфере дошкольного образования / Л. И. Ермосова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 322-324. — URL: https://moluch.ru/archive/501/110112/ (дата обращения: 02.05.2024).



В настоящей статье рассматриваются принципы ФГОС ДО и ставится проблема поддержки и развития детской инициативы в рамках дошкольного учреждения.

Ключевые слова: федеральные законы об образовании, дошкольные учреждения, детская инициатива, поддержка детской инициативы.

Согласно Конституции Российской Федерации и ряду федеральных законов, а также различным нормативно-правовым документам, регулирующим образовательный процесс в нашей стране, сформирован заказ государства для системы образования — воспитание ответственного, инициативного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора человека. Необходимо добавить, что согласно принципам, выдвигаемым ФГОС ДО, ребенок признается полноценным участником образовательных отношений и одной из определяющих задач взрослых в данного рода взаимодействии является (помимо приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства) поддержка детской инициативы во всех видах деятельности, а также в организации образовательной деятельности дошкольников.

Инициатива — это внутреннее осознанно принятое решение, побуждающее к началу какого-либо дела или совершению какого-нибудь действия. Детская инициатива является одним из важнейших показателей детского развития, это способность ребенка к активным, самостоятельным действиям, в результате её проявления дети могут разрешать конфликтные ситуации с другими детьми, развивать свои коммуникативные способности, обретать навыки работы в группе сверстников, а также создавать ситуации, в которых их таланты и способности могут проявиться наиболее ярко и полно.

На сегодняшний день педагогам очень важно найти способы поддержки детской инициативы разной направленности в ходе образовательного процесса. Если раньше взрослый был главным, руководившим и направляющим по отношению к ребенку — участнику образовательных отношений, то теперь ситуация в корне изменилась — педагог и ребёнок в современной концепции дошкольного образования в нашей стране являются субъектами образовательных отношений, равными по значимости. Всегда активность взрослого, в том числе, и речевая, была гораздо выше, а в настоящее время активность ребенка должна быть, по крайней мере, не меньше, чем активность взрослого.

Таким образом, исходя из вышеобозначенного, при условии, что ребенок становится полноценным субъектом образовательных отношений, меняется и способ организации детских видов деятельности — теперь на смену руководству взрослого приходит партнерская деятельность взрослого и ребенка.

Образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольном учреждении и проявление детской инициативы дошкольников в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) предполагает активное участие детей в жизни дошкольного образовательного учреждения

Дети дошкольного возраста имеют огромный потенциал, который может быть активно использован в рамках ФГОС. Они могут быть субъектами своего обучения и развития, выражать свои интересы и предлагать новые идеи.

Например, в рамках ФГОС дети могут быть вовлечены в планирование своей деятельности и выбор игровых сюжетов или тематических занятий. Они могут предлагать свои идеи по оформлению игрового пространства, созданию коллективных проектов или организации мероприятий.

Также, детская инициатива может быть проявлена во время занятий и игр, когда дети могут самостоятельно решать задачи, делать выборы и выражать свои предпочтения. Они могут самостоятельно искать ответы на вопросы, выдвигать свои гипотезы и проверять их на практике.

Важно поддерживать и развивать детскую инициативу в рамках ФГОС, так как это способствует развитию самостоятельности, творческого мышления, коммуникативных навыков и самооценки у детей. Это формирует активную жизненную позицию у детей и способствует их готовности к обучению в будущем.

А также такая практика развивает у детей умение сотрудничать в группе, принимать решения и решать возникающие проблемы.

Детская инициатива у детей дошкольного возраста может проявляться в различных формах. Некоторые из них включают:

  1. Самостоятельное игровое поведение: дети могут инициировать игры со сверстниками, творчески развивать игровой сюжет, применяя для этого знания, полученные из различных источников, создавать новые игрушки, разрабатывать правила и организовывать игровые сценарии.
  2. Творческая инициатива: дети могут проявлять интерес к рисованию, лепке, музыке и танцам. Они могут инициировать создание собственных произведений и представлять свои творческие идеи другим.
  3. Дети учатся мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.
  4. 4.У детей развивается умение отмечать новые предметы в окружении и проявлять интерес к ним, активно обследовать вещи, практически обнаруживая их возможности.
  5. Помощь друзьям: дети могут инициировать помощь своим друзьям в решении проблем, справедливом распределении игрушек или выполнении заданий вместе.
  6. Организация мероприятий: дети могут инициировать маленькие мероприятия, такие как представления, викторины или выставки, для того чтобы поделиться знаниями и навыками со своими родителями, друзьями и педагогами.
  7. Помощь в семье: дети могут инициировать помощь по выполнению простых задач в доме, таких как поливка цветов, приготовление еды или уборка игрушек.
  8. Вовлечение в окружающую среду: дети могут инициировать активности на природе или в городской среде, такие как сбор мусора, участие в экологических проектах или организация игр на детских площадках.

Важно поддерживать и поощрять детскую инициативу, так как проявление её — это важнейший показатель развития, это способность ребенка к самостоятельным, активным действиям, это развитие коммуникативных способностей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, это развитие умения работать в группе сверстников. Инициативный ребенок — это тот, кто стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, он умеет найти занятие по желанию, заинтересовать других детей, и принять собственное решение.

Литература:

  1. Алиева Т., Урадовских Г. Детская инициатива — основа развития познания, деятельности, коммуникации. Дошкольное воспитание. 2015 — № 9.
  2. Белая К. Ю. Программы и планы в ДОО, 2014г.
  3. Большой Энциклопедический словарь. 2000г.
  4. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»
  5. Кожевникова Л. М. Карта детских инициатив / Л. М. Кожевникова — М.: Академия, 2009
  6. Короткова Н. А. Пути гибкого проектирования образовательного процесса / Н. А. Короткова — М.: Академия, 2008.
  7. Нечаев М. П., Романова Г. А. «Стратегия реализации целей и задач ФГОС ДО» «Управление ДОУ» № 7–2014
  8. Нищева Н. А. Воспитываем дошкольников самостоятельными / Н. А. Нищева // Сборник статей СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
  9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]: Режим доступа www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
  10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. № 1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»
  11. Свирская Л. Методика ведения педагогических наблюдений. Образовательные проекты, Линка-Пресс 2010
  12. Уманская Н. В. Иванова А. И. «Об инновациях ФГОС ДО», «Управление ДОУ» № 7–2014
  13. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. 2013 г.
  14. Чумичева Р. М. Концептуальные основы перехода к качественно новому уровню дошкольного образования. РГПУ 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): детская инициатива, ребенок, активность взрослого, группа сверстников, дошкольное учреждение, дошкольный возраст, образовательный процесс, организация мероприятий, отношение, способность ребенка.


Ключевые слова

поддержка детской инициативы, детская инициатива, дошкольные учреждения, федеральные законы об образовании

Похожие статьи

Задать вопрос