Роль органов местного самоуправления в обеспечении общественного порядка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (501) январь 2024 г.

Дата публикации: 11.01.2024

Статья просмотрена: 50 раз

Библиографическое описание:

Рощупкина, Д. С. Роль органов местного самоуправления в обеспечении общественного порядка / Д. С. Рощупкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 257-259. — URL: https://moluch.ru/archive/501/110027/ (дата обращения: 07.05.2024).



В данной статье была рассмотрена роль органов местного самоуправления в обеспечении общественного порядка.

Ключевые слова: общественный порядок, органы местного самоуправления, полномочия.

Местное самоуправление в современной России — это сложное многоаспектное социальное явление. Это многозначное понятие, которое нельзя определить одним выражением, поэтому определение местного самоуправления необходимо давать сразу в нескольких аспектах:

  1. Особый способ организации власти на местах, которому присущи такие признаки, как самостоятельность в решении вопросов местного значения, выборность органов и должностных лиц, материально-финансовая независимость;
  2. Институт гражданского общества;
  3. Специфический уровень власти — власти, осуществляемой населением муниципального образования;
  4. Форма народовластия;
  5. Форма самоорганизации граждан на уровне муниципального образования.

Местное самоуправление представляет собой систему организации и деятельности людей, через которую решаются вопросы местного значения. Одним из основных направлений местного самоуправления является охрана общественного порядка, под которым понимается условие существования самого института государства [1]. Местное самоуправление — является важнейшим институтом гражданского общества в Российской Федерации, служит формой народовластия. Одним из основных признаков — местного самоуправления независимость и автономность.

Местное самоуправление имеет свою структуру органов: «представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, и иные органы, предусмотренные уставом», которые наделены каждый своим комплексом полномочий в сфере своей деятельности.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны общественного порядка носят весьма разнообразный характер. Можно выделить такие, как:

  1. Участие в профилактике терроризма, экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального образования.
  2. Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуация в границах муниципальных образованиях.
  3. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
  4. Осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципального образования.
  5. Организация и осуществление мероприятий по мобилизации граждан, мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального образования и т. д.
  6. Оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин [2].

В компетенцию органов местного самоуправления входит осуществление ряда функций, направленных на поддержание общественного порядка на территории, за которую они отвечают. Вот некоторые из основных обязанностей данных органов:

  1. Разработка и утверждение нормативных актов. Органы местного самоуправления активно занимаются разработкой и принятием законодательных актов, которые регулируют поведение жителей и предприятий в пределах муниципалитета. Эти акты могут включать в себя правила поведения, запреты и ограничения, а также предусматривать санкции за нарушение общественного порядка.
  2. Организация и проведение профилактической работы. Органы местного самоуправления проводят профилактическую работу с населением, направленную на предотвращение нарушений общественного порядка. Они организуют информационные кампании, проводят обучающие мероприятия, сотрудничают с общественными организациями и другими учреждениями для повышения осведомленности и ответственности граждан.
  3. Сотрудничество с правоохранительными органами.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в целом в России местное самоуправление организационно сформировано и действует во всех субъектах Российской Федерации. Таким образом, органы местного самоуправления играют важную роль в обеспечении общественного порядка на территории своего ведения. Они разрабатывают нормативные акты, организуют службы общественной безопасности, проводят профилактическую работу и сотрудничают с правоохранительными органами для эффективного решения задач по обеспечению безопасности и порядка.

Литература:

  1. Шадрина Лилия Валерьевна О роли и месте органов местного самоуправления в сфере обеспечения общественного порядка // Право и государство: теория и практика. 2019. № 11 (179). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-roli-i-meste-organov-mestnogo-samoupravleniya-v-sfere-obespecheniya-obschestvennogo-poryadka (дата обращения: 09.01.2024).
  2. Гаджиев, А. Ш. Проблемы обеспечения общественного порядка на уровне местного самоуправления / А. Ш. Гаджиев // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. — 2020. — Т. 36, № 4. — С. 41–45. — DOI 10.21779/2224–0241–2020–36–4–41–45. — EDN EPLYAV.
  3. Игнатюк, А. З. Роль органов местного управления и самоуправления в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности / А. З. Игнатюк, С. С. Колеско // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D. Экономические и юридические науки. — 2020. — № 13. — С. 108–111. — EDN TVTOMH.
  4. Милин, Р. Н. Роль органов местного самоуправления в обеспечении общественного порядка / Р. Н. Милин // Актуальные вопросы современных научных исследований: сборник статей VI Международной научно-практической конференции, Пенза, 10 сентября 2023 года. — Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.), 2023. — С. 135–137. — EDN ZAGZUV.
  5. «Гаджиев, А. Ш. Проблемы реализации органами местного самоуправления охраны общественного порядка / А. Ш. Гаджиев // Вестник Дагестанского государственного университета. — 2013. — № 6. — С. 107–111. — ISSN 1814–1390. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/290832 (дата обращения: 09.01.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей. — С. 1.)
  6. Татаринов, С. А. Муниципальное право Российской Федерации: учебно-методическое пособие / С. А. Татаринов, А. Ф. Москаленко. — Томск: ТГУ, 2016. — 98 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/80252 (дата обращения: 09.01.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, муниципальное образование, общественный порядок, профилактическая работа, гражданское общество, местное значение, орган, Российская Федерация, форма народовластия.


Похожие статьи

Задать вопрос