Индустриальные города Узбекистана: проблемы, пути и методы реконструкции г. Ангрена | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №2 (501) январь 2024 г.

Дата публикации: 17.01.2024

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Каюмова, Д. А. Индустриальные города Узбекистана: проблемы, пути и методы реконструкции г. Ангрена / Д. А. Каюмова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 40-43. — URL: https://moluch.ru/archive/501/110104/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье рассматривается инфраструктура индустриального города Ангрена (Узбекистан), проблемы и тенденции формирования благоприятной городской среды. Сложившаяся ситуация в городе оказывает негативное влияние не только на экологический аспект, но и на психологический климат в целом. Городской ландшафт, транспортная сеть, общественные пространства требуют новых решений для создания среды, которая бы обеспечивала наиболее комфортные условия для проживания жителей Ангрена. В работе предложены методы преобразования для развития городских территорий и улучшения эстетического облика города.

Ключевые слова : промышленные зоны, экология, общественный транспорт, городское озеленение, благоустройство, городской интерьер, общественные пространства, реконструкция.

Город Ангрен входит в состав больших городов Узбекистана с численностью населения 178,5 тысяч человек (согласно toshvilstat.uz, 2023 год). Территория составляет 150 км2 [20]. Ангрен — важный индустриальный узел Ташкентской области, город с резко выраженным преобладанием промышленных и транспортных функций.

Как правило, в советское время наблюдался подъем экономики Узбекистана благодаря развитию разных отраслей промышленности. Соответственно, возводились новые фабрики и заводы, большие территории отводились для строительства промышленных предприятий, которые создали базовую функцию для образования новых населенных пунктов на территории нашей Республики. Ангрен также становится быстро развивающимся индустриально-промышленным центром, которому в 1946 году присваивается статус города [21]. Здесь сформировалось большое количество крупных заводов, сыгравших роль градообразующих индустриальных объектов. К сожалению, в настоящее время большая часть этих предприятий прекратили свою деятельность, что привело к появлению в городской среде большого количества запущенных и нефункционирующих территорий. Эти деградированные зоны представляют собой непрезентабельную ситуацию являются важнейшей проблемой в градостроительной системе города. Они препятствуют развитию жилой и общественной застройки, город потерял свой облик, нарушено благоустройство, создающее при этом отрицательный психологический климат. Стоит подчеркнуть, что реорганизация индустриальных пространств выступает актуальной проблемой, так как такие территории несут большой потенциал для обустройства общественных пространств.

Важно отметить также и экологическую ситуацию города Ангрен, которая находится в напряженном и критическом состоянии. Годами действующая промышленность оказывала негативное влияние на окружающую среду (Рис 1).

Территория Ангренской ТЭС

Рис. 1. Территория Ангренской ТЭС

Это проявляется в загрязнении атмосферного воздуха, городских и пригородных почв, истощении поверхностных и грунтовых вод, в увеличении уровней шума и вибрации, изменении растительного покрова, разрушении природных ландшафтов, которые нарушили экологическое равновесие в Ангрене. Сегодня охрана окружающей среды становится вопросом первостепенной важности, требующая немедленного решения на градостроительном уровне.

Главными источниками загрязнения города являются промышленные объекты Ангренской ТЭС и Ново-Ангренской ГРЭС, что явилось нарушением состояния не только атмосферы, но также изменением биологических параметров среды почвы, поверхностных и подземных грунтовых вод, которые все больше и больше подвергаются отрицательному воздействию и не защищены от опасных отходов. Следующая отрасль промышленности, вызывающая экологические риски — это добыча угля. Разрастание угольного карьера поглощает близлежащие территории, что приводит к сокращению сельхозугодий и созданию неблагоприятных условий для жителей ближайших поселков. Такого вида техногенная городская среда оказывает глубокое влияние на главное социальное качество человека — его здоровье в широком смысле слова.

Поток автотранспорта, особенно транзитного, считается еще одним фактором, ухудшающим экологическую обстановку города. Автомобильная дорогая непрерывного движения А-373 «Ташкент-Коканд», пересекая селитебную часть города, повышает уровень загазованности, избыточного шума и вибрации на придорожных территориях (Рис 2).

Автомобильная дорогая А-373 «Ташкент-Коканд»

Рис. 2. Автомобильная дорогая А-373 «Ташкент-Коканд»

Немаловажной причиной усугубляющее экологическое положение Ангрена является отсутствие общественного пассажирского транспорта. На сегодня градостроители развитых стран мира все больше занимаются системами общественного городского транспорта, ставя задачу хотя бы на 10–15 % активно пользующихся индивидуальными автомобилями пересадить на общественный транспорт [14, с.127]. Соответственно, развитие системы общественного транспорта экологических видов, размещение мест парковки автомобилей, пространственное разделение транспортных и пешеходных путей улучшит состояние транспортной инфраструктуры города.

С ростом этих экологических проблем роль городского озеленения и благоустройства существенно возрастает. Озеленение в современных условиях является одним из важнейших задач градостроительства, имеющим санитарно-гигиеническое, архитектурно-планировочное, социальное и эстетическое значение. К сожалению, нынешнее озеленение Ангрена и ландшафтная организация промышленных территорий города не соответствует нормам. Зеленые зоны города малоэффективны и не решают задачу оздоровления городской среды (Рис 3). Существующие ландшафтно-рекреационные территории составляют малую часть от всей площади города.

Придомовая территория в квартале 2/2 г. Ангрена

Рис. 3. Придомовая территория в квартале 2/2 г. Ангрена

Санитарно-защитная зона, отделяющая селитебную зону от производственной, находится в бедственном состоянии. Узкие полоски растительности вдоль транзитной магистрали с интенсивным движением не обеспечивают ни очистки воздуха, ни даже эстетического восприятия городского ландшафта. Отсутствие каких-либо элементов в системе озеленения должно компенсироваться другими насаждениями. Немалую роль в процессе деградации природной среды играет уничтожение многолетних насаждений, с целью благоустройства и придания современного вида городу.

Огорчает то, коммерческие компании при строительной деятельности руководствуются принципом получения быстрой экономической выгоды, не пытаясь сохранить городской ландшафт. Например, на территории существующего парка города начата работа по строительству жилого комплекса «Ангрен-Сити», что влечет за собой очередную вырубку многолетних деревьев. В данной ситуации необходимо предложить комплекс мероприятий по усиление благоприятного воздействия и снижение негативного влияния среды на жизнедеятельность людей.

Сложившаяся в мире экологическая ситуация заставляет по-новому взглянуть на жизненно важную роль садов, парков, бульваров, других открытых и озелененных пространств в оздоровлении городской среды, организации отдыха и занятий физической культурой, эстетического воспитания и т. д. [2]. В целях улучшения санитарного состояния города Ангрен, разумным решением будет проведение работ по расширению площадей зеленых насаждений (создание новых парков, садов, скверов, бульваров, защитных зон и лесопарков) не только на территории самого города, но и в пригородных зонах. Возможно также создание новых зон общественного пользования на месте бывших промышленных территорий, с использованием разнообразных подходов к озеленению. Целесообразным будет компенсировать отсутствующие элементы в системе зеленых насаждений, к примеру, путем озеленения придомовых участков.

Необходимо подчеркнуть также проблему городского интерьера. Сформировавшаяся в Ангрене городская среда не отвечает потребностям развития эстетически гармоничного пространства для комфортной жизнедеятельности человека. Город как целое начинает все больше выходить из-под контроля композиционной логики [3, с.257]. Архитектурно-художественный облик жилой среды требует улучшения. Стилистическое единство фасадов нарушено, что понижает уровень привлекательности Ангрена. Открытые пространства жилых районов и микрорайонов города не облагорожены: озеленение их послужило бы дополнением при создании общей композиции города. Неудовлетворительное моральное и физическое состояние существующих объектов общественного обслуживания, которые постепенно теряют свое функциональное значение, также требуют визуального преобразования. При формировании новых пространств и возведении архитектурных объектов необходим грамотный художественный подход для внедрения их в существующую городскую среду, что подчеркнет эстетический образ городского пространства Ангрена. Особую роль в придании выразительности архитектурному облику принадлежит общегородскому центру, в который, к сожалению, уже не носит характер центрального ядра города и пространством общественного и досугового места пребывания. В функциональном значении центр города не представляет с собой системно-организованную инфраструктуру, не говоря уже о наличии эстетически и художественно значимых объектов (Рис 4) [6].

Реконструкция центрального кольца города

Рис. 4. Реконструкция центрального кольца города

Развитие городской среды все в большей степени определяется тем, насколько интенсивно островки пространства пребывания связываются в единую сеть в пределах городского ядра, насколько эффективно они сосуществуют с развитым пространством движения [3, с.272].

Также следует отметить недостаточность пешеходных зон, дополняющие ядро города и создающие городской интерьер под открытым небом. Остро стоит вопрос досуга в городе. Отсутствие таких заведений, как кинотеатр, театр, музей, библиотека, дома культуры и творчества, свидетельствуют о неразвитости досуговой инфраструктуры как для взрослых, так и для детей. Основными точками свободного времяпровождения являются магазины, дорогие кафе и рестораны. Тем самым, социально-культурная жизнь всего населения, а особенно растущего поколения не выходит за границы кварталов или районов. Для молодого поколения Ангрена не предоставлен выбор рационального проведения свободного времени из-за отсутствия досуговых пространств в городской среде. Существующие учебные центры и центры искусства не соответствуют современным потребностям детей, что является причиной неудовлетворённости жителей. Сложившаяся ситуация требует улучшения условий для удовлетворения общественных потребностей в отдыхе, общении, развитии культуры, творчества, многообразных форм досуговой активности населения. Сегодня, если судить по предпочтениям горожан, разнообразие мест приложения труда и способов проведения досуга перевешивает планировочные и экологические недостатки городов. [18, с.23] Качественная городская среда влияет на эффективность личностного общения, что подтверждается фактом продолжающегося роста крупных центров, удобных и богатых по своим возможностям ареалов общения [7, с.127]. Из этого следует, что городская среда с одной стороны — это комплекс условий для удовлетворения потребностей жителей. А с другой стороны, это совокупность условий для творческого начала.

Таким образом, вышеперечисленные градостроительные проблемы требуют применения комплексов мероприятий по адаптации территорий индустриального города Ангрен к современным условиям, а именно сделать его экологичным и гуманным. На сегодняшний день экологическая реновация, модернизация и использование научно-технологических инноваций формируют важнейшее направление развития промышленных городов. Применение этих методов послужит целесообразно использовать индустриальное наследие, то есть приобретению городу новых форм территориально-пространственной организации, эко-преобразованию и совершенствованию транспортной инфраструктуры, развитию озелененных территорий и открытых общественных пространств. Помимо этого, процесс реорганизации улучшит инвестиционный климат и активизирует процессы экономического развития Ангрена [10, с.6]. Тем самым создадутся необходимые условия для жизнедеятельности населения в городской среде, где окружающая среда будет сбалансирована с социальными потребностями жителей.

Литература:

  1. https://toshvilstat.uz/uz/
  2. Горохов, В. А. Городское зеленое строительство: Учеб. пособие для вузов / В. А. Горохов. — Москва: Стройиздат, 1991. — 416 c.
  3. Гутнов, А. Э., Глазычев, В. Мир архитектуры: Лицо города / А. Э. Гутнов, В. Глазычев. — Москва: Молодая Гвардия, 1990. — 350 c.
  4. Гутнов, А. Э. Эволюция градостроительства / А. Э. Гутнов. — Москва: Стройиздат, 1984. — 256 c.
  5. Исамухамедова, Д. У. Проект жилого района и микрорайона: учебное пособие/Мин-во высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан / Д. У. Исамухамедова. — Ташкент: Чулпан, 2012. — 160 c.
  6. Кашкина, Л. В. Основы градостроительства: учебное пособие для студентов образов.учреждений сред.проф.образования, обучающихся по специальности 2901 «Архитектура»/ Л. В. Кашкина.—Москва: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005.— 247 c.
  7. Лаппо, Г. М. География городов: Учеб. пособие для геогр. ф-тов вузов / Г. М. Лаппо. — Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 480 c.
  8. Лунц, Л. Б. Городское зеленое строительство: Учебник для вузов / Л. Б. Лунц. — 2-е изд. дополненное и переработанное. — Москва: Стройиздат, 1974. — 275 c.
  9. Малоян, Г. А. Основы градостроительства / Учебное пособие / Г. А. Малоян. — Москва: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2004. — 120 c.
  10. Потаев, Г. А. Постиндустриальные города: реновация и развитие / Г. А. Потаев. — Минск: БНТУ, 2019. — 232 с.
  11. Потаев, Г. А. Реконструкция части города: учебно-методическое пособие для студентовспециальности 1–69 01 01 «Архитектура» / Г. А. Потаев [и др.]. — Минск: БНТУ, 2022. — 44 с.
  12. Потаев, Г. А. Экологическая реновация городов / Г. А. Потаев. — Минск: Белорусский Национальный Технический Университет, 2009 г. — 172 с.
  13. Усманов, М. С. Досуг молодежи-функции и пространство / М. С. Усманов. — Ташкент: Fan va texnologiyalar nashriyot-matbaa uyi, 2021. — 160 c.
  14. Шепелев, Н. П., Шумилов, М. С. Реконструкция городской застройки: Учеб.для строит. спец.вузов/ Н. П. Шепелев, М. С. Шумилов. — Москва: Высшая школа, 2000. — 271 c.
  15. Яргина, З. Н. Эстетика города / З. Н. Яргина. — Москва: Стройиздат, 1991. — 366 c.
  16. Дрожжин, Р. А. Реабилитация промышленных территорий как один из факторов устойчивого развития городской среды / Р. А. Дрожжин, Е. А. Благиных. — Текст: непосредственный // Вестник Сибирского государственного индустриального университета. — 2016. — № 2(16). — С. 48–53.
  17. Цитман, Т. О. Реновация промышленной территории в структуре городской среды / Т. О. Цитман, А. В. Богатырева. — Текст: непосредственный // Инженерно- строительный вестник Прикаспия: научно-технический журнал / Астраханский инженерно-строительный институт. Астрахань: ГАОУ АО ВПО «АИСИ». — 2015. — № 4(14). — С. 29–35.
  18. Яницкий, О. Н. Научно-технический прогресс, человеческий фактор и воспроизводственные функции городской среды / О. Н. Яницкий. — Текст: непосредственный // Сборник научных трудов Академии наук СССР, Советского Комитета по программе ЮНЕСКО «Человек и биосфера». — Москва: ФГБУ Издательство «Наука», 1989. — С. 9–28.
  19. https://studfile.net/preview/9104791/page:8/
  20. https://en.wikipedia.org/wiki/Angren,_Uzbekistan
  21. https://m.asiaterra.info/reportazhi/angren-khronika-podbitogo-goroda
Основные термины (генерируются автоматически): Ангрен, городская среда, территория, город, городской интерьер, городской ландшафт, общественный транспорт, окружающая среда, пространство, Ангренская ТЭС.


Ключевые слова

Экология, реконструкция, благоустройство, общественный транспорт, общественные пространства, промышленные зоны, городское озеленение, городской интерьер

Похожие статьи

Задать вопрос