Духовное воспитание студентов в профессиональной образовательной организации как фактор развития нравственных ценностей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Таршилова, Е. М. Духовное воспитание студентов в профессиональной образовательной организации как фактор развития нравственных ценностей / Е. М. Таршилова, Т. А. Шматко, С. М. Горбачева, А. С. Колтакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 357-358. — URL: https://moluch.ru/archive/501/110065/ (дата обращения: 02.05.2024).



Огромное значение в формировании личности и повышении нравственности студентов имеет познание истории духовной жизни своего Отечества, родного края, жизни ушедших поколений, их дела и традиции, гражданственности.

Развитие духовной нравственности, культуры студентов в учебном заведении — значимое место образовательного процесса. Важность педагогической работы в этом направлении состоит в помощи студенту в раскрытии в себе морально-этических качеств и в достижении высокого уровня в самовоспитании. Духовно-нравственное воспитание всецело направлено на формирование морального сознания и развития нравственных чувств у студентов.

Важнейшая задача преподавателя в воспитании студентов — научить их возможности самим принимать решения, быть ответственным в делах и поступках, сформировать у них способности к самостоятельности и саморегулированию отношений. Моральные и этические требования к студентам должны быть в правилах, законах и уставах в техникумах. Преподаватель должен выбрать из этих документов выжимку из требований, с которыми необходимо сравнивать состояние духовной и нравственной воспитанности качеств личности студентов.

Наивысшие стороны нашего внутреннего мира называют духовностью, они выражаются в сердечности, любви к миру, человечности, доброте, искренности, теплоте. Необходимо создать такие условия для студентов, которые должны воспитывать в них духовно-нравственные качества человека. Для этого нужно создать новую среду воспитания студентов, в основе которой должно использоваться системное, компетентное, личностно-ориентированное, коммуникативное, культурологическое направление к подходу в обучении. Нужно разработать и внедрить инновационные материалы и технологию духовно-нравственного воспитания студентов, стоящие на принципах преемственности, альтруизма, демократизма, толерантности, сотрудничества и индивидуализации. Ввести в педагогические правила духовно-нравственного воспитания детей проявления стимулирующих, устойчивых, эмоционально-нравственных чувств, духовного поведения, творческой активности и гуманного поведения в общественных отношениях студентов. Привлечь к использованию новых форм и методов обучения и воспитания, разработать эффективные критерии духовности студентов. Использование носителей духовно-нравственных ценностей участниками педагогического процесса должно принести в результате к положительным показателям.

Мыслительные действия студентов, направленные на духовный и нравственный поиск, требуют от педагогов тщательно искать образовательную и воспитательную базу, опираясь на которую возможно было бы сформировать отношение к жизненной позиции будущих граждан России. Многие видят это в сохранении и развитии российских национальных и духовных традиций. Современное образование непосредственно влияет на формирование у студентов духовно-нравственного мировоззрения. Оно вносит немаловажный вклад в решение важных проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе, и воспитании молодежи так, чтобы нормы морали, правила и требования поведения в обществе были направлены к добру.

В настоящее время наша страна тратит много на поиски путей и методов возрождения государства российского. В Белгородской области разработано немало высокоэффективных социально-экономических программ. «Программа повышения качества жизни» — это главная губернаторская программа на Белгородчине. Выполнение этого грандиозного проекта невозможно без православной веры, возрождения духовности, исцеляющей сердце и душу. Человек, получивший от Бога священный сан, становится Его должником. Поэтому обязанность такого человека является, прежде всего, пастырство, то есть проповедь Слова Божия и совершение таинства. В истории Белгородской области примером истинного, искреннего служения Богу был святитель Иоасаф. Святитель уделял много времени, помогая нуждающимся, и чаще всего делал это незаметно. В жизни святой Иоасаф тайно помогал бедным. Накормит голодных, обогреет замерзающего человека, поговорит с наказанным за преступление, успокоит вдов и детей-сирот. Святой Иоасаф Белгородский не просто был «всепрощающим добрячком»: доброта его была строгим и справедливым милосердием христианского архипастыря. Он был прост и доступен для любого человека. Всегда был готов помочь словом и делом всем страдающим. Он всегда был справедливым человеком, невзирая на положение и статус, мог быть грубым и надменным с властью, притесняющей народ, пренебрежительно относящейся к Святому Православию. Человек, который любит Бога от всей души, кто ради великой любви к Нему не щадит своей жизни, святитель Иоасаф, чудотворец Белгородский был таким человеком, готовым оказать милосердие и помощь каждому, кто следует его наставлениям, обращается к нему. Актуальность обращения к духовному сознанию как способу гармонизации отношений человека с действительностью объясняется также и теми тенденциями, которые имеют место в развитии современного общества.

Святитель Иоасаф Белгородский прожил короткую жизнь — всего 49 лет, он не оставил после себя больших богословских трудов. Вся жизнь святого Иоасафа была посвящена вечному служению Господу. Учение Иисуса Христа о спасении являлось родной стихией святого. Всегда строгий к своей пастве, он еще более строгим был к самому себе. Он проповедовал нравственную чистоту, простоту и скромность и сам был их воплощением. Святитель Иоасаф имел незнающие границ милосердие и любовь к ближнему. Отличался благотворительными делами бедным и неимущим. Накануне больших православных праздников он посылал верного ему келейника к ним в жилища с денежным подаянием и хранил молчание о делах своих. Даже в годы гонений на православную церковь почитание святителя Иоасафа не прекращалось. Более того, в 1955 году в Трапезной церкви Свято- Троицкого Сергиевой лавры был построен и освящен предел во имя святителя Иоасафа Белгородского.

У человека в душе должна быть святыня, которую он берег бы, как свое величайшее сокровище, перед которой он искренно благоговел бы и которую любил бы всем своим сердцем. Которая возвышала бы его над повседневной житейской суетой, давала бы смысл и оценку его существованию, освящала ему жизненный путь, поддерживала и ободряла во всех испытаниях жизни. Только при наличии такой святыни жизнь человека не будет похожа на жизнь растения или животного, но будет полна глубокого внутреннего одушевления.

Литература:

  1. Белгородские Епархиальные Ведомости. — № 8, август 2005.
  2. Белоножко Е. П. Позволишь ли, мой Город Белый, напомнить славу прошлых лет…- Белгород.: Издательский центр ООО «Логия», 2005.- 158с.
  3. Кобец О. — Белгород.: Белгородская и Старооскольская епархия, 2006. — 400 с.; ил.
  4. Константинов Л. — Живое слово. Проповеди. Доклады. Статьи. — Белгород.: Белгородская и Старооскольская епархия, 2008. — 464 с.; ил.
  5. Святитель Иоасаф (Горленко). Перевод И. В. Кобелева. Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными. Церковнославянский текст и перевод. Белгород.: Крестьянское дело, 2002. — 96 с.; ил.
  6. Бушелева Б. А. Поговорим о воспитании. М., 2008 г.
  7. Журавлева А. И. Воспитываем профессионала и гражданина. СПО. — 2006
  8. Засухина А. Н. Патриотическое воспитание в ССУЗе. Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу “СПО”. — 2005. № 3.
  9. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков
Основные термины (генерируются автоматически): Белгородская область, святитель, студент.


Похожие статьи

Задать вопрос