Характеристика принципов и видов административного надзора, осуществляемого органами внутренних дел | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (501) январь 2024 г.

Дата публикации: 12.01.2024

Статья просмотрена: 137 раз

Библиографическое описание:

Романюта, Т. Ю. Характеристика принципов и видов административного надзора, осуществляемого органами внутренних дел / Т. Ю. Романюта. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 253-255. — URL: https://moluch.ru/archive/501/110039/ (дата обращения: 30.04.2024).



В данной статье рассматривается многогранная сфера административного надзора, осуществляемого органами внутренних дел. Особое внимание уделяется его применению к лицам, освобожденным из мест лишения свободы. Автором обосновывается необходимость законодательного закрепления принципов административного надзора для создания более эффективной, справедливой, прозрачной и подотчетной правовой системы, гарантирующей права и свободы, как поднадзорных лиц, так и надзорных органов.

Ключевые слова: принципы, административный надзор, виды, поднадзорные лица, органы внутренних дел.

This article examines the multifaceted sphere of administrative supervision carried out by internal affairs bodies. Particular attention is paid to its application to persons released from prison. The author substantiates the need to legislate the principles of administrative supervision to create a more effective, fair, transparent and accountable legal system that guarantees the rights and freedoms of both supervised persons and supervisory authorities.

Keywords: principles, administrative supervision, types, supervised persons, internal affairs bodies.

На сегодняшний день повышенное значение приобретает вопрос соблюдения и обеспечения безопасности, правопорядка. Одним из средств, направленных на их обеспечение, вступает административный надзор, осуществляемый органами внутренних дел (далее ОВД). В этой связи чрезвычайно важным является определение теоретических основ административного надзора, что способствует более точному уяснению правовой природы данного института.

Административный надзор — многогранный механизм органов внутренних дел для обеспечения соблюдения правовых норм, охраны общественного порядка, защиты прав и свобод личности. Эта форма деятельности подразделяется на виды, каждая из которых адаптирована к конкретным обстоятельствам и целям. Углубляясь в различные виды административного контроля, М. И. Темуркаев упрощает классификацию до трех основных категорий, проводимую ОВД: общий административный надзор, надзор за неопределенным числом лиц для поддержания стандартов общественного поведения; целенаправленный административный надзор в конкретных областях, особенно в сфере безопасности дорожного движения; и целенаправленный административный надзор за лицами, ранее совершившими уголовные правонарушения [2]. Таким образом, административный надзор можно в общих чертах разделить на три категории: общий надзор за общественным поведением, специальный надзор в определенных областях, таких как безопасность дорожного движения, и целевой надзор за лицами, ранее причастными к уголовным преступлениям.

Нам же видится, что правильнее надзорную деятельность ОВД подразделить на следующие виды:

1) Надзор за общественным поведением. Эта форма надзора направлена на контроль над соблюдением гражданами установленных правил поведения в различных общественных местах, таких как улицы, площади, парки и другие места скопления людей. Его цель — поддержание порядка и обеспечение общественной безопасности.

2) Административный надзор, связанный с безопасностью дорожного движения, предполагает контроль и обеспечение соблюдения правил, регулирующих эксплуатацию транспортных средств и организацию дорожного движения.

3) Надзор за регулированием оборота оружия и системы лицензирования.

4) Надзор за частной охранной и детективной службой.

5) Надзор за освобожденными лицами, направленный на снижение риска рецидивизма и повышение общественной безопасности путем тщательного мониторинга и поддержки этих людей по мере их возвращения в общество.

Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, осуществляется на основании Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее Закон № 64).

Принципы служат основополагающими руководящими постулатами в деятельности правоохранительных органов, играя ключевую роль в формировании характера, поведения и общей эффективности их деятельности, в том числе и при осуществлении административного надзора. На это указывает и российский ученый А. В. Комиссаров, подчеркивающий основополагающий характер правовых принципов при формировании нормативной правовой основы правоохранительной деятельности и определяющий сами принципы как фундаментальные, определяющие сущность и содержание права и правовой системы в целом [1].

Осуществление административного надзора согласно Закону № 64 является одним из функциональных направлений деятельности ОВД, связанной с исполнением законодательства, направленного на ограничение прав и законных интересов граждан в целях защиты государственных и общественных интересов. Административный надзор, осуществляемый ОВД согласно Закону № 64 заключается в наблюдении за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод и за выполнением им обязанностей, предусмотренных данным законом.

Общие принципы деятельности полиции, как структурного элемента ОВД и отвечающей за обеспечение общественного порядка согласно Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее Закон № 3) содержатся в главе 2 этого нормативного правового акта. Однако в Законе № 64 нет закрепления принципов административного надзора и нет отсылок к Закону № 3. Конечно, это не означает, что сотрудники полиции не руководствуются установленными в Законе № 3 принципами при осуществлении административного надзора. Административный надзор неразрывно связан с фундаментальными принципами, лежащими в основе этого механизма регулирования. По сути, принципы образуют элементарные компоненты, составляющие теоретическую основу административного надзора.

Поскольку принципы создают основу, способствующую подотчетности, прозрачности и соблюдению верховенства закона в деятельности ОВД, в том числе административной, то потребность в их законодательном закреплении, на наш взгляд, очевидна. Поэтому, предпримем попытку сформулировать основные принципы административного надзора.

1) Исходя из основных принципов деятельности полиции, закрепленных в Законе № 3 (ст. 6) и содержания понятия административного надзора, раскрытого законодателем в ст. 1 Закона № 64, следует, что законность является основополагающим правовым принципом административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Принцип законности выражается в нескольких ключевых компонентах:

— законность установления, продления и прекращения административного надзора заключается в обеспечении правильного и законного процесса введения, продления или прекращения контроля над совершеннолетним индивидом, освобожденным из-под стражи с непогашенной судимостью;

— согласно статье 1 Закона № 64, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, осуществляется полицейскими с целью защиты государственных и общественных интересов, в соответствии со статьей 6 Закона № 3;

— принцип законности в административном надзоре выступает в качестве защиты от произвольных действий или злоупотреблений со стороны властей, подчеркивая важность соблюдения правовых процедур и соблюдения верховенства закона;

 принцип законности в условиях ограничения прав и свобод поднадзорного лица допускается исключительно при наличии конкретных оснований и соблюдением гарантий конституционных прав и свобод и включает в себя несколько аспектов: ограничение прав и свобод приемлемо только в той степени, в которой оно необходимо для обеспечения общественного порядка и обеспечения общественной безопасности и только в форме установленных судом.

Таким образом, принцип законности в административном надзоре многогранен и охватывает различные аспекты, такие как гарантированность конституционных прав, строгую форму ограничений, установленных судом, и соразмерность мер. Этот принцип гарантирует, что введение административных ограничений соответствует конституционным принципам и не нарушает неправомерных прав и свобод личности, одновременно эффективно устраняя потенциальные риски для государственных и общественных интересов от возможных действий поднадзорных лиц. Обоснованность и формы надзора определяются только судебным органом.

2) Принцип индивидуализации играет решающую роль в определении критериев ограничения конкретных прав и свобод поднадзорного лица. Несмотря на законодательное требование индивидуального подхода при выборе административных ограничений, конкретные критерии, которым необходимо следовать, законодателем четко не определены, эти критерии можно самостоятельно выделить в рамках принципа индивидуализации через различные компоненты: необходимо учитывать уникальное прошлое человека, личные качества и потенциальный риск, который он представляет для общества; аналогичным образом, при определении соответствующих административных ограничений суд должен учитывать характеристики, поведение и характер совершенных им прошлых правонарушений.

Можно утверждать, что принцип индивидуализации закрепляет необходимость индивидуального подхода, учитывающего историю и поведение человека, гарантируя, что любые административные меры являются пропорциональными конкретным обстоятельствам исходя из оценки деятельности и характера поднадзорного лица.

3) Организация административного надзора также руководствуется принципами гласности и прозрачности:

— открытость и гласность судебного разбирательства при принятии решений об установлении, продлении или прекращении административного надзора;

— принцип открытости и гласности в деятельности ОВД закреплен в статьях 4 и 23 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»;

 открытый надзор за поведением поднадзорного включает в себя информирование поднадзорных лиц о назначении, прекращении, продлении и т. д., как это предусмотрено частью 2 статьи 9 и пунктом 7 части 1 статьи 12 Закона № 64. Информация об административном надзоре предоставляется третьим лицам в соответствии с положениями статьи 13 Закона № 182.

4) Принцип конфиденциальности подразумевает необходимость неразглашения информации о личной жизни поднадзорных лиц, которая становится известной в результате надзора, а также информации, которая получается, обрабатывается и используется в контексте административного надзора.

5) Принцип ответственности. Помимо указанных принципов административного надзора, Ответственность является важнейшим компонентом любого эффективного правового механизма, без которого он может оставаться незавершенным и не может полностью достичь поставленных целей. Ответственность способствует прозрачности, доверию и справедливости внутри системы и служит сдерживающим фактором против злоупотребления властью или халатности, а также лежит в основе верховенства закона и защиты прав личности. Одновременно принцип ответственности обязывает поднадзорных лиц соблюдать административные ограничения и выполнять свои обязанности в соответствии с законом, предотвращая тем самым любые неправомерные действия или несоблюдения требований. На основании вышеизложенного есть веские основания для введения принципа ответственности как субъектов надзорной деятельности — органов внутренних дел, так и поднадзорных лиц.

Итак, нами выделены несколько видов административного надзора, осуществляемого ОВД. Одним из таких видов является административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Эффективность деятельности ОВД зависит не только от фактического исполнения, но и правового регулирования. Сформулированные нами принципы в совокупности создают основу для осуществления надзорной деятельности органами исполнительной власти, гарантируя, что такая деятельность осуществляется законным, справедливым, прозрачным и ответственным образом, обеспечивая при этом права и свободы субъектов надзора.

Для создания комплексной и эффективной системы административного надзора необходимо закрепить все эти принципы, включая ответственность, в федеральном законодательстве. Такая консолидация будет способствовать созданию более прочной и последовательной нормативно-правовой базы, регулирующей осуществление административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Литература:

  1. Комиссаров А. В. Правовые принципы деятельности внутренних войск МВД России (теоретико-правовой аспект): диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.01. Белгород, 2016. 209 с.
  2. Темуркаев М. И. Виды и формы контрольно-надзорной деятельности в органах внутренних дел // Административное право и процесс. 2022. № 3. С. 78–80.
Основные термины (генерируются автоматически): административный надзор, место лишения свободы, лицо, принцип, дорожное движение, принцип законности, надзорная деятельность, общественная безопасность, общественное поведение, общественный порядок.


Похожие статьи

Задать вопрос