В статье автор исследует основания наступления уголовной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость. Магистрант обращает внимание, что состав анализируемого преступления сконструирован как состав с административной преюдицией. В целях предупреждения и профилактики дорожно-транспортных происшествий, уменьшения случаев аварийности предлагается усиление уголовно-правовых мер воздействия на лиц, виновных в управлении транспортным средством в состоянии опьянения.
Ключевые слова: административная преюдиция, состояние опьянения, криминализация, механическое транспортное средство, административное наказание, медицинское освидетельствование.
Управление транспортным средством в состоянии опьянения представляет собой достаточно опасное деяние, ответственность за совершение которого предусмотрена административным и уголовным законодательством. Очевидно, что степень общественной опасности противоправных деяний значительно повышается при неоднократном их совершении. В связи с тем, что российское уголовное законодательство не знает категории «уголовный проступок», появился и активно используется новый институт для усиления мер воздействия на правонарушителей — институт «административной преюдиции».
Административная преюдиция заключается в том, что правонарушитель, ранее привлекаемый к административной ответственности за однократное нарушение закона, при его повторном совершении подвергается уголовной ответственности.
Как справедливо отмечает И. О. Грунтов «административная преюдиция в уголовном законе — это закрепленная конструкцией состава преступления преюдициальная связь между несколькими аналогичными правонарушениями, совершенными в течение года после применения к виновному мер административного взыскания за одно из правонарушений, в силу которой содеянное оценивается как преступление 1, с. 50.
Состав преступления — управление транспортным средством в состоянии опьянения, предусмотренный статьей 164.1 Уголовного кодекса российской Федерации сконструирован как состав с административной преюдицией.
В соответствии с частью 1 статьи 164.1 Уголовного кодекса Российской Федерации уголовная ответственность наступает за управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Согласно части 2 статьи 164.1 Уголовного кодекса Российской Федерации уголовной ответственности подвержены лица, управляющие автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, в состоянии опьянения, имеющие судимость за совершение в состоянии опьянения преступления, предусмотренного частями 2, 4, 6 статьи 264, либо статьи 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации 2.
Основным непосредственным объектом преступления, предусмотренного статьей 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, являются общественная безопасность в сфере обеспечения дорожного движения и эксплуатации транспорта. Жизнь, здоровье и имущество граждан являются дополнительным объектом.
Объективная сторона преступления характеризуется деянием в виде управления автомобилем в состоянии опьянения. Состав таких преступлений формальный, преступление считается оконченным с начала движения транспортного средства.
Как правило, факт употребления лицом, управляющим транспортным средством, веществ, вызывающих алкогольное опьянение, должен быть установлен по результатам освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и (или) медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а наличие в организме такого лица наркотических средств или психотропных веществ — по результатам химико–токсикологических исследований при медицинском освидетельствовании на состояние опьянения.
Для привлечения к уголовной ответственности по статье 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации необходимо, чтобы на момент управления транспортным средством в состоянии опьянения водитель уже ранее подвергался административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Кроме этого, одним из условий наступления ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения виновный должен иметь судимость за совершение вышеуказанных преступлений. При этом следует иметь в виду, что лицо, привлекаемое к ответственности, может отвечать как одному из указанных условий, так и их совокупности. Как отмечают авторы статьи «К вопросу об административной преюдиции в уголовном праве на примере преступления, предусмотренного статьей 264.1 УК РФ» Р. Л. Габдрахманов, В. Н. Кужиков, М. М. Денисенко: «... для достижения целей государственной политики, направленной на профилактику нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, подвергнутым административному наказанию за управление в состоянии опьянения, необходимо совершенствовать не только уголовное законодательство, но и административное» 4, с. 86.
Как следует из норм статьи 4.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Обстоятельства, послужившие основанием для привлечения лица к административной ответственности, не предопределяют выводы суда о виновности подсудимого в совершении преступления, предусмотренного статьей 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая устанавливается на основе всей совокупности доказательств, проверенных и оцененных посредством уголовно–процессуальных процедур.
Субъектом преступления, предусмотренного статьей 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, является достигшее 16–летнего возраста лицо, управлявшее автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Им признается не только водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение, лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением.
По смыслу уголовного закона, преступление, предусмотренное статьей 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, совершается умышленно. Его следует считать оконченным с момента начала движения транспортного средства, управляемого лицом, находящимся в состоянии опьянения 3.
Следует отметить, что процесс криминализации деяний, предусмотренных статьей 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, не завершен, что связано с необходимостью уголовно–правового воздействия на лиц, которые игнорируют запрет на управление автомобилем в состоянии опьянения. При этом требуются дальнейшие исследования, направленные на поиск действенных механизмов криминологического, уголовно–правового и уголовно–исполнительного воздействия на основные причины данного преступления, среди которых в первую очередь необходимо отметить такие разновидности деструктивного поведения, как наркомания и алкоголизм, утверждает А. С. Лебедев 5, с. 94. Следует согласиться с данным высказыванием, поскольку наблюдается практическая необходимость повышения эффективности реализации назначаемых наказаний за управление транспортным средством в состоянии опьянения. Усиление уголовно–правового воздействия позволит позитивно повлиять на показатели не только преступности, но и аварийности в российском обществе.
Литература:
- Грунтов, И. О. Уголовно–правовые нормы с административной преюдицией: специальность 12.00.08 «Уголовное право и криминология»: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Грунтов Игорь Олегович. — Минск, 1985. — 156 c. — Текст: непосредственный.
- Уголовный кодекс Российской Федерации: УК: текст с изменениями и дополнениями на 27.11.2023 года: [принят Государственной Думой 24 мая 1996 года, одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года]. — Текст: непосредственный // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
- О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 № 25: текст в редакции на 24.05.2016 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2009. — № 2.
- Габдрахманов, Р. Л. К вопросу об административной преюдиции в уголовном праве на примере преступления, предусмотренного статьей 264.1 УК РФ / Р. Л. Габдрахманов, В. Н. Кужиков, М. М. Денисенко. — Текст: непосредственный // Евразийская адвокатура. — 2021. — № 3. — С. 83–87.
- Лебедев, А. С. Особенности формирования уголовно–правового воздействия на управление транспортными средствами в состоянии опьянения / А. С. Лебедев. — Текст: непосредственный // Вестник Санкт–Петербургского университета МВД России. — 2023. — № 1. — С. 93–100.