Роль семьи и направления работы педагога-психолога для успешной адаптации ребенка к обучению в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (501) январь 2024 г.

Дата публикации: 12.01.2024

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Яковлева, Н. А. Роль семьи и направления работы педагога-психолога для успешной адаптации ребенка к обучению в школе / Н. А. Яковлева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 368-369. — URL: https://moluch.ru/archive/501/110053/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье автор исследует роль семьи и направления работы педагога-психолога для успешной адаптации ребенка к обучению в школе.

Ключевые слова: адаптация, педагог-психолог, взаимодействие семьи и педагога-психолога.

Тема успешной адаптации ребенка к школе и по сей день актуальна. Без взаимодействия семьи и школы, в том числе педагога-психолога, ребенок будет долго проходить путь приспособления и привыкания к новому для него школьному действию — обучению. Ведь семья играет доминирующую роль в формировании и развитии личности ребенка, его индивидуальных качеств и социальных свойств. Одной из целей школы является совместное с родителями воспитание и развитие ребенка, т. е. вовлечение родителей в образовательный процесс школы. Школа, как социальный институт, не только обучает, развивает и воспитывает ребенка, но и педагогически корректирует семейное воспитание.

Адаптация ребенка к новой среде обучения в школе является важным этапом его развития. Семья, педагог и педагог-психолог играют важную роль в этом процессе. Ш. А. Амонашвили [1], призывал к постоянному взаимодействию школы и семьи, которое обеспечивает комплексный подход к ребенку: «Целостность школьного и семейного воспитания, ведущая роль школы в определении направленности семейного воспитания обеспечивается привлечением семьи к планированию и осуществлению воспитательного процесса в школе». А именно, к единству социального, семейного и школьного воспитания.

Адаптация ребенка — процесс его приспособления к новым условиям, через физиологические, эмоциональные и психологические изменения.

Для ребенка, период начала учебы в школе самый сложный, так как приходится на кризис развития 7 лет, а также ребенок вливается в новый коллектив осваивая новую социальную роль ученика, овладевает коммуникативными навыками, меняет игровой вид деятельности на учебный, привыкает к новому режиму и требованиям, и в итоге испытывает большие нагрузки, в том числе и психологические. Главное, чтобы это прошло для него — благоприятно и безопасно.

Помощь при адаптации, ребенку оказывает семья, педагог и педагог-психолог — обученный специалист, помогающий детям, их родителям и педагогам преодолеть трудности, возникающие в учебном процессе. Посредством индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.

Семья является первым учителем и воспитателем своего ребенка. В семье формируются основа нравственности, ценности и жизненные принципы ребенка. В статье 44 закона Российской Федерации «Об образовании” сказано [3]: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка .”. Семья играет важную роль в адаптации ребенка к школе. Насущные потребности ребенка, такие как любовь, поддержка, помощь и понимание, являются основой успешной адаптации.

Во-первых, семья должна создать благоприятную атмосферу, поддерживать эмоциональное благополучие и мотивацию ребенка перед началом обучения. Родители должны выражать любовь, понимание и поддержку, а также регулярно общаться с ребенком по волнующим его вопросам в ожиданиях от нового этапа жизни. Семья также, может развивать навыки саморегуляции, помогающие ребенку контролировать свои эмоции, стресс и конфликты.

Во-вторых, семья должна активно участвовать в образовательном процессе, во внеурочной и досуговой деятельности, и быть в тесном контакте с педагогами и психологами школы. Родители могут получать информацию о прогрессе ребенка, его учебной деятельности и поведении, а также принимать участие в родительских собраниях, консультациях и мероприятиях, организуемых школой, такими как, праздники знаний, турниры, соревнования, олимпиады и конкурсы и т. д. Важно, чтобы семья интересовалась жизнью и успехами ребенка в школе, его эмоциональным состоянием и выражала поддержку, участвовала в его школьной жизни.

Помимо семьи, также и педагог-психолог играет значительную роль в процессе адаптации ребенка к школе. Он обладает необходимыми знаниями и навыками для оказания психологической помощи ребенку и его семье, а именно способствует разрешению проблем, связанных с обучением, социальными взаимоотношениями и эмоциональными состояниями.

Основные направления работы педагога-психолога:

– наблюдение, сбор сведений по ребенку и семье, анализ воспитательных возможностей и характера воспитания, атмосферы семьи;

– проведение психологической диагностики ребенка в начале учебного года, для выявления уровня адаптации и готовности к обучению, а также во второй половине учебного года, чтобы проанализировать динамику уровня адаптации и внести корректировку в работу с ребенком;

– проведение профилактической, просветительской и консультационной работы с педагогами и родителями (семинары-практикумы, тренинги и т. д.), знакомя их с трудностями процесса адаптации, оказывая помощь в их преодолении и оказании поддержки ребенку, родителям и педагогам, также по вопросам обучения, развития и воспитания детей;

– по итогу диагностики, проводится коррекционно-развивающая работа с первоклассниками, испытывающими трудности в школьной адаптации (индивидуально или в малых группах), а именно, работа по программе психологического сопровождения в период адаптации первоклассника к школе;

– проведение аналитической работы, оценка эффективности психологической помощи и каждого этапа работы педагога-психолога, в том числе работы по успешной адаптации ребенка к школе, а также коррекция рабочих планов;

– вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми для повышения воспитательно-образовательного процесса (совместные семейные проекты, выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями, совместные экскурсии, поездки, участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов и т. д.);

– улучшение взаимодействия педагогов, родителей и детей;

– индивидуальная работа с неблагополучными семьями;

– корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся через повышение уровня педагогической культуры родителей и т. д.

В заключении можно сказать, что роль семьи и педагога-психолога очень важны для успешной адаптации ребенка к обучению в школе. На протяжении всего процесса адаптации ребенка к школе, семья и педагог-психолог тесно и активно сотрудничают. Забота, любовь, поддержка и понимание семьи, а также профессиональная помощь педагога-психолога помогут ребенку справиться с новыми вызовами его жизни, а также найти свое место в школьной среде и добиться успехов в учебе и развитии.

Литература:

  1. Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике /Ш. А. Амонашвили. — Москва: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. — 463 с.
  2. Байбородова Л. В. Взаимодействие школы и семьи: учебно-методическое пособие / Л. В. Байбородова. — Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2003. — 224 с.
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698 (дата обращения: 17.11.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, школа, успешная адаптация ребенка, адаптация ребенка, родитель, семейное воспитание, взаимодействие семьи, вовлечение родителей, психологическая помощь.


Ключевые слова

адаптация, педагог-психолог, взаимодействие семьи и педагога-психолога

Похожие статьи

Задать вопрос